Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:37, шпаргалка
Понятие и роль финансов.
Фин. деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы и принципы.
Формы фин. деятельности государства и местного самоуправления.
Фин. система РФ и ее развитие на современном этапе.
Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции.
Финансовые органы в РФ, их правовое положение.
ФП как отрасль права: понятие, предмет, метод, отличие от других отраслей права.
Система ФП: понятие, строение, особенности.
Принципы ФП.
Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Ф-ции финансовой деят-ти выполняют также органы гос-ного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осущ-ния контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).
Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом гос-ного управления и осущ-ет гос-ное руководство в области банковской деят-ти. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит а систему центральных органов гос-ного управления. Таможенная служба является источником пополнения гос-ной казны, и возглавляет ее Гос-ный таможенный комитет.
В5
Министерство финансов РФ выделяется комплексным характером своих функций, направленных на разные стороны фин. деятельности государства, что обуславливает возможность его воздействия на эту деятельность в целом. Министерство финансов РФ действует на основании Положения о нем, утв-го Пост. Прав. РФ от 30.06.2004.
Министерство финансов РФ является ФОИВ, осуществляющим функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.
Кроме того, Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб – Федеральной налоговой службы, ФС страхового надзора, ФС финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров.
Министерство
финансов РФ осуществляет
свою деятельность во
взаимодействии с
другими ФОИВ, ОИВ
субъектов РФ, органами
МСУ, общественными
объединениями и
иными организациями.
В бюджетной сфере: 1) составляет проект федерального бюджета; 2) утверждает и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета; 3) составляет представляет в Правительство РФ отчет об исполнении федерального бюджета; 4) управляет в устан. порядке средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния; 5) осуществляет методическое руководство в области бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов; 6) методологическое обеспечение кассового обслуживания органами Федерального казначейства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; 7) управление в установленном порядке государственным долгом РФ; 8) ведет гос. долговую книгу РФ и учитывает информацию о долговых обязательствах, отраженных в долговых книгах субъектов РФ и муниципальных образований.
В сфере финансового рынка: 1) на нормативном правовом уровне определяет условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг; 2) выполняет функции эмитента гос. ценных бумаг; 3) ведет гос. регистрацию условий эмиссии и обращения гос. ценных бумаг субъектов РФ и муниц. ценных бумаг.
В страховой сфере: 1) устанавливает требования фин. устойчивости страховщиков; 2) издает норм. и метод. документы по вопросам страховой деятельности.
В таможенной сфере: 1) осуществляет контроль за исполнением таможенными органами НПА по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров; 2) совместно с Федеральной таможенной службой принимает НПА о порядке контроля таможенной стоимости товаров.
В сфере организации рынка драг. металлов и драг. камней: 1) издает НПА о порядке учета и хранения драг. металлов, драг. камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении; 2) организует формирование и использование ценностей Гос. фонда драг. металлов и драг. камней РФ.
Министерство
финансов РФ возглавляет
Министр, назначаемый
на должность и
освобождаемый от
должности Президентом
РФ по представлению
Председателя Правительства
РФ. Министр финансов
РФ несет персональную
ответственность
за выполнение возложенных
на Министерство полномочий
и реализацию гос.
политики в установленной
сфере деятельности.
В6
Виды органов, осуществляющих финансовуюдеятельность:
1)органы
общей компетенции,
осуществляющиеобщее
регулирование и
контроль
а) Президент РФ - подписывает и обнародует федеральный закон о федеральном бюджете;
б)законодательные (представительные) органыФ, субъектов РФ и муниципальных образований(например, Федеральное Собрание РФ) - рассматривают и принимают (либо отклоняют) бюджеты соответствующих уровней;
в) исполнительныеорганы РФ, ее субъектов и муниципальных образований (например, ПравительствоФ) - представляют проект бюджета в законодательные (представительные) органы, осуществляют общее управление его исполнением;
2)
органы специальной
компетенции,
а) Министерство финансов РФ. Основная задача -выработка единой государственной финансовой(включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга),кредитной, денежной политики, а также политикив сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи,производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты),включая определение таможенной стоимоститоваров и транспортных средств;
б)Федеральное казначейство РФ. Задачи:
- организация,осуществление и контроль заисполнением бюджета РФ,управление средствами на счетах Казначейства;
- регулирование финансовых отношений междубюджетом Ф и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этихфондов, контроль заих средствами;
- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;
- управление и обслуживание совместно с ЦБ РФгосударственного внутреннего и внешнего долга РФ;
в)Министерство РФ по налогам и сборам. Основные задачи в области осуществления финансовой деятельности:
- контроль заправильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов,сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственныевнебюджетные фонды;
- участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фондыналогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;
- осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов;
г) Банк России. Основные цели:
- разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику вовзаимодействии с Правительством РФ;
- монопольно осуществляет эмиссию наличныхденег и организует наличное денежное обращение;
- является кредитором последней инстанциидля кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
- устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
- устанавливает правила проведения банковских операций;
- осуществляет обслуживание счетов бюджетоввсех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручениюуполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.
В7
Финансовое право – это отрасль росс. права, нормы которой регулируют общест. отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализ-х денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и МО-й, а также иных денежных фондов публичного характера, необходимых для реализации соот. задач государства и решения вопросов местного значения.
Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между РФ, ее субъектами и местным самоуправлением в лице соот. органов. На основе этих исходных норм оно регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниц. образований, от лица которых выступают соот. гос. или муниц. органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права.
Т. обр., предмет финансового права — это финансовые отношения, т.е. общест. отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и муниц. образований (финансовых ресурсов), а также иных денежных фондов публичного характера в целях реализации задач государства и решения вопросов местного значения.
Метод финансового права - способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой способ (исходит из неравного положения сторон - из отношения власти и подчинения) и гражданско-правовой способ (основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования). Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воздействия, т. е. из тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения.
Так, государственное (конституционное) право - ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается на этих основах.
Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.
Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами
Финансовое
право находится
в тесной связи
с гражданским
правом,поскольку в
его предмет среди имущественных
отношений входят и
денежные отношения.
В8
Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в сложной целостной системе, внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимных связей регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначение — регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.
Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части: Общая и Особенная.
К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение.