Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:37, шпаргалка
Понятие и роль финансов.
Фин. деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы и принципы.
Формы фин. деятельности государства и местного самоуправления.
Фин. система РФ и ее развитие на современном этапе.
Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции.
Финансовые органы в РФ, их правовое положение.
ФП как отрасль права: понятие, предмет, метод, отличие от других отраслей права.
Система ФП: понятие, строение, особенности.
Принципы ФП.
В33
Бюджетные правоотношения, их субъекты
Бюджетные правоотношения — это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов, осуществляемые в порядке, уст-ном БК РФ.
Этим правоотношениям свойственны особенности, касающиеся их содержания и субъектного состава: 1) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных гос-ных или муниц-х денежных фондов общего (публичного) значения, находящиеся в собственности соот. терр-ного образования; 2) права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, гос-ного или муниц-го образования; 3) в бюджетных правоотношениях обязательно и непосредственно участвуют в качестве субъектов государство, гос-ные или муниц-ные образования или соответствующие ОГВ и МСУ, представляющие их интересы.
Согласно ст. 1 БК РФ, к бюджетным правоотношениям относятся: 1) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления гос-ных и муниц-х заимствований, регулирования гос-ного и муниц-го долга; 2) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Субъекты бюджетных правоотношений – это участники конкретных общественных отношений по образованию, распределению и использованию средств бюджетов всех уровней, вступившие в них для реализации своих юридических обязанностей и прав, закрепленных бюджетным законодательством РФ.
Участниками бюджетных правоотношений являются:
1) государство и его территориальные подразделения (РФ в целом, субъекты РФ, МО-ния);
2) Президент РФ; высшие должностные лица субъектов РФ, главы МО-ний; 3) законодательные (представительные) ОГВ и представительные органы МСУ;
5)
исполнительные ОГВ
(исполнительно-
6) органы денежно-кредитного регулирования, кредитные организации (Центральный банк РФ; коммерческие банки и небанковские кредитные организации (РКЦ);
7) органы гос-ного (муниц-ного) финансового контроля; 8) главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств;
9)
главные администраторы
и администраторы
доходов бюджета; 10)
главные администраторы
и администраторы
источников финансир-я
дефицита бюджета.
В34
Бюджетное устройство и бюджетная система в РФ
Согласно БК РФ (ст. 6), бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и гос. устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос. внебюджетных фондов. Включение в бюджетную систему бюджетов гос. внебюджетных фондов является весьма условным, поскольку такие фонды существенно отличаются от гос. и местных бюджетов своим предназначением, конкретным целевым содержанием, правовым режимом.
Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Т.е. бюджетное устройство — это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов.
Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. Так, для России как федеративного государства характерны три уровня бюджетной системы — федеральный бюджет, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (в т.ч. бюджеты наукоградов и ЗАТО). Все они являются самостоятельными частями бюджетной системы страны. Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления, для обеспечения их расходных обязательств.
В качестве основы бюджетного устройства БК РФ закрепил сл. принципы бюджетной системы: 1) единства бюджетной системы РФ; 2) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ3) самостоятельности бюджетов; 4) равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; 5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; 6) сбалансиро-ванности бюджета; 7) результативности и эффективности использования бюджетных средств; 8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; 9) прозрачности (открытости); 10) достоверности бюджета; 11) адресности и целевого характера бюджетных средств; 12) подведомственности расходов бюджетов; 13) единства кассы.
Принцип
единства бюджетной
системы РФ означает
единство бюджетного
законодательства РФ;
согласованные принципы
бюджетного процесса;
единую денежную систему;
использование единых
форм бюджетной документации
и бюджетной отчетности,
единой бюджетной
классификации; единство
санкций за нарушение
бюджетного законодательства,
единый порядок установления
и исполнения расходных
обязательств, формирования
доходов и осуществления
расходов бюджетов всех
уровней (ст. 29 БК РФ).
Самостоятельность
бюджетов означает право
самостоятельного сбалансирования
и утверждения бюджета
каждого уровня соответствующими
представительными
ОГВ и МСУ; право определять
направления использования
и расходования бюджетных
средств; наличие собственных
источников бюджетных
доходов, запрещение
изъятия дополнительно
полученных в ходе исполнения
бюджета доходов.
В35
К принципам, на которых основывается бюджетная система РФ, относятся:
принцип единства – означает единое бюджетное законодательство, документация, форма бюджетной отчетности, бюджетная классификация и т.д.
принцип самостоятельности бюджета – определяет самостоятельность органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении сбалансированности бюджетов соответствующих территориальных уровней, в том числе самостоятельность установления налогов и сборов в соответствии с НК РФ
принцип
равенства бюджетных
прав субъектов РФ
и муниципальных
образований –
закрепляется единые
требования к
определению полномочий
органов государственной
власти субъектов
федераций, органов
местного самоуправления
и к правилам
формирования доходов
и расходов.
На основании данных принципов выделяется ряд детализирующих принципов бюджетной системы:
разграничение доходов и расходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы
сбалансированность бюджетов
принцип эффективности использования бюджетных средств и другие
Соотношение
расходов доходам
бюджетов определяет
основной принцип
формирования бюджета,
их сбалансированность.
Превышение расходов
над доходами образует
дефицит бюджета,
превышение доходов
– профицит бюджета.
В настоящее время
бюджеты территориальных
образований, включая
РФ, формируются с
бюджетным дефицитом.
Между тем, на протяжении
ряда последних лет,
федеральный бюджет
формировался с бюджетным
профицитом, чему способствовали
высокие цены на нефть.
В36
Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе
Первоначально БК РФ определял доходы бюджета как поступающие в бюджет денежные средства в безвозмездном и безвозвратном порядке в соот. с зак-вом РФ в распоряжение органов гос. власти РФ, субъектов РФ и органов МСУ. Впоследствии данное определение утратило юридические признаки, в редакции ФЗ от 26.04.2007 акцент был сделан на экономической стороне понятия: доходы бюджета определены как поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соот. с БК РФ источником финансирования дефицита бюджета.
Все предусмотренные зак-вом доходы бюджетов по социально-экономическому признаку делятся на неск-ко групп: 1) доходы, поступающие от предприятий и других организаций различных форм собственности; 2) доходы от использования государственного и муниципального имущества; 3) доходы от государственной внешнеэкономической и иной деятельности; 4) поступления от личных доходов граждан. Такая группировка имеет значение для характеристики материального содержания доходной части бюджета, связи ее с экономикой страны.
БК РФ (ст. 41) выделяет виды доходов бюджетов в зависимости от их формы: 1) налоговые (т.е. от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним); 2) неналоговые (доходы от использования гос. и муниц. имущества, от его продажи, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, иные суммы принудительного изъятия), средства самообложения граждан и др.); 3) безвозмездные поступления (дотации, субсидии, субвенции из других бюджетов бюджетной системы РФ и иные межбюджетные трансферты; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования).
В зависимости от порядка зачисления в бюджет в теории ФП выделяют доходы закрепленные и регулирующие. Закрепленные доходы бюджетов – это доходы, которые в соот. с зак-вом полностью или в твердо фиксированной доле (в %) на постоянной основе закреплены за соот. бюджетом. БК РФ называет их «собственными доходами бюджетов» (ст. 47). В отличие от закрепленных доходов, регулирующие передаются в опр. бюджет не на постоянной основе, а на конкретный бюджетный период (напр., год) в целях сбалансирования его доходов и расходов. Это доходы, полученные бюджетом нижестоящего уровня для обеспечения его сбалансированности из средств вышестоящего бюджета (это межбюджетные трансферты).
Доходы
бюджетов распределяются
в бюджетной системе
в зависимости
от сл. критериев: 1) уровень (вид)
налогов (федеральные
налоги закрепляются
за федеральным бюджетом,
региональные –
за бюджетами субъектов
РФ, местные налоги
– за местными бюджетами).
Однако ФЗ могут устанавливаться
нормативы отчисления
части федер. налогов
в бюджеты субъектов
РФ. В отд. случаях
федер. источники
могут быть непосредственно
закреплены за местными
бюджетами (напр., госпошлина -
частично). В свою
очередь, зак-во субъектов
РФ вправе закреплять
свои доходные источники
за местными бюджетами. 2)
форма собственности
используемого или
продаваемого имущества (федеральная
государственная, государственная
субъектов РФ, муниципальная); 3)
уровень подчиненности
бюджетного учреждения,
оказывающего услуги
населению; 4) характер
нарушенного зак-ва
РФ. Так, штрафы за нарушение
законодательства, регулирующего
наиболее важные общест.
отношения, подлежат
зачислению в федер.
бюджет по нормативу 100%.
Это зак-во о конст.
строе, гос. власти РФ,
обороне и безопасности
гос-ва, гос. границе,
обороте наркотических
и психотропных веществ,
об экспорт. контроле,
банковской деятельности,
антимонопольное зак-во,
валютное, таможенное,
бюджетное (в части ФБ),
уголовное (в части преступлений
против основ КС и безопасности
гос-ва, гос. власти РФ,
мира и безопасности
человечества), уголовно-проц.
В37
Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе
Расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6). Расходы бюджетов бюджетной системы РФ осуществляются в следующих осн. направлениях (они же разделы классификации расходов бюджетов): 1) общегосударственные вопросы (функционирование Президента РФ и высших должностных лиц субъектов РФ и МО; законодательных (представительных) ОГВ и МСУ; Правительства РФ и высших исполнительных ОГВ субъектов РФ, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора; государственный материальный резерв; обслуживание государственного и муниципального долга; резервные фонды и др.). 2) национальная оборона (прежде всего Вооруженные силы РФ). 3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры, ОВД, юстиции, СИН, ФСБ, ФПС, ФСКН, МЧС, Внутренние войска МВД РФ, ФМС и др.). 4) национальная экономика (общеэкономические вопросы; топливно-энергетический комплекс; сельское хозяйство и рыболовство; водное, лесное, дорожное хозяйство; связь и средства массовой коммуникации и др.). 5) жилищно-коммунальное хозяйство. 6) охрана окружающей среды. 7) образование. 8) культура, кинематография, средства массовой информации. 9) здравоохранение, физическая культура и спорт. 10) социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и обслуживание населения). 11) межбюджетные трансферты.