Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:37, шпаргалка
Понятие и роль финансов.
Фин. деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы и принципы.
Формы фин. деятельности государства и местного самоуправления.
Фин. система РФ и ее развитие на современном этапе.
Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции.
Финансовые органы в РФ, их правовое положение.
ФП как отрасль права: понятие, предмет, метод, отличие от других отраслей права.
Система ФП: понятие, строение, особенности.
Принципы ФП.
Бюджетный процесс – это совокупность стадий следующих последовательно друг за другом не подлежащих изменению. Стадии бюджетного процесса периодически повторяются, образуют бюджетный цикл.
Выделяют:
стадия составления проекта бюджета
стадия рассмотрения проекта бюджета и его утверждение
стадия исполнения бюджета
стадия составления, внешней проверки, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности
внешняя бюджетная проверка, отчетность, бюджетный учет - нововведение бюджетного законодательства определенные ФЗ от 26.04.06.
данные определяются концепцией реформирования бюджетного процесса направленной на повышение ответственности участников бюджетного процесса и реализацию бюджетного планирования на среднесрочную перспективу.
ФЗ от 26.04.2007 определяет правило, согласно которому бюджеты должны приниматься на 3 летний период, т.е. на очередной финансовый год и плановый период на федеральном уровне. На уровне субъекта федераций и МО бюджеты могут по-прежнему планироваться на 1 год. Всеобщий экономический кризис внес корректировки согласно которым законодатель принимает федеральный бюджет на очередной финансовый год.
Бюджетному процессу свойственны принципы его осуществления.
Принципы бюджетного процесса:
полноты отражения доходов расходов и источников финансирования бюджетного дефицита
сбалансированности бюджета
результативность и эффективности использования бюджетных средств
общего покрытия расходов бюджета
прозрачности (открытость)
достоверности бюджетов
адресности и целевого характера использования бюджетных средств
подведомственности расходов
единство бюджетной системы
разграничение доходов, расходов, и источников финансирования местных бюджетов
единство
касс
В43
Порядок составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета
Составление проекта ФБ основывается на Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-эконом. развития РФ; основных направлениях бюджетной и налоговой политики в целях финансового обеспечения расходных обязательств.
Проект федерального бюджета (ФБ) утверждается сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период. Составление проектов ФБ - исключительная прерогатива Правительства РФ. Непосредственное составление проекта ФБ осуществляет Министерство финансов РФ. Порядок и сроки составления проекта ФБ устанавливается Правительством РФ с соблюдением требований, установленных БК РФ. Так, принято и действует Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 1010 "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период".
Внесение Министерством финансов РФ проекта ФЗ о ФБ в Правительство РФ осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проекта указанного закона в Гос. Думу. Правительство РФ рассматривает не позднее 20 августа текущего фин. года проект ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и вносит его не позднее 26 августа (по БК РФ – не позднее 1 октября) текущего финансового года на рассмотрение и утверждение в Гос. Думу.
Проект
ФЗ о ФБ на очередной
фин. год и плановый
период вносится в
Гос. Думу одновременно
со сл. документами и
материалами: 1) основными
направлениями бюджетной
и налоговой политики
на очередной фин. год
и плановый период; 2)
предварительными итогами
социально-экономического
развития РФ за истекший
период текущего фин.
года и ожидаемыми итогами
социально-экономического
развития РФ за текущий
фин. год; 3) прогнозом
социально-экономического
развития РФ на очередной
фин. год и плановый
период; 4) оценкой ожидаемого
исполнения федерального
бюджета за текущий
фин. год;
5) прогнозом основных
параметров бюджетной
системы РФ, в том числе
консолидированного
бюджета РФ на очередной
фин. год и плановый
период;
6) пояснительной запиской
к проекту указанного
закона.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной фин. год и плановый период, внесенный с соблюдением требований БК РФ, в течение трех дней направляется Гос. Думой в Совет Федерации, другим субъектам права зак. инициативы, в комитеты Гос. Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.
Гос. Дума рассматривает проект ФЗ о ФБ на очередной фин. год и плановый период в трех чтениях. Причем в первом чтении данный законопроект рассматривается в течение 20 дней со дня его внесения в Гос. Думу Правительством РФ. В первом чтении концепция федер. бюджета, прогноз социально-эконом. развития РФ, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.
При утверждении в первом чтении осн. характеристик федерального бюджета Гос. Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.
В случае отклонения в первом чтении проекта ФЗ о ФБ Гос. Дума может: 1) передать указанный законопроект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Гос. Думы, представителей Совета Федерации и представителей Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета; 2) вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку; 3) поставить вопрос о доверии Правительству РФ. Повторное отклонение проекта федерального закона о федеральном бюджете возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ.
Гос. Дума рассматривает проект ФБ во втором чтении в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении.
Гос. Дума рассматривает проект ФБ в третьем чтении в течение 10 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении.
В третьем чтении утверждаются ведомственная структура расходов ФБ. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. Принятый Гос. Думой ФБ в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. А он рассматривает проект ФБ в течение 14 дней со дня представления Гос. Думой. Если законопроект одобрен Советом Федерации, то он в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
В
случае отклонения ФЗ
о ФБ Президентом
РФ закон передается
для преодоления
возникших разногласий
в согласительную
комиссию. При этом
в состав согласительной
комиссии включается
представитель Президента
Российской Федерации.
Дальнейшее рассмотрение
указанного закона осуществляется
в общем порядке.
В44
Исполнение бюджета по общему правилу должно начинаться с 1 января. Если же исполнение бюджета задерживается на срок более 3 месяцев в случае невступления в законную силу закона или законного решения о бюджете к исполнение бюджета применяются более жесткие правовые регламенты. И на территории субъекта федерации РФ и муниципального образования может быть введена временная финансовая организация, призванная восстановить платежеспособность субъекта федераций и МО.
Исполнение бюджета строится на единстве кассы и подведомственности расходов.
Общая ответственность за исполнение доходов возлагается на исполнительные органы государственной власти, т.е. Правительство РФ, Правительства Субъектов РФ, местные администрации.
Непосредственную работу по исполнению бюджета осуществляют финансовые органы.
Исполнение бюджета строится на основании сводной бюджетной росписи и кассовом плане.
Исполнение
бюджета включает
исполнение по доходам
и исполнение по расходам.
Исполнение бюджетов
заканчивается подготовкой
отчета об их исполнении.
Отчет содержит
информацию по исполнению
бюджета по доходам,
по расходам, по источникам
финансирования бюджетного
дефицита.
В45
Исполнить
бюджет значит обеспечить
полное и своевременное
поступление всех предусмотренных
по бюджету доходов
и обеспечить финансированием
все запланированные
по бюджету расходы.
По расходам бюджет
исполняется специальными
субъектами — участниками
бюджетных правоотношений,
которые называются:
Главный распорядитель
средств федерального
бюджета — орган гос
власти РФ, имеющий право
распределять средства
федерального бюджета
по подведомственным
распорядителям и получателям
бюджетных средств,
определенный ведомственной
классификацией расходов
федерального бюджета.
Главный распорядитель
средств бюджета субъекта
РФ, средств местного
бюджета — орган гос
власти субъекта РФ,
орган МСУ, бюджетное
учреждение, имеющее
право распределять
бюджетные средства
по подведомственным
распорядителям и получателям
средств бюджета субъекта
РФ, средств местного
бюджета. Распорядитель
бюджетных средств —
орган гос власти или
орган МСУ, имеющие право
распределять бюджетные
средства по подведомственным
получателям бюджетных
средств. Получатель
бюджетных средств —
бюджетное учреждение
или иная организация,
имеющие право на получение
бюджетных средств в
соответствии с бюджетной
росписью на соотв. год.
В46
Контроль за исполнением бюджета. Отчет об исполнении бюджета.
Бюджетный
процесс завершается
составлением и утверждением
отчета об исполнении
бюджета, что является
важной формой контроля
за исполнением бюджета.
Отчет об исполнении
бюджета составляется
финансовыми органами
на основании ведущегося
ими через органы казначейства
учета исполнения бюджета
и отчетов учреждений
и организаций, кредитных
учреждений, участвующих
в исполнении бюджета.
Правительство РФ ежегодно
в мае следующего за
отчетным года представляет
Федеральному Собранию
отчетный доклад и отчет
об исполнении федерального
бюджета РФ за прошедший
финансовый год. В субъектах
Федерации и муниципальных
образованьях отчет
об исполнении бюджета
составляется финансовыми
органами, а затем представляется
исполнительным органам
власти, которые представляют
его представительным
органам власти. Конкретные
сроки определяются
соответствующими представительными
органами власти в нормативных
актах о бюджетном процессе
на данной территории.
Отчет об исполнении
бюджета должен составляться
по всем основным показателям
доходов и расходов
в установленном порядке
с необходимым анализом
исполнения доходов (в
том числе по обеспечению
уровня закрепленных
доходов) и расходования
средств. В случае принятия
или отклонении проекта
бюджета и отчета о его
исполнении в средствах
массовой информации
должны быть опубликованы
необходимые сведения
о причинах принятия
такого решения.
В47
В48
Резервный фонд. Фонд национального благосостояния.
В
соответствии с ФЗ
от 26 апреля 2007 года,
доходы бюджета стали
обозначаться как
нефтегазовые и не
нефтегазовые. Особое
внимание уделяется
нефтегазовым доходам.
За счет таких доходов
формируются резервный
фонд и фонд национального
благосостояния. Резервный
фонд и фонд национального
благосостояния вобрали
в себя средства стабилизационного
фонда, прекратившего
свое существование
с 1 января 2008 года. Резервный
фонд предназначен для
обеспечения расходов
на среднесрочную
перспективу в
случае значительного
снижения цен на экспортируемую
нефть. Фонд национального
благосостояния представляет
собой часть средств
федерального бюджета,
обособленно учитываемых
и управляемых, также
образуется за счет
доходов от нефти.
Непосредственное управление
данными фондами
осуществляет Минфин
России. Порядок управления
устанавливает правительство
РФ. Помимо указанных
фондов, в рамках
федерального бюджета
действует инвестиционный
фонд, за счет средств
которого осуществляется
государственная
поддержка для
наиболее приоритетных
и значимых инвестиционных
проектов. Отбор данных
проектов определяется
правительством РФ,
и проекты предполагают
долевое участие
частного капитала.
В49
В50
Федеральные и территориальные внебюджетные фонды
В системе гос-ных и муниц. целевых денежных фондов различают гос-ные внебюджетные фонды, создаваемые соответственно на основании федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законов и подзаконных НПА субъектов РФ. Изменениями БК РФ от 26.04.2007 установлено, что использование ОМСУ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств МО-ний кроме собственных местных бюджетов не допускается. Средства внебюджетных фондов не включаются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Бюджеты таких фондов утверждаются отдельным законом и служат для исполнения расходных обязательств РФ и ее субъектов. Среди указанных фондов выделяют внебюджетные фонды социальной и экономической направленности. БК РФ определяет правовые основы деятельности именно социальных гос-ных внебюджетных фондов, к которым относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Целью создания соц-ных гос-ных внебюджетных фондов является реализация конст. прав граждан на социальное обеспечение по возрасту; по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи (ст. 39, 41 КРФ).