Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:37, шпаргалка
Понятие и роль финансов.
Фин. деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы и принципы.
Формы фин. деятельности государства и местного самоуправления.
Фин. система РФ и ее развитие на современном этапе.
Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции.
Финансовые органы в РФ, их правовое положение.
ФП как отрасль права: понятие, предмет, метод, отличие от других отраслей права.
Система ФП: понятие, строение, особенности.
Принципы ФП.
Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. (например, в раздел «Правовое регулирование государственных доходов» — институты налогов с юридических и физических лиц, неналоговых доходов и др.).
В
Особенную часть
финансового права
входят разделы, в
которых сгруппированы
нормы, регулирующие
отношения в области:
а) государственной
бюджетной системы;
б) внебюджетных государственных
и муниципальных фондов;
в) финансов государственных
предприятий
В9
1) принцип социальной направленности ФП–регулирования фин. деятельности – черпает свое содержание из ст. 7 КРФ: РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантир. минимума оплаты труда, обеспечение гос-ной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление гос-ных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Для реализации всех этих мер в распоряжении гос-ва требуется сосредоточение необходимых фин. ресурсов и распределение их на соот. цели, то есть фин. деятельность опр. целенаправленности.
2) принцип федерализма – предполагает направленность ФП–регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ, на обеспечение необходимыми фин. ресурсами как выполнения функций, имеющих значение для Федерации в целом, так и для жизнедеятельности и самостоятельности (в рамках Конституции РФ) субъектов РФ. Федеральные ОГВ и ОГВ субъектов РФ осуществляют функции фин. деятельности в соот. с уст-ным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.
Так, в искл. ведении РФ находятся: установление основ федеральной фин. политики, финансовое, валютное, кредитное регулирование, федер. эконом. службы, включая федер. банки, федер. бюджет, федер. налоги и сборы, федер. фонды регионального развития (ст. 71). К совм. ведению РФ и ее субъектов отнесено уст-ние общих принципов налогообложения и сборов в РФ (и-1-72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой гос. власти (ст. 73, 76).
3) единство фин. политики и денежной системы – самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной фин. политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законом (ст. 75). Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 8). Единство фин. политики требует единой денежной системы в стране. Согласно КРФ денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются (ст. 75).
4) равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности – определяется ст. 5 КРФ (во взаимоотношениях с федеральными ОГВ все субъекты РФ между собой равноправны). На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое зак-во. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый субъект РФ осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную фин. деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.
5) самостоятельность фин. деятельности ОМСУ – гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, вводят местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ о налогах и сборах.
6) распределение функций в области ФП–регулирования на основе разделения законод-ной (предст-ной) и испол-ной ветвей ГВ. Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет полномочия законод-ных (предст-ных) и испол-ных органов власти. Так, Гос. Дума принимает, в частности, законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии (ст. 105, 106). К полномочиям Правительства РФ относятся разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114).
7) участие граждан РФ в фин. деятельности государства и органов МСУ. Данный принцип вытекает из положения Конституции РФ (ст. 32) о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.
В10
Источники финансового права РФ — это внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представ-х и испол-х ОГВ и ОМСУ, содержащие нормы финансового права. Трехуровневый состав – характерная черта источников росс. фин. права. Это обусловлено федеративным устройством гос-ва, существованием МСУ, разграничением компетенции по правовому регулированию между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Среди источников:
1)
Конституция РФ, конституции (уставы)
субъектов РФ, уставы
МО-ний. В Конституции
РФ закрепляются основы
правовой организации
фин. деятельности гос-ва
в целом и по отдельным
направлениям. Аналогичные
положения содержат
уставы субъектов РФ
и МО-ний. 2) законы (ФКЗ
«О Правительстве РФ»,
ФЗ, в т.ч. БК РФ, НК РФ,
О банках и банковской
деятельности, Об аудиторской
деятельности, О Центральном
банке РФ); 3) подзаконные
акты (НПА по вопросам
фин. деятельности гос-ва,
МО-ний, принятые на
основании и во исполнение
законов): указы Президента
РФ, Постановления Правительства
РФ, акты министерств
и ведомств, акты финансово-кредитных
органов (Минфина, ФНС,
ФТС, ЦБ РФ); 4) локальные
акты (принимаются
администрациями предприятий,
организаций, учреждений
– напр., «О порядке
распределения прибыли
предприятия»); 5) постановления
и определения КС РФ
не являются источниками
ФП; это акты толкования
права. В то же время
они играют важную роль:
в них КС РФ выражает
свои правовые позиции,
нормы, признанные неконституционными,
утрачивают силу; решения
КС РФ являются общеобязательными
на всей территории
РФ.
В11
Финансово-правовые акты – это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и ОМСУ по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. С помощью принятия финансово-правовых актов ОГВ и МСУ регулируют общественные отношения в сфере образования, распределения и использования финансовых ресурсов, а также контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах выражаются правовые формы финансовой деятельности государства и ОМСУ. ФПА устанавливают, изменяют или отменяют нормы финансового права, а также являются основанием возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений.
Классификация: 1)
по юридическим свойствам:
нормативные (содержат
общеобязательные правила
поведения для
неопределенно широкого
круга субъектов
финансовых отношений,
рассчитаны на многократное
применение) и индивидуальные (правоприменительные,
т.е. обращенные к
персонифицированным
субъектам, связанные
с возникновением,
изменением или прекращением
конкретных финансовых
правоотношений; напр.,
решение ИФНС о
предоставлении отсрочки
по уплате налогов, акт
ревизии); 2) по юридической
природе: законодательные
(ФЗ (БК, НК РФ), законы
РФ и законы субъектов
РФ, т.е. НПА высшей юридической
силы, принятые представительными
ОГВ и МСУ) и подзаконные
(т.е. принятые на основании
и во исполнение законов
как представительными,
так и исполнительными
ОГВ и МСУ);
3) по субъектам финансового
правотворчества: законы
и постановления ГД
ФС РФ; указы и распоряжения
Президента РФ; постановления
и распоряжения Правительства
РФ; акты министерств
и ведомств (разнообразные
приказы, положения,
инструкции по вопросам
финансовой деятельности);
акты ОМСУ; 4) Финансово-плановые
акты — это акты, принимаемые
в процессе финансовой
деятельности государства
и органов МСУ, которые
содержат конкретные
задания в области финансов
на определенный период,
то есть являются планами
по мобилизации, распределению
и использованию финансовых
ресурсов.
Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами социально-экономического развития.
К финансово-плановым актам относятся:
а) основной финансовый план государства — федеральный бюджет РФ, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;
б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;
г) финансовые планы страховых организаций;
д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и ОМСУ;
е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
ж) сметы бюджетных учреждений.
Финансово-плановые
акты получают свое
юридическое оформление
в актах соот. государственных
органов. Так, федеральный
бюджет утверждается
ФЗ, смета учреждения
— министерством, которому
это учреждение подчинено.
Утвержденный в установленном
порядке финансово-плановый
акт регулирует финансовые
отношения и вызывает
юридические последствия,
как любой финансово-правовой
акт. В настоящее время
в целях совершенствования
финансового планирования
предпринято составление
перспективного (трехлетнего
финансового плана)
РФ и переход к трехлетнему
бюджетному планированию
пи сохранении годового
бюджета.
В12
Понятие и виды финансово-правовых норм
Финансово-правовая норма – это установленное государством и обеспеченное мерами гос. принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования гос-ных (и муниц-х) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические обязанности и права их участников. Классификация ФП–норм:
1) по способу воздействия на участников финансовых отношений: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Обязывающие
нормы требуют
от участников финансовых
отношений совершить
опр. действия, устанавливают
их обязанности в сфере
этих отношений. Так,
ст. 32 НК РФ обязывает
налоговые органы бесплатно
информировать налогоплательщиков
о действующих налогах
и сборах, налоговом
законодательстве, порядке
исчисления и уплаты
налогов и сборов, правах
и обязанностях налогоплательщиков,
представлять формы
налоговых деклараций
и разъяснять порядок
их заполнения. Ст. 23
НК РФ обязывает налогоплательщиков
уплачивать законно
установленные налоги.
Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.
Запрещающие нормы содержат запрет на совершение каких-либо действий, устанавливают обязанность участников фин. отношений воздержаться от них. Так, субъектам РФ и органам МСУ запрещено устанавливать (вводить) налоги, не предусмотренные федеральным законодательством (ст. 5, 12 НК РФ).
Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение опр. самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Например, при установлении региональных налогов законодательными ОГВ субъектов РФ определяются в порядке и пределах НК РФ - налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Кроме того ими могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (ст. 12 НК РФ)
2) по содержанию: материальные и процессуальные.
Материальные ФП–нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т.е. материальное (денежное) содержание юридических обязанностей и прав участников финансовых отношений.
Процессуальные ФП–нормы устанавливают порядок деятельности в области образования, распределения и использования гос-ных и муниц. денежных фондов (доходов). Они требуют соблюдения предусмотренных процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия опр. органов, установленной юридической формы принимаемых решений и т.п. Например, разделы 6-8 БК РФ о порядке составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, т.е. о бюджетном процессе.
3) по времени действия: временные и бессрочные.
Структура финансово-правовой нормы:
1) гипотеза - закрепляет те обстоятельства, при которых могут возникнуть (либо не возникнуть) определенные финансовые правоотношения;
2)диспозиция - непосредственно определяет мерудолжного поведения субъектов финансово-правовых отношений;
3)
санкция - регулирует
меру ответственности
субъектов финансовых
правоотношений за
нарушениезаконодательных
предписаний, закрепленных
в диспозиции.
В13
Финансовые правоотношения — это экономико-правовые общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, имеющие властно-имущественный характер и выражающие публичные интересы.