Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:37, шпаргалка

Описание работы

Понятие и роль финансов.
Фин. деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы и принципы.
Формы фин. деятельности государства и местного самоуправления.
Фин. система РФ и ее развитие на современном этапе.
Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции.
Финансовые органы в РФ, их правовое положение.
ФП как отрасль права: понятие, предмет, метод, отличие от других отраслей права.
Система ФП: понятие, строение, особенности.
Принципы ФП.

Работа содержит 2 файла

ответы по Финансовому праву 1.docx

— 175.47 Кб (Скачать)

Нормы Общей части финансового  права конкретизируются в его Особенной  части. Особенная  часть состоит  из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие  финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. (например, в раздел «Правовое регулирование государственных доходов» — институты налогов с юридических и физических лиц, неналоговых доходов и др.).

В Особенную часть  финансового права  входят разделы, в  которых сгруппированы  нормы, регулирующие отношения в области: а) государственной  бюджетной системы; б) внебюджетных государственных и муниципальных фондов; в) финансов государственных предприятий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В9

1) принцип социальной направленности ФП–регулирования фин. деятельности – черпает свое содержание из ст. 7 КРФ: РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантир. минимума оплаты труда, обеспечение гос-ной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление гос-ных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Для реализации всех этих мер в распоряжении гос-ва требуется сосредоточение необходимых фин. ресурсов и распределение их на соот. цели, то есть фин. деятельность опр. целенаправленности.

2) принцип федерализма – предполагает направленность ФП–регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ, на обеспечение необходимыми фин. ресурсами как выполнения функций, имеющих значение для Федерации в целом, так и для жизнедеятельности и самостоятельности (в рамках Конституции РФ) субъектов РФ. Федеральные ОГВ и ОГВ субъектов РФ осуществляют функции фин. деятельности в соот. с уст-ным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.

Так, в искл. ведении  РФ находятся: установление основ федеральной  фин. политики, финансовое, валютное, кредитное регулирование, федер. эконом. службы, включая федер. банки, федер. бюджет, федер. налоги и сборы, федер. фонды регионального развития (ст. 71). К совм. ведению РФ и ее субъектов отнесено уст-ние общих принципов налогообложения и сборов в РФ (и-1-72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой гос. власти (ст. 73, 76).

3) единство фин. политики и денежной системы – самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной фин. политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законом (ст. 75). Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 8). Единство фин. политики требует единой денежной системы в стране. Согласно КРФ денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются (ст. 75).

4) равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности – определяется ст. 5 КРФ (во взаимоотношениях с федеральными ОГВ все субъекты РФ между собой равноправны). На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое зак-во. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый субъект РФ осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную фин. деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

5) самостоятельность фин. деятельности ОМСУ – гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, вводят местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ о налогах и сборах.

6) распределение функций в области ФП–регулирования на основе разделения законод-ной (предст-ной) и испол-ной ветвей ГВ. Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет полномочия законод-ных (предст-ных) и испол-ных органов власти. Так, Гос. Дума принимает, в частности, законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии (ст. 105, 106). К полномочиям Правительства РФ относятся разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114).

7) участие граждан РФ в фин. деятельности государства и органов МСУ. Данный принцип вытекает из положения Конституции РФ (ст. 32) о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

В10

Источники финансового права  РФ — это внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представ-х и испол-х ОГВ и ОМСУ, содержащие нормы финансового права. Трехуровневый состав – характерная черта источников росс. фин. права. Это обусловлено федеративным устройством гос-ва, существованием МСУ, разграничением компетенции по правовому регулированию между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Среди источников:

1) Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, уставы МО-ний. В Конституции РФ закрепляются основы правовой организации фин. деятельности гос-ва в целом и по отдельным направлениям. Аналогичные положения содержат уставы субъектов РФ и МО-ний. 2) законы (ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ, в т.ч. БК РФ, НК РФ, О банках и банковской деятельности, Об аудиторской деятельности, О Центральном банке РФ); 3) подзаконные акты (НПА по вопросам фин. деятельности гос-ва, МО-ний, принятые на основании и во исполнение законов): указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, акты финансово-кредитных органов (Минфина, ФНС, ФТС, ЦБ РФ); 4) локальные акты (принимаются администрациями предприятий, организаций, учреждений – напр., «О порядке распределения прибыли предприятия»); 5) постановления и определения КС РФ не являются источниками ФП; это акты толкования права. В то же время они играют важную роль: в них КС РФ выражает свои правовые позиции, нормы, признанные неконституционными, утрачивают силу; решения КС РФ являются общеобязательными на всей территории РФ. 
 

В11

Финансово-правовые акты – это принятые в предусмотренной  форме и имеющие  юридические последствия  решения государственных  органов и ОМСУ по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. С помощью принятия финансово-правовых актов ОГВ и  МСУ регулируют общественные отношения в сфере  образования, распределения  и использования  финансовых ресурсов, а также контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах выражаются правовые формы финансовой деятельности государства и ОМСУ. ФПА устанавливают, изменяют или отменяют нормы финансового права, а также являются основанием возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений.

Классификация: 1) по юридическим свойствам: нормативные (содержат общеобязательные правила  поведения для  неопределенно широкого круга субъектов  финансовых отношений, рассчитаны на многократное применение) и индивидуальные (правоприменительные, т.е. обращенные к  персонифицированным  субъектам, связанные  с возникновением, изменением или прекращением конкретных финансовых правоотношений; напр., решение ИФНС о  предоставлении отсрочки по уплате налогов, акт  ревизии); 2) по юридической природе: законодательные (ФЗ (БК, НК РФ), законы РФ и законы субъектов РФ, т.е. НПА высшей юридической силы, принятые представительными ОГВ и МСУ) и подзаконные (т.е. принятые на основании и во исполнение законов как представительными, так и исполнительными ОГВ и МСУ); 
3) по субъектам финансового правотворчества: законы и постановления ГД ФС РФ; указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; акты министерств и ведомств (разнообразные приказы, положения, инструкции по вопросам финансовой деятельности); акты ОМСУ; 4) Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов МСУ, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено  действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами социально-экономического развития.

К финансово-плановым актам относятся:

а) основной финансовый план государства  — федеральный  бюджет РФ, а также  государственные  бюджеты субъектов  Федерации и местные бюджеты;

б) бюджеты государственных  и муниципальных  внебюджетных фондов;

в) финансово-кредитные  и кассовые планы  банков;

г) финансовые планы  страховых организаций;

д) финансовые планы  и сметы министерств, ведомств, других органов  государственного управления и ОМСУ;

е)  финансовые планы (балансы  доходов и расходов) предприятий и объединений;

ж) сметы бюджетных  учреждений.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соот. государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается ФЗ, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт. В настоящее время в целях совершенствования финансового планирования предпринято составление перспективного (трехлетнего финансового плана) РФ и переход к трехлетнему бюджетному планированию пи сохранении годового бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В12

Понятие и виды финансово-правовых норм

Финансово-правовая норма – это  установленное государством и обеспеченное мерами гос. принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования гос-ных (и муниц-х) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические обязанности и права их участников. Классификация ФП–норм:

1) по способу воздействия  на участников  финансовых отношений:  обязывающие, запрещающие  и уполномочивающие.

Обязывающие нормы требуют  от участников финансовых отношений совершить опр. действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений. Так, 
ст. 32 НК РФ обязывает налоговые органы бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, представлять формы налоговых деклараций и разъяснять порядок их заполнения. Ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

Подавляющее число норм финансового  права носит обязывающий  характер.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение каких-либо действий, устанавливают  обязанность участников фин. отношений воздержаться от них. Так, субъектам РФ и органам МСУ запрещено устанавливать (вводить) налоги, не предусмотренные федеральным законодательством (ст. 5, 12 НК РФ).

Уполномочивающие  нормы устанавливают  права участников финансовых отношений  на совершение опр. самостоятельных  действий в предусмотренных  рамках. Например, при  установлении региональных налогов законодательными ОГВ субъектов  РФ определяются в  порядке и пределах НК РФ - налоговые  ставки, порядок и  сроки уплаты налогов. Кроме того ими  могут устанавливаться  налоговые льготы, основания и порядок  их применения (ст. 12 НК РФ)

2) по содержанию: материальные и процессуальные.

Материальные  ФП–нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т.е. материальное (денежное) содержание юридических обязанностей и прав участников финансовых отношений.

Процессуальные  ФП–нормы устанавливают  порядок деятельности в области образования, распределения и  использования гос-ных  и муниц. денежных фондов (доходов). Они  требуют соблюдения предусмотренных процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия опр. органов, установленной юридической формы принимаемых решений и т.п. Например, разделы 6-8 БК РФ о порядке составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, т.е. о бюджетном процессе.

3) по времени действия: временные и бессрочные.

  Структура финансово-правовой  нормы:

1) гипотеза - закрепляет  те обстоятельства, при которых могут  возникнуть (либо  не возникнуть) определенные  финансовые правоотношения;

2)диспозиция - непосредственно  определяет мерудолжного  поведения субъектов  финансово-правовых  отношений;

3) санкция - регулирует  меру ответственности  субъектов финансовых  правоотношений за  нарушениезаконодательных  предписаний, закрепленных  в диспозиции. 

В13 

Финансовые  правоотношения —  это экономико-правовые общественные отношения, урегулированные  нормами финансового  права, имеющие властно-имущественный  характер и выражающие публичные интересы.

Вопросы по финансовому праву.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"