Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:37, шпаргалка

Описание работы

Понятие и роль финансов.
Фин. деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы и принципы.
Формы фин. деятельности государства и местного самоуправления.
Фин. система РФ и ее развитие на современном этапе.
Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции.
Финансовые органы в РФ, их правовое положение.
ФП как отрасль права: понятие, предмет, метод, отличие от других отраслей права.
Система ФП: понятие, строение, особенности.
Принципы ФП.

Работа содержит 2 файла

ответы по Финансовому праву 1.docx

— 175.47 Кб (Скачать)

В19

Финансовый  контроль - это контроль за законностью в области образования, распределения и использования денежных ресурсов всех звеньев финансовой системы.

Финансовый  контроль подразделяется на несколько видов  по разным основаниям. В зависимости  от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности,— проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т. п.

Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций (в  ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т. д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств и т. П

В зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль, он подразделяется на: гос-ный финансовый контроль (который  делится на: общегос-ный - его осуществляют Парламент РФ, Правительство  РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральное казначейство РФ, Министерство финансов РФ, ЦБ РФ и др. органы; ведомственный - осущ-тся  ревизорами вышестоящих  органов наподотчетных  предприятиях; местный - осуществляют органы местного самоуп-ния, не входящие в систему  органов гос-ной  власти); внутрихозяйственный финансовый контроль - осущ-ется специализированными подразделениями в структуре хозяйствующих субъектов; аудит - осуществляют негос-ные, независимые хозрасчетные контрольные органы, проводящие ревизии и проверки на предприятиях и в организациях всех форм собственности. По времени осущ-ния финансовых проверок ф. к. делится на предварительный, текущий, последующий, который проводится до, во время и после проведения финансовых операций. По содержанию финансовый контроль подразделяется на: 1) бюджетный - проводимый парламентом, Счетной палатой РФ, Правительством РФ, Федеральным казначейством и т. д.; 2) налоговый - осущ-ют налоговые, таможенные, правоохранительные и др. органы; 3) банковский ф. к. - проводится ЦБ РФ, аудиторскими фирмами и т. д.; 4) валютный ф. к. - осущ-ют Правительство РФ, ЦБ РФ, иные органы и агенты валютного финансового контроля; 5) контроль за страховой деят-тью - осущ-ется Министерством финансов РФ и правоохранительными органами; 6) таможенный контроль - осущ-ется Гос-ным таможенным комитетом 
 
 

В20 

Фин. контроль представительных органов ГВ осуществляется ими непосредственно  и через специально создаваемые контрольные  органы. На федеральном  уровне важные функции  в сфере фин. контроля выполняют каждая из палат Федерального Собрания РФ.

Непосредственный  фин. контроль выражается в следующем: в компетенцию Гос. Думы входит рассмотрение и утверждение федерального бюджета, бюджетов гос-ных социальных внебюджетных фондов (предварительный контроль), а также отчетов об их исполнении (последующий контроль) (ст. 114 КРФ). 
Контрольные функции в области финансов выполняют также комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Гос. Думой в рамках своих предметов ведения (ст. 101 КРФ). Особая роль среди них принадлежит Комитету по бюджету и налогам Гос. Думы, Комитету по бюджету Совета Федерации, Комитету Гос. Думы и Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению. Фин. контроль палат ФС РФ проводится также в процессе слушаний вопросов о фин. ресурсах государства на их заседаниях. Так, Гос. Дума проводит слушания по вопросам формирования и исполнения федерального бюджета.

Что касается опосредованного  фин. контроля, то согласно 5-101 КРФ для осуществления  контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Гос. Дума образуют Счетную палату РФ, которая выделяется своим значением и правовым статусом среди специальных контрольных органов. Состав, полномочия и порядок деятельности Счетной палаты определяются ФЗ от 11.01.1995 «О Счетной палате РФ». К ведению Гос. Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов (на шесть лет). Совет Федерации назначает и освобождает от должности заместителя Председателя счетной палаты и также половину состава ее аудиторов (ст. 102, 103 КРФ).

Счетная палата РФ наделена широкими полномочиями в сфере финансового  контроля. Согласно ФЗ это постоянно действующий орган гос. фин. контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью (ст. 1 ФЗ).

Деятельность  Счетной палаты направлена на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных гос-ных расходов. К ее задачам относятся: 1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета (ФБ) и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; 2) определение эффективности и целесообразности расходов гос-ных средств и использования федеральной собственности; 3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов ФБ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; 4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных НПА ОГВ, предусматривающих расходы средств ФБ; 5) анализ выявленных отклонений от установленных показателей ФБ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение; 6) контроль за законностью и своевременностью движения средств ФБ и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях России; 7) регулярное представление Совету Федерации и Гос. Думе информации о ходе исполнения ФБ и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Таким образом, объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства ФБ, федер-х внебюджетных фондов, федеральная собственность.

В отношении государственной  собственности Счетная  палата контролирует поступление в  федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения гос. имуществом (в т.ч. его приватизации, продажи; от управления объектами федеральной собственности).

Контрольные полномочия Счетной  палаты распространяются на все гос. органы и учреждения, органы управления федеральными внебюджетными фондами; ОМСУ, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации, если они получают, перечисляют, используют средства из ФБ или используют федеральную собственность либо управляют ею; общественные объединения, негосударственные фонды, на деятельность которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею (ст. 12 ФЗ).

Счетная палата вправе проводить ревизии и тематические проверки, о результатах которых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу; при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, – передает соот. материалы в правоохранительные органы. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности виновных должностных лиц Счетная палата направляет представление органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения. При неоднократном неисполнении предписаний коллегия Счетной палаты может по согласованию с Гос. Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.

Правовой  статус и задачи Счетной  палаты РФ характеризуют  ее как высший контрольный орган в стране.

Контрольные функции в области  финансов осуществляют также представительные ОГВ субъектов РФ, что закреплено в их законодательстве в соответствии с ФЗ-ми, и ОМСУ. На уровне субъектов РФ их представительные органы власти образуют счетные (контрольно-счетные) палаты как постоянно действующие органы гос-ного фин. контроля за получением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и их внебюджетных фондов. Названные счетные палаты подотчетны представительным ОГВ субъектов РФ. Представительные ОМСУ также образуют на своем уровне контрольные органы. 

В21

Счетная палата РФ (Счетная  палата)

Структура: председатель счетной  палаты (назначается  на должность Гос. Думой по представлению Президента РФ); заместители председателя (назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ); аудиторы счетной палаты; аппарат счетной палаты

Система:

Федеральное собрание Рф =>> Счетная  палата

Сфера деят-ти: - осущ-ние  гос-ного финансового  контроля за исполнением федерального бюджета

Полномочия:

Контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая, информационная и  иная деят-ть, обеспечивающая единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов

- контролирует полноту  и своевременность  денежных поступлений,  фактическое расходование  бюджетных ассигнований  в сравнении с  закон-но утвержденными показателями федерального бюджета, выявление отклонений и нарушений, их анализ, вносит предложения по устранению

- проводит комплексные  ревизии и тематические  проверки по месту  расположения проверяемых  объектов

-осущ-ет  контроль за управлением и обслуживанием гос-ного внутреннего и внешнего долга РФ, предоставлением гос-ных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным гос-вам и межд-ным организациям

- за формированием  и эффективностью  использования средств  внебюджетных фондов  и валютных средств,  находящихся в  ведении Правительства  РФ

- за поступлением  в федеральный  бюджет средств,  полученных от  распоряжения гос-нным  имуществом, от управления  объектом федеральной собств-сти

- контроль за банковской системой 

В22

Положение  от 1.12.2004 г.

федеральное казначейство – осуществляет финансовый контроль в области исполнения федерального бюджета  и кассового обслуживания бюджетов всех территориальных  уровней.  Может  проводить как  предварительный, так  и текущий контроль за ведением финансовых операций со средствами федерального бюджета  главными распорядителями, распорядителями  и получателями бюджетных  средств . принимает меры как ограничительного, так и предупредительного и профилактического характера.

Этот  орган создан для  проведения единой государственной  политики в области  бюджета, контроля и  эффективного управления доходами и расходами. 

Функции Федерального Казначейства:

1. Осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета, управление его доходами и расходами. Казначейские органы ведут лицевые счета всех организаций, учреждений. Финансируемых из федерального бюджета. Денежные ресурсы, при этом, хранятся в Центральном Банке РФ.

2. Казначейство осуществляет  регулирование финансовых  отношений между  бюджетными и внебюджетными  органами, финансовое  исполнение и контроль за этими органами.  

3. Управление и обслуживание  совместно с Центральным  Банком государственного  внутреннего и  внешнего долга. 

В23

федеральная служба по финансовому  мониторингу –  осуществляет контроль в сфере противодействия  легализации или  отмывания доходов, полученных преступным путем  и финансирования терроризма. 

Федеральная служба по финансовому  мониторингу.

Положение, утв. Постановлением Правительства РФ

Служба  призвана осуществлять контроль и надзор за управлением юридическими и физическими  лицами, требования законодательства о  противодействии, легализации  доходов, полученных преступным путем  и финансирование терроризма.  

Полномочия:

ведет учет организаций, осуществляющих операции с денежными  средствами и иным имуществом в сфере  деятельности которых  отсутствуют надзорные  органы.

  привлекает к ответственности  лиц, допустивших  нарушение законодательства  о противодействии 

В24

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)

- явл-ся Федеральным  органом исполнительной  власти, осущ-щим  ф-ции по контролю  и надзору в  финансово-бюджетной  сфере, а также  ф-ции органа валютного  контроля

Структура: руководитель, заместители  руководителя (2), управления по основным направлениям деят-ти (10) в структуре  централизованного  аппарата

Полномочия:

- осущ-ют контроль  и надзор:

а) за использованием средств  Федерального Бюджета

б) за использованием средств  гос-ных внебюджетных фондов; материальных ценностей, находящихся  в федеральной собств-сти

в) за соблюдением валютного закон-ва

г) за соблюдением требований бюджетного закон-ва

Вопросы по финансовому праву.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"