Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:37, шпаргалка
Понятие и роль финансов.
Фин. деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы и принципы.
Формы фин. деятельности государства и местного самоуправления.
Фин. система РФ и ее развитие на современном этапе.
Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции.
Финансовые органы в РФ, их правовое положение.
ФП как отрасль права: понятие, предмет, метод, отличие от других отраслей права.
Система ФП: понятие, строение, особенности.
Принципы ФП.
В19
Финансовый контроль - это контроль за законностью в области образования, распределения и использования денежных ресурсов всех звеньев финансовой системы.
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности,— проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т. п.
Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т. д.).
Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств и т. П
В
зависимости от органов,
осуществляющих финансовый
контроль, он подразделяется
на: гос-ный финансовый
контроль (который
делится на: общегос-ный -
его осуществляют
Парламент РФ, Правительство
РФ, Министерство РФ
по налогам и сборам,
Федеральное казначейство
РФ, Министерство финансов
РФ, ЦБ РФ и др. органы;
ведомственный - осущ-тся
ревизорами вышестоящих
органов наподотчетных
предприятиях; местный -
осуществляют органы
местного самоуп-ния,
не входящие в систему
органов гос-ной
власти); внутрихозяйственный
финансовый контроль -
осущ-ется специализированными
подразделениями в структуре
хозяйствующих субъектов;
аудит - осуществляют
негос-ные, независимые
хозрасчетные контрольные
органы, проводящие
ревизии и проверки
на предприятиях и в
организациях всех форм
собственности. По времени
осущ-ния финансовых
проверок ф. к. делится
на предварительный,
текущий, последующий,
который проводится
до, во время и после
проведения финансовых
операций. По содержанию
финансовый контроль
подразделяется на: 1)
бюджетный - проводимый
парламентом, Счетной
палатой РФ, Правительством
РФ, Федеральным казначейством
и т. д.; 2) налоговый -
осущ-ют налоговые, таможенные,
правоохранительные
и др. органы; 3) банковский
ф. к. - проводится ЦБ
РФ, аудиторскими фирмами
и т. д.; 4) валютный ф.
к. - осущ-ют Правительство
РФ, ЦБ РФ, иные органы
и агенты валютного
финансового контроля; 5)
контроль за страховой
деят-тью - осущ-ется
Министерством финансов
РФ и правоохранительными
органами; 6) таможенный
контроль - осущ-ется
Гос-ным таможенным
комитетом
В20
Фин. контроль представительных органов ГВ осуществляется ими непосредственно и через специально создаваемые контрольные органы. На федеральном уровне важные функции в сфере фин. контроля выполняют каждая из палат Федерального Собрания РФ.
Непосредственный
фин. контроль выражается
в следующем: в компетенцию
Гос. Думы входит рассмотрение
и утверждение федерального
бюджета, бюджетов
гос-ных социальных
внебюджетных фондов
(предварительный
контроль), а также
отчетов об их исполнении
(последующий контроль) (ст. 114
КРФ).
Контрольные функции
в области финансов
выполняют также комитеты
и комиссии, образуемые
Советом Федерации и
Гос. Думой в рамках
своих предметов ведения
(ст. 101 КРФ). Особая роль
среди них принадлежит
Комитету по бюджету
и налогам Гос. Думы,
Комитету по бюджету
Совета Федерации, Комитету
Гос. Думы и Совета Федерации
по финансовым рынкам
и денежному обращению.
Фин. контроль палат
ФС РФ проводится также
в процессе слушаний
вопросов о фин. ресурсах
государства на их заседаниях.
Так, Гос. Дума проводит
слушания по вопросам
формирования и исполнения
федерального бюджета.
Что касается опосредованного фин. контроля, то согласно 5-101 КРФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Гос. Дума образуют Счетную палату РФ, которая выделяется своим значением и правовым статусом среди специальных контрольных органов. Состав, полномочия и порядок деятельности Счетной палаты определяются ФЗ от 11.01.1995 «О Счетной палате РФ». К ведению Гос. Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов (на шесть лет). Совет Федерации назначает и освобождает от должности заместителя Председателя счетной палаты и также половину состава ее аудиторов (ст. 102, 103 КРФ).
Счетная палата РФ наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Согласно ФЗ это постоянно действующий орган гос. фин. контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью (ст. 1 ФЗ).
Деятельность Счетной палаты направлена на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных гос-ных расходов. К ее задачам относятся: 1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета (ФБ) и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; 2) определение эффективности и целесообразности расходов гос-ных средств и использования федеральной собственности; 3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов ФБ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; 4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных НПА ОГВ, предусматривающих расходы средств ФБ; 5) анализ выявленных отклонений от установленных показателей ФБ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение; 6) контроль за законностью и своевременностью движения средств ФБ и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях России; 7) регулярное представление Совету Федерации и Гос. Думе информации о ходе исполнения ФБ и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Таким образом, объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства ФБ, федер-х внебюджетных фондов, федеральная собственность.
В отношении государственной собственности Счетная палата контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения гос. имуществом (в т.ч. его приватизации, продажи; от управления объектами федеральной собственности).
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все гос. органы и учреждения, органы управления федеральными внебюджетными фондами; ОМСУ, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации, если они получают, перечисляют, используют средства из ФБ или используют федеральную собственность либо управляют ею; общественные объединения, негосударственные фонды, на деятельность которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею (ст. 12 ФЗ).
Счетная палата вправе проводить ревизии и тематические проверки, о результатах которых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу; при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, – передает соот. материалы в правоохранительные органы. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности виновных должностных лиц Счетная палата направляет представление органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения. При неоднократном неисполнении предписаний коллегия Счетной палаты может по согласованию с Гос. Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.
Правовой статус и задачи Счетной палаты РФ характеризуют ее как высший контрольный орган в стране.
Контрольные
функции в области
финансов осуществляют
также представительные
ОГВ субъектов РФ,
что закреплено в их
законодательстве в
соответствии с ФЗ-ми,
и ОМСУ. На уровне
субъектов РФ их представительные
органы власти образуют
счетные (контрольно-счетные)
палаты как постоянно
действующие органы
гос-ного фин. контроля
за получением и использованием
средств бюджетов субъектов
РФ и их внебюджетных
фондов. Названные счетные
палаты подотчетны представительным
ОГВ субъектов РФ. Представительные
ОМСУ также образуют
на своем уровне контрольные
органы.
В21
Счетная палата РФ (Счетная палата)
Структура: председатель счетной палаты (назначается на должность Гос. Думой по представлению Президента РФ); заместители председателя (назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ); аудиторы счетной палаты; аппарат счетной палаты
Система:
Федеральное собрание Рф =>> Счетная палата
Сфера деят-ти: - осущ-ние гос-ного финансового контроля за исполнением федерального бюджета
Полномочия:
Контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая, информационная и иная деят-ть, обеспечивающая единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов
- контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с закон-но утвержденными показателями федерального бюджета, выявление отклонений и нарушений, их анализ, вносит предложения по устранению
- проводит комплексные ревизии и тематические проверки по месту расположения проверяемых объектов
-осущ-ет контроль за управлением и обслуживанием гос-ного внутреннего и внешнего долга РФ, предоставлением гос-ных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным гос-вам и межд-ным организациям
- за формированием и эффективностью использования средств внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РФ
- за поступлением в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения гос-нным имуществом, от управления объектом федеральной собств-сти
-
контроль за банковской
системой
В22
Положение от 1.12.2004 г.
федеральное казначейство – осуществляет финансовый контроль в области исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания бюджетов всех территориальных уровней. Может проводить как предварительный, так и текущий контроль за ведением финансовых операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств . принимает меры как ограничительного, так и предупредительного и профилактического характера.
Этот
орган создан для
проведения единой государственной
политики в области
бюджета, контроля и
эффективного управления
доходами и расходами.
Функции Федерального Казначейства:
1. Осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета, управление его доходами и расходами. Казначейские органы ведут лицевые счета всех организаций, учреждений. Финансируемых из федерального бюджета. Денежные ресурсы, при этом, хранятся в Центральном Банке РФ.
2. Казначейство осуществляет регулирование финансовых отношений между бюджетными и внебюджетными органами, финансовое исполнение и контроль за этими органами.
3.
Управление и обслуживание
совместно с Центральным
Банком государственного
внутреннего и
внешнего долга.
В23
федеральная
служба по финансовому
мониторингу –
осуществляет контроль
в сфере противодействия
легализации или
отмывания доходов,
полученных преступным
путем и финансирования
терроризма.
Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Положение, утв. Постановлением Правительства РФ
Служба
призвана осуществлять
контроль и надзор
за управлением юридическими
и физическими
лицами, требования
законодательства о
противодействии, легализации
доходов, полученных
преступным путем
и финансирование
терроризма.
Полномочия:
ведет учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.
привлекает к ответственности
лиц, допустивших
нарушение законодательства
о противодействии
В24
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)
- явл-ся Федеральным органом исполнительной власти, осущ-щим ф-ции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также ф-ции органа валютного контроля
Структура: руководитель, заместители руководителя (2), управления по основным направлениям деят-ти (10) в структуре централизованного аппарата
Полномочия:
- осущ-ют контроль и надзор:
а) за использованием средств Федерального Бюджета
б) за использованием средств гос-ных внебюджетных фондов; материальных ценностей, находящихся в федеральной собств-сти
в) за соблюдением валютного закон-ва
г) за соблюдением требований бюджетного закон-ва