Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:37, шпаргалка
Понятие и роль финансов.
Фин. деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы и принципы.
Формы фин. деятельности государства и местного самоуправления.
Фин. система РФ и ее развитие на современном этапе.
Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции.
Финансовые органы в РФ, их правовое положение.
ФП как отрасль права: понятие, предмет, метод, отличие от других отраслей права.
Система ФП: понятие, строение, особенности.
Принципы ФП.
В1
Финансы — это система денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения гос-ных ф-ции и задач.
Признаки финансов:
Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:
1) экономический аспект.
Финансы - экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и ф-ций гос-ва, его тер-риальных подразделений, предприятий, организаций и учреждений
2) материальный аспект.
Финансы - денежные средства, аккумулируемые в гос-ных фондах специального назначения.
Финансы - денежные фонды гос-ва, его тер-риальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.
Денежные фонды - обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самост-ность ф-ционирования.
Содержание финансов - денежные отношения, благодаря которым образуются денежные фонды гос-ва, его тер-риальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.
Виды финансов:
1) централизованные - используются для удовлетворения общих нужд соответствующей тер-рии.
Централизованные финансы включают денежные средства, которые аккумулированы:
а) в бюджете гос-ва;
б) в гос-ных внебюджетных фондах;
в) в гос-ном и банковском кредитовании;
г) в личном и имущественном гос-ном страховании;
2) децентрализованные - денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах.
К децентрализованным финансам относятся денежные средства предприятий и организаций всех форм собств-сти, учреждений и общественных организаций, отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды;
3) местные финансы - совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов на тер-рии муниципальных образований.
Ф-ции финансов:
1) распределительная - способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общ-ва в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;
2) контрольная - гос-во, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деят-тью экономических субъектов. С помощью финансов осущ-тся контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.
стабилизационная функция
стимулирующая
функция
в2
Финансовая деят-ть гос-ва — это основанная на правовых нормах публичная деят-ть субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов общего значения.
Она осущ-тся посредством привлечения денежных средств в фонды специального назначения путем распределения их между звеньями финансовой системы.
В ходе финансовой деят-ти производится образование, распределение и использование гос-ных и муниц-ных централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Гос-во сталкивается с необходимостью воздействия на различные социально-экономические процессы, на конкретных хозяйствующих субъектов и тер-риальные образования при помощи регулирования и направления денежных потоков, т. е. путем осуществления финансовой деят-ти.
Организационно-правовые особенности финансовой деят-ти гос-ва:
1) межотраслевой характер - в процессе финансовой деят-ти гос-ва и муниц-ных образований контролируется деят-ть и в др. сферах;
2) осущ-ние финансовой деят-ти - происходит в виде деят-ти представительных и исполнительных органов власти;
3) сфера финансовой деят-ти - относится к ведению федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и местных органов.
Финансовая деят-ть муниц-ных образований — это осущ-ние соответствующим муниц-ным образованием в лице компетентных органов ф-ций по планомерному аккумулированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях осущ-ния публичных задач и ф-ций местного сообщества, а также делегированных полномочий гос-ва.
Онп направлена на решение задач местного значения, которые определены закон-вом о местном самоуправлении. Финансовая деят-ть муниц-ных образований осущ-тся через органы местного самоуправления.
Методы финансовой деят-ти:
1) образование - денежные средства образуются путем обязательных платежей, а также путем добровольных платежей;
2) распределение - при распределении гос-ных денежных средств применяются два основных метода: финансирование (безвозвратное и безвозмездное предоставление этих средств) и кредитование (выделение средств на началах возмездности и возвратности);
3) использование денежных средств - поступление в процессе финансовой деят-ти денежных средств в распоряжение гос-ва, юр-ских и физ-ких лиц, использование их осущ-тся посредством расчетных операций.Единство финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в РФ, устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75 КРФ).Принцип федерализма предполагает сочетание в ФДГ общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ, обеспечение финансовыми ресурсами, необходимыми как при выполнении функций, имеющих значение для Федерации в целом, так и для жизнедеятельности и самостоятельности субъектов РФ
Принцип
приоритета публичных
интересов в ФДГ и
муниципальных образований,
ее социальная направленность -
предполагает государственное
регулирование экономики,
решение экономических
вопросов местного значения,
исходя из общезначимых
задач общества. Содержание
данного принципа образует
ст. 2 КРФ, которая устанавливает,
что человек, его права
и свободы являются
высшей ценностью; признание,
соблюдение и защита
ПиСЧиГ – обязанность
государства
В3
Финансовая деят-ть осущ-тся в правовой форме, влекущей правовые последствия, и в неправовой форме, не влекущей правовых последствий.
Правовой формой осущ-ния гос-ной деят-ти явл-ся однородное по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) функционирование гос-ных органов по руководству обществом путем принятия правовых актов.
Финансово-правовые акты — это решения органов гос-ной власти или органов местного самоуправления, принятые в
определенной форме, в пределах соответствующей компетенции и регулирующие вопросы финансовой деят-ти.
Финансово-правовые акты классифицируются по различным основаниям: по юридическим свойствам, юридической
природе, по органам, их издающим, по сферам регулируемых отношений и др.
Правовая форма финансовой деят-ти явл-ся результатом воплощения в жизнь ф-ционального взаимодействия гос-ва и права.
В деят-ти гос-ва 3 правовые формы: правотворческая деят-ть; правоучредительная деят-ть; правоприменительная деят-ть.
Нормативный финансово-правовой акт федерального уровня — это письменный док-т, принятый федеральным органом гос-ной власти в пределах своей компетенции, имеющий официальный хар-р и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование финансовой деят-ти.
Нормативные финансово-правовые акты федерального уровня принимаются по вопросам финансовой деят-ти, отнесенным Конституцией РФ к предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.
Среди них выделяются законы и подзаконные акты.
Нормативный финансово-правовой акт субъекта РФ — это письменный док-т, принятый органом гос-ной власти субъекта РФ в пределах своей компетенции, имеющий официальный хар-р и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование финансовых отношений внутри соответствующего субъекта РФ.
Нормотворчество субъектов РФ в финансовой сфере обусловлено наличием у них собственной финансовой компетенции.
Они принимаются и по определенным вопросам финансовой деят-ти муниц-ных образований.
Их систему образуют законы и подзаконные акты.
Финансово-правовой акт органа местного самоуп-ния — это публичный, официально обозначенный док-т, принятый управомоченным органом местного самоуп-ния, имеющий юр-скую силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование властных отношений.
Ведущим финансово-правовым актом местного самоуп-ния явл-ся устав соответствующего муниц-ного образования: района, города, района в городе, поселка. Принятие устава муниц-ного образования и внесение в него изменений и дополнений относятся к исключительной компетенции представительного органа муниц-ного образования
Устав муниц-ного образования подлежит гос-ной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ. Регистрация явл-ся гарантией законности деяте-ти органов местного самоуп-ния, в т.ч. и в финансовой сфере.
Органы местного самоу-ния, являясь органами публичной власти на своей тер-рии, в целях осуществления
финансовой деят-ти наделены правом издавать нормативные правовые и правоприменительные акты: постановления, решения, положения, примерные положения, временные положения, типовые положения, правила, временные правила, инструкции, временные инструкции, типовые договоры, регламенты.
Финансово-правовые акты органов местного самоуп-ния должны соответствовать ФЗ, законам субъекта РФ, подзаконным актам органов гос-ной власти. Эти акты м.б. предметом рассмотрения в суде общей компетенции и арбитражном суде; надзор осущ-тся органами прокуратуры.
Признаки финансово-правовых актов органов местного самоуправления:
подзаконность; пространственная ограниченность их юр-ской силы; обязательность для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями, расположенными в границах соответствующего муниц-ного образования; отсутствие необходимости утверждения со стороны органов гос-ной власти; возможность обжалования в судебном порядке или опротестования в порядке прокурорского надзора.
Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые соответствующими субъектами (гос-ными, муниц-ными органами, предприятиями, учреждениями, организациями) в процессе своей финансовой деят-ти и содержащие плановые показатели по аккумулированию, распределению и использованию финансов на определенный период.
К
их числу можно
отнести бюджеты
всех уровней бюджетной
системы; бюджеты
гос-ных и муниц-ных
внебюджетных фондов;
сметы бюджетных
учреждений; и др.
Финансово-плановые
акты имеют юр-ское
значение и порождают
юр-ские последствия,
т.к. оформляются актами
гос-ных органов или
органов местного самоуп-ния.
В4
финансовая система гос-ва - система форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств гос-ва, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, отраслей народного хоз-ва.
Финансовая система РФ включает в себя: 1) гос-ную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления; 2) внебюджетные специальные фонды; 3) гос-ный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне); 4) фонды страхования (имущественного и личного) и 5) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.