Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:37, шпаргалка

Описание работы

Понятие и роль финансов.
Фин. деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы и принципы.
Формы фин. деятельности государства и местного самоуправления.
Фин. система РФ и ее развитие на современном этапе.
Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции.
Финансовые органы в РФ, их правовое положение.
ФП как отрасль права: понятие, предмет, метод, отличие от других отраслей права.
Система ФП: понятие, строение, особенности.
Принципы ФП.

Работа содержит 2 файла

ответы по Финансовому праву 1.docx

— 175.47 Кб (Скачать)

Финансовые  правоотношения подразделяются:

По  содержанию на:

материальные, через которые  реализуются права  и обязанности  субъектов финансового  права (они возникают  на основании материальных норм финансового  права); процессуальные, в которых выражается юр-ская форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права (они возникают на основании процессуальных норм).

По  особенностям объекта  на:

имущественные, объектом которых  явл-ся деньги - налог, бюджетный кредит, трансферт и т. д.; неимущественные, объектом которых  явл-ся не деньги, а  иные явления, связанные  с деньгами, - проект бюджета, закон о  бюджете, финансовый контроль и т. д.

В зависимости от подотрасли, института финансового  права на: бюджетные  правоотношения; налоговые  правоотношения; неналоговые  правоотношения'; финансовые правоотношения в  области гос-ного кредита; финансовые правоотношения в  области страхования; правоотношения, возникающие  при осуществлении  гос-ных расходов, в т.ч. и при  сметно-бюджетном  финансировании; финансовые правоотношения в  области банковской деятельности; финансовые правоотношения в  области денежного  обращения и расчетов; валютные правоотношения.

Особенности финансовых правоотношений:

1) обязательнымсубъектом  финансовых правоотношений  является государство  или муниципальноеобразование (государственный или муниципальныйорган). При этом права и обязанности участниковфинансовых правоотношений четко определенынормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон;

2) обязательным объектом  финансовых правоотношений  являются соответствующие  денежные фонды;

3) финансовые правоотношений  возникают в процессе  перераспределения  денежных фондов;

4)финансовые  правоотношения имеют  властноимущественныйхарактер;

5)финансово-правовые  отношения, особенно  налоговые, наиболее  подвержены законодательнымизменениям. 
 

В14

Финансовое  право, регулируя  относящиеся к  его предмету общественные отношения, определяет круг участников или  субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают. Субъект финансового права это лицо, обладающее право-субъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового правоотношения это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях.

Особенности круга субъектов  финансового права  раскрывает их подразделение  на три основные группы: а) общественно-территориальные  образования: б) коллективные субъекты: в) индивидуальные субъекты.

К общественно-территориальным  образованьям — субъектам финансового права РФ относятся государства, автономные и административно-территориальные образования.

Такой круг субъектов свойственен  бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Принадлежность бюджета общественно-территориальным образованиям является и необходимым атрибутом, отражающим их организованность в соответствующую единицу — государство, автономию, административно-территориальное подразделение.

Коллективными субъектами финансового  права являются государственные  и общественные организации, к числу которых  относятся: органы государственной  власти и управления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности.

Органы  государственной  власти и управления относятся к числу  субъектов финансового  права, участие которых  обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации.

Особую  группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения. 
 
 
 

В15 

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в  финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок  защиты.

Административный  порядок действует, главным образом, в случае применения мер государственного принуждения, связанных  с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным  и муниципальным  органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет  свои особенности, но везде он проявляется  в форме властных велений при вынесении  решения соответствующими государственными органами.

В главе 2 Конституции  РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована  судебная защита его  прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или  бездействие) органов  государственной  власти, местного самоуправления и должностных  лиц могут быть обжалованы в суде.

Если  исчерпаны все  имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты, каждый гражданин  вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные  органы по защите прав.

Судебный  порядок применяется  и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание  с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному  государственному страхованию  и самообложению  сельского населения).

Особое  место в защите прав и законных интересов  субъектов финансового  права принадлежит  Конституционному Суду РФ. 
 
 
 
 
 
 

В16

Санкции предусматривают  последствия нарушения  правовой нормы, определяют виды и меру юридической, в данном случае —  финансово-правовой ответственности  нарушителей финансово-правовых норм. Посредством  санкций осуществляется государственное  принуждение к  исполнению финансово-правовых норм. Основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права (финансовое правонарушение), т.е. несоблюдение установленных ими правил: нецелевое использование средств, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям, несоблюдение нормативов финансовых затрат, неуплата или неполная уплата налогов, нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, представление коммерческим банком недостоверной информации Центральному банку РФ и т.п.

Финансово-правовым санкциям в сравнении  с санкциями норм других отраслей права  свойствен ряд  особенностей.

Они имеют, как правило, денежный характер и  содержат меры принудительного  воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства (прямым или косвенным  путем). Таковы наложение штрафа, начисление пеней, принудительное изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в банках,

запрет  на осуществление  банком отдельных  банковских операций и т.д.

При изъятии денежных средств в качестве финансово-правовых санкций эти средства зачисляются в государственную или муниципальную казну.

Данные  санкции распространяются на всех участников финансовых правоотношений — Российскую Федерацию, субъектов Федерации, муниципальные образования, (например, принудительное списание средств с единого  счета федерального бюджета, со счетов других соответствующих  бюджетов), органы государственной  власти и местного самоуправления, организации, на должностных лиц  и граждан (блокировка расходов получателя бюджетных средств, наложение штрафов  и пеней, приостановление  операций по счетам, штраф за несоблюдение порядка ведения  кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями и т.п.). При этом возможно одновременное применение финансово-правовой санкции к должностному лицу и организации, учреждению.

Меры  финансово-правовой ответственности  применяются государственными органами и их должностными лицами. К таким  органам относятся  федеральное казначейство, Государственный  таможенный комитет  РФ, Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам со своими структурными подразделениями. Они  применяют санкции  в административном порядке (без судебного  разбирательства). Такой  порядок является наиболее распространенным в связи с направленностью  финансово-правовых санкций на обеспечение  общегосударственных  интересов в области  финансов и необходимостью быстрого реагирования на финансовые правонарушения. Однако в соответствующих  случаях это не исключает необходимости  принятия судебных решений (арбитражного суда или суда общей  юрисдикции) по применению финансово-правовых санкций (в частности, при наличии спора, при взыскании  штрафов и пеней  с физических лиц).

Финансово-правовые санкции соединяют  в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

Для современных условий  характерно расширение круга финансово-правовых санкций, большее  разнообразие их в  сравнении с допереходным к рыночным отношениям периодом.

Среди финансово-правовых санкций с учетом основных направлений  финансовой деятельности можно выделить следующие  их группы: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, валютные. Помимо рассмотренных  санкций за нарушения  в области финансовой деятельности могут  быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового  и иного воздействия. Основанием этого  являются правонарушения соответствующего характера. 
 
 

В17

Финансовый  контроль представляет собой контроль за законностью и целесообразностью действий в области ФРИ фондов денежных средств публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее территории в отдельности.

Значение  финансового контроля обусловлено наличием функции контроля применительно к  финансам. Значение финансового контроля в том что:

проверяется финансовый порядок  осуществления финансовой деятельности всеми  органами государственной  власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями , организациями и населением.

проверяется экономическая обоснованность осуществляемых действий, а также их финансовая эффективность

основными направлениями финансового  контроля являются:

проверка  выполнения ОГР и  МС функций по ФРИ публичных фондов денежных средств

проверка  выполнения государством и муниципальными образованиями финансовых обязательств перед  населением страны

проверка  выполнения финансовых обязательств населением и хозяйствующими субъектами перед  государством и органами местного самоуправления

проверка  целесообразности и  законности использования  государственными и  муниципальными предприятиями  имеющихся в их хозяйственном ведении  и оперативном  управлении денежных средств.

проверка  соблюдения хозяйствующими субъектами правил совершения финансовых операций, денежных расчетов, хранения денежных средств

выявление финансовых резервов для более эффективного развития как территориальных  образований в  целом, так и хозяйствующих  субъектов в частности

устранение  и предупреждение нарушений финансовой дисциплины 

Финансовая  дисциплина тесно  взаимосвязана с  финансовым контролем  и представляет собой  четкое соблюдение установленных  предписаний и  порядка образования, распределения и  использования публичных  фондов денежных средств.  
 

В18

. Финансово-правовая  ответственность. 

ФПО - форма реогирования гос-ва на наруш-я  устан-го порядка  общ-х отн-й, возникающ. в процессе фин. деят-ти Г. Предст собой прав\отн  м\у гос-м  и  выступает в лице уполномоченных орг-в  и долж-х лиц, и  субъекта права, отвеч-ми п\д обществом и гос-м за точную и добросовестную реал-цию содерж-ся в нормах права требоваий. Привлечение к ответ-ти - разновидность примененения права . Цели: 1. восстановить по мере возм-ти то состояние общ-й жизни, кот было до соверешения прав\наруш. 2 понести наказание за совер-е прав\наруш-я

Принципы  финансово-правовой ответственности.

1. законность -  примен-ся  ФПО только при  наличии вины за  соверш-е противоправн. деяния, за кот  гос-м предусмотрена  ответ-ть. 2. спаведливость  –исключение случаев привлечения к отв-ти невиновных лиц. Наказание должно соответ-ть тяжести совершен. пеступления. 3.  ответ-ть за вину – лицо не м. подвергаться негатив-м послед-м, пока его  вина не будет доказана. 4. гуманизм – репрессивн. меры применяемые гос-м не д. унижать человеч достоинство и причинять физич и психич страдания. 5. целесообразность – нет необх-ти привлекать к отв-ти лицо, если прошло значит-е время после соверш-я правонаруш-я. 6. неотвратимость – к отв-ти будет привлечено любое лицо совершившее прав\наруш и никакими ср-ми избежать привлечения к отв-ти не удастся. 7. индивидуальность – отв-ть будет нести конкретн. долж-е лицо, допустившее прав\наруш фин дисциплины и перложить ответ-ть на др лиц никак не возможно.  
 
 

Вопросы по финансовому праву.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"