Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:37, шпаргалка
Понятие и роль финансов.
Фин. деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы и принципы.
Формы фин. деятельности государства и местного самоуправления.
Фин. система РФ и ее развитие на современном этапе.
Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции.
Финансовые органы в РФ, их правовое положение.
ФП как отрасль права: понятие, предмет, метод, отличие от других отраслей права.
Система ФП: понятие, строение, особенности.
Принципы ФП.
Финансовые правоотношения подразделяются:
По содержанию на:
материальные, через которые реализуются права и обязанности субъектов финансового права (они возникают на основании материальных норм финансового права); процессуальные, в которых выражается юр-ская форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права (они возникают на основании процессуальных норм).
По особенностям объекта на:
имущественные, объектом которых явл-ся деньги - налог, бюджетный кредит, трансферт и т. д.; неимущественные, объектом которых явл-ся не деньги, а иные явления, связанные с деньгами, - проект бюджета, закон о бюджете, финансовый контроль и т. д.
В зависимости от подотрасли, института финансового права на: бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения; неналоговые правоотношения'; финансовые правоотношения в области гос-ного кредита; финансовые правоотношения в области страхования; правоотношения, возникающие при осуществлении гос-ных расходов, в т.ч. и при сметно-бюджетном финансировании; финансовые правоотношения в области банковской деятельности; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.
Особенности финансовых правоотношений:
1) обязательнымсубъектом финансовых правоотношений является государство или муниципальноеобразование (государственный или муниципальныйорган). При этом права и обязанности участниковфинансовых правоотношений четко определенынормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон;
2) обязательным объектом финансовых правоотношений являются соответствующие денежные фонды;
3) финансовые правоотношений возникают в процессе перераспределения денежных фондов;
4)финансовые правоотношения имеют властноимущественныйхарактер;
5)финансово-правовые
отношения, особенно
налоговые, наиболее
подвержены
В14
Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают. Субъект финансового права — это лицо, обладающее право-субъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях.
Особенности круга субъектов финансового права раскрывает их подразделение на три основные группы: а) общественно-территориальные образования: б) коллективные субъекты: в) индивидуальные субъекты.
К
общественно-территориальным
образованьям — субъектам
финансового права РФ
относятся государства,
автономные и административно-
Такой
круг субъектов свойственен
бюджетным правоотношениям.
Законодательство закрепляет
право на государственный
или местный бюджет
именно за этими субъектами,
а не за государственными
органами, что выражает
принцип народовластия,
закрепленный в Конституции
РФ. Принадлежность
бюджета общественно-территориальным
образованиям является
и необходимым атрибутом,
отражающим их организованность
в соответствующую единицу
— государство, автономию,
административно-
Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности.
Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации.
Особую
группу составляют органы
местного самоуправления,
осуществляющие самостоятельное
решение финансовых
вопросов местного значения.
В15
Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.
Административный порядок действует, главным образом, в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.
В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
Если
исчерпаны все
имеющиеся
Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).
Особое
место в защите
прав и законных интересов
субъектов финансового
права принадлежит
Конституционному Суду
РФ.
В16
Санкции предусматривают последствия нарушения правовой нормы, определяют виды и меру юридической, в данном случае — финансово-правовой ответственности нарушителей финансово-правовых норм. Посредством санкций осуществляется государственное принуждение к исполнению финансово-правовых норм. Основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права (финансовое правонарушение), т.е. несоблюдение установленных ими правил: нецелевое использование средств, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям, несоблюдение нормативов финансовых затрат, неуплата или неполная уплата налогов, нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, представление коммерческим банком недостоверной информации Центральному банку РФ и т.п.
Финансово-правовым санкциям в сравнении с санкциями норм других отраслей права свойствен ряд особенностей.
Они имеют, как правило, денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства (прямым или косвенным путем). Таковы наложение штрафа, начисление пеней, принудительное изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в банках,
запрет на осуществление банком отдельных банковских операций и т.д.
При изъятии денежных средств в качестве финансово-правовых санкций эти средства зачисляются в государственную или муниципальную казну.
Данные санкции распространяются на всех участников финансовых правоотношений — Российскую Федерацию, субъектов Федерации, муниципальные образования, (например, принудительное списание средств с единого счета федерального бюджета, со счетов других соответствующих бюджетов), органы государственной власти и местного самоуправления, организации, на должностных лиц и граждан (блокировка расходов получателя бюджетных средств, наложение штрафов и пеней, приостановление операций по счетам, штраф за несоблюдение порядка ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями и т.п.). При этом возможно одновременное применение финансово-правовой санкции к должностному лицу и организации, учреждению.
Меры финансово-правовой ответственности применяются государственными органами и их должностными лицами. К таким органам относятся федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет РФ, Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам со своими структурными подразделениями. Они применяют санкции в административном порядке (без судебного разбирательства). Такой порядок является наиболее распространенным в связи с направленностью финансово-правовых санкций на обеспечение общегосударственных интересов в области финансов и необходимостью быстрого реагирования на финансовые правонарушения. Однако в соответствующих случаях это не исключает необходимости принятия судебных решений (арбитражного суда или суда общей юрисдикции) по применению финансово-правовых санкций (в частности, при наличии спора, при взыскании штрафов и пеней с физических лиц).
Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.
Для современных условий характерно расширение круга финансово-правовых санкций, большее разнообразие их в сравнении с допереходным к рыночным отношениям периодом.
Среди
финансово-правовых
санкций с учетом
основных направлений
финансовой деятельности
можно выделить следующие
их группы: бюджетные,
налоговые, кредитно-денежные,
валютные. Помимо рассмотренных
санкций за нарушения
в области финансовой
деятельности могут
быть применены меры
дисциплинарного, административного,
уголовно-правового
и иного воздействия.
Основанием этого
являются правонарушения
соответствующего характера.
В17
Финансовый контроль представляет собой контроль за законностью и целесообразностью действий в области ФРИ фондов денежных средств публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее территории в отдельности.
Значение финансового контроля обусловлено наличием функции контроля применительно к финансам. Значение финансового контроля в том что:
проверяется финансовый порядок осуществления финансовой деятельности всеми органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями , организациями и населением.
проверяется экономическая обоснованность осуществляемых действий, а также их финансовая эффективность
основными направлениями финансового контроля являются:
проверка выполнения ОГР и МС функций по ФРИ публичных фондов денежных средств
проверка выполнения государством и муниципальными образованиями финансовых обязательств перед населением страны
проверка выполнения финансовых обязательств населением и хозяйствующими субъектами перед государством и органами местного самоуправления
проверка целесообразности и законности использования государственными и муниципальными предприятиями имеющихся в их хозяйственном ведении и оперативном управлении денежных средств.
проверка соблюдения хозяйствующими субъектами правил совершения финансовых операций, денежных расчетов, хранения денежных средств
выявление финансовых резервов для более эффективного развития как территориальных образований в целом, так и хозяйствующих субъектов в частности
устранение
и предупреждение
нарушений финансовой
дисциплины
Финансовая
дисциплина тесно
взаимосвязана с
финансовым контролем
и представляет собой
четкое соблюдение установленных
предписаний и
порядка образования,
распределения и
использования публичных
фондов денежных средств.
В18
. Финансово-правовая ответственность.
ФПО - форма реогирования гос-ва на наруш-я устан-го порядка общ-х отн-й, возникающ. в процессе фин. деят-ти Г. Предст собой прав\отн м\у гос-м и выступает в лице уполномоченных орг-в и долж-х лиц, и субъекта права, отвеч-ми п\д обществом и гос-м за точную и добросовестную реал-цию содерж-ся в нормах права требоваий. Привлечение к ответ-ти - разновидность примененения права . Цели: 1. восстановить по мере возм-ти то состояние общ-й жизни, кот было до соверешения прав\наруш. 2 понести наказание за совер-е прав\наруш-я
Принципы финансово-правовой ответственности.
1.
законность - примен-ся
ФПО только при
наличии вины за
соверш-е противоправн.
деяния, за кот
гос-м предусмотрена
ответ-ть. 2. спаведливость
–исключение случаев
привлечения к отв-ти
невиновных лиц. Наказание
должно соответ-ть тяжести
совершен. пеступления. 3.
ответ-ть за вину – лицо
не м. подвергаться негатив-м
послед-м, пока его
вина не будет доказана. 4.
гуманизм – репрессивн.
меры применяемые гос-м
не д. унижать человеч
достоинство и причинять
физич и психич страдания. 5.
целесообразность –
нет необх-ти привлекать
к отв-ти лицо, если прошло
значит-е время после
соверш-я правонаруш-я. 6.
неотвратимость – к
отв-ти будет привлечено
любое лицо совершившее
прав\наруш и никакими
ср-ми избежать привлечения
к отв-ти не удастся. 7.
индивидуальность –
отв-ть будет нести конкретн.
долж-е лицо, допустившее
прав\наруш фин дисциплины
и перложить ответ-ть
на др лиц никак не возможно.