Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:18, шпаргалка
Вопрос 1
Финансовая система России и ее институты
Финансовая система - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.
Вопрос! Финансовая система России и ее институты. . . '. ■. . . .3
Вопрос 2. Финансовая деятельность государства Г .3
Вопрос 3. Законодательство, регулирующее финансовые отношения и финансовую деятельность .3
Вопрос 4. Предмет и метод финансового права .3
Вопрос 5. Принципы финансового права ■ 5
Вопросе. Понятие финансово-правовых норм, их виды ' 5
Вопрос' 7. Понятие и элементы финансово-правовых отношений .' 5
Вопрос 8. Понятие, содержание и виды финансового контроля 5
Вопрос 9. Органы финансового контроля ".7
Вопрос 10. Негосударственный контроль 7
Вопрос 11. Аудиторский (независимый) финансовый контроль 7
Вопрос 12. Формы и методы финансового контроля 7
Вопрос 13. Понятие и 'роль государственного и местных бюджетов .9
Вопрос 14. Бюджетная система и бюджетное устройство .9
Вопрос 15. Бюджетные права субъектов РФ. .9
Вопрос 16. Бюджетные права муниципальных образований .9
Вопрос 17. Понятие и стадии бюджетного процесса 11
Вопрос 18. Бюджетная классификация 11
Вопрос 19. Состав доходных статей бюджета 11
Вопрос 20. Состав расходных статей бюджета 11
Вопрос 21. Общая характеристика государственных доходов ' 13
Вопрос 22. Методы бюджетного регулирования 13
Вопрос 23. Понятие и сроки уплаты налога, сбора, пошлины 13
Вопрос 24. Система источников налогового права , 13
Вопрос 25. Налоговые правоотношения • 15
Вопрос 26. Функции налогов 15
Вопрос 27. Налоговая система России и система налогов как ее элемент 15
Вопрос 28. Элементы закона о налоге •-. . . 15
Вопрос 29. Налоги с юридических лиц ■ 17
Вопрос 30.' Налоги с физических лиц 17
Вопрос 31. Налоги, имеющие смешанный субъектный состав. 17
Вопрос 32. Права налогоплательщиков 17
Вопрос 33. Обязанности налогоплательщиков 19
Вопрос 34. Защита прав субъектов налоговых отношений - 19
Вопрос 35. Ответственность налогоплательщиков 19
Вопрос 36. Правовой режим внебюджетных фондов 19
Вопрос 37. Основы государственного кредита 21
Вопрос 38. Государственный долг. ' , 21
Вопрос 39. Государственные займы,, их классификация 21
Вопрос 40. Страховое право, его источники 21
Вопрос 41. Понятие и виды-страхования 23
Вопрос 42. Страховые правоотношения 23
Вопрос 43. Страхование как институт финансовой системы '.. 23
Вопрос 44. Правовое регулирование государственных расходов 23
Вопрос 45. Понятие и принципы финансирования 25
35
Вопрос 46. Дефицит бюджета и источники его покрытия 25
Вогрос 47. Сметно-бюджетное финансирование и его объекты.. .25
Вогрос 48. Правовой режим финансов государственных предприятий 25
Вогрос 49. Правовой режим финансово-хозяйственной деятельности казенного предприятия 27
Вогрос 50. Собственный капитал предприятия 27
Вопрос 51. Прибыль и рентабельность предприятия 27
Вопрос 52. Банковская система РФ . . .' 27
Вопрос 53. Правовое регулированию деятельности ЦБ РФ 29
Вопрос 54. Надзор Банка России , 29
Вопрос 55. Правовое положение кредитных организаций 29
Вопрос 56. Понятие и принципы банковского кредита. 29
Вопрос 57. Правовое регулирование денежного обращения 31
Вопрос 58. Наличное денежное обращение. Кассовые операции 31
Вопрос 59. Безналичные фермы расчетов 31
■i
Вопрос 60. Понятие и структура валютных правоотношений 31
Вопрос 61. Правовое определение валюты и валютных ценностей 33
Вопрос 62. Правовое регулирование валютных операций. . 33
Вопрос 63. Валютный контровь. • 33
Вопрос 1
Финансовая система России и ее институты
Финансовая система - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.
Финансовая система - РФ включает в себя: 1) государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления; 2) внебюджетные специальные фонды; 3) государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальный отношений на макроуровне); 4) фонды страхования (имущественного и личного) и 5) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальнык отношений на микроуровне.'
Возглавляет систему финансовый органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение
Вопрос 2
Финансовая деятельность государства
Финансовая деятельность государства - особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права.
Методы финансовой деятельности государства - это способы теоретического исследования и практического выполнения органами государственной власти и государственного управления финансовой деятельности государства. Разнообразие методов осуществления финансовой деятельности зависит от многих факторов: от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежный средств. Как правило, методы осуществления финансовой деятельности делят на две группы|; 1) методы собирания денежных средств и 2) методы распределения и использования. К методам собирания следует отнести следующие методы: налоговый метод - с помощью него государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня; метод добровольных взносов является добровольным в отличие от налогового метода и может выражаться, например, в покупке ценный бумаг, пожертвовании, вкладах в банки и т. д.
Вопрос 3
Законодательство, регулирующее финансовые
отношения и финансовую ' деятельность Источниками финансового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительный органов государственной власти, местного самоуправления. В совокупности все эти акты составляют финансовое законодательство.
Основой всех источников финансового права являются Конституция РФ, конституционные акты субъектов Федерации. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и служат базой для развития финансового законодательства в разных областях. Во всех конституционный законах большое внимание уделяется бюджетному праву, так как бюджет является финансовой основой деятельности государства.
Бщпжэпъй и Налоговый кодексы - основополагающие нормативные акты в области финансовой деятельности государства.
к-
Финансовая деятельность государства регулируется, кроме того, специальными законами, касающимися той или иной области этой деятельности. Каждый финансово-правовой институт регулируется специальными законами. Большое значение в финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ, нормативные правовые акты глав субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Вогрос 4
Предмет и метод финансового права Финансовое право - это совокупность устанавли- ваемы1х и охраняемый государственной властью юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый отдельный период развития.
С одной стороны1, предметом финансового права как науки является система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами. Эта наука представляет собой систему специфических знаний о финансовом праве, имеющую достаточную степень единства, систематизации и обобщения. С другой стороны, предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежный средств. Такие отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественный отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что одной стороной в них всегда выступает государство или его орган.
Метод финансового права - способ воздействия на общественные
отношения. В действующей системе
При распределении
и использовании
Финансовая деятельность государства осуществляется через органы, которые руководят и направляют ее в соответствии с наделенными полномочиями. Практически все органы государства и органы местного самоуправления занимаются финансовой деятельностью. Под формой финансовой деятельности государства понимают структуру, порядок образования и организации высших органов власти, установленных в государстве.
права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой способ (исходит из неравного положения сторон - из отношения власти и подчинения) и гражданско-правовой способ (основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования). Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воздействия, т. е. из тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения.
Финансовое право состоит из двух частей: к общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, вопросы финансового регулирования, финансового контроля в государстве; особенная часть включает в себя расположенные в определенном порядке институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Основные институты финансового права: бюджетное право, налоговое право, право, регулирующее кредитные, эмиссионные, валютные и другие финансовые отношения.
единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ). Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит а систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.
Нормы финансового права содержатся и в подзаконных актах органов исполнительной власти, которыми в первую очередь являются постановления Правительства РФ.
Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства играют приказы и инструкции Министерства финансов РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, телеграммы Центрального банка РФ. Нормативными актами являются также соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам.
К источникам финансового права
относятся и международные
Вопрос 5 Принципы финансового права
Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности Российского государства и закрепленными в Конституции РФ. Основные принципы следующие: принцип законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. В настоящее время идет обновление финансового права, приведение норм финансового законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ и другими федеральными законами, существенному изменению подлежит налоговое законодательство; принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.; принцип федерализма в финансовом праве проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов РФ в области финансов. В соответствии
Вопрос 6
Понятие финансово-правовых норм, их виды
Нормы финансового права регулируют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Финансово-правовые нормы могут быть следующих видов: запрещающие нормы - запрет на совершение каких-либо действий (запрет открывать обменные пункты по обмену иностранной валюты без получения лицензии ЦБ РФ- и т.п.); обязывающие нормы - обязанность совершить какие-либо действия (выдавать кредиты коммерческие банки не имеют права без наличия лицензии ЦБ РФ и т. п.); уполномочивающие нормы - определяют полномочия участников финансового правоотношения в совершении определенных действий (определяют круг полномочий ЦБ РФ, Счетной палаты и т. д).
-х-
Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно- властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения субъектам финансового права. Участники финансовых отношений не вправе изменить предписания нормы и условия ее применения. Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за невыполнение предписаний государства.
Встрос 7
Понятие и элементы финансово-правовых отношений
Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных фондов денежных средств.
По содержанию финансово-правовых норм
финансовые правоотношения подразделяются на: материальные, через которые реализуются права и обязанности субъектов финансового права (они возникают на основании материальных норм финансового права); процессуальные, в которых выражается юридическая форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права (они возникают на основании процессуальных норм).
По особенностям объекта финансовые правоотношения подразделяются на: имущественные, объектом которых являются непосредственно деньги - налог, бюджетный кредит, трансферт и т. д.; неимущественные, объектом которых являются не деньги, а иные явления, связанные с деньгами, - проект бюджета, закон о бюджете, финансовый контроль и т. д.
Г
Встрос 8
Понятие, содержание и виды финансового контроля
Финансовый контроль (далее -
ф. к.) - это контроль за законностью в области
образования, распределения и использования денежных ресурсов
всех звеньев финансовой системы. Содержание ф. к. в отношениях,
регулируемых правом, заключается в следующем:
1) проверка выполнения финансовых обязательств
перед государством и органами местного
самоуправления; 2) проверка правильно-.
сти использования государственными и
муниципальными предприятиями, учреждениями,
организациями, находящимися в их хозяйственном
ведении или оперативном управлении, денежных
ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских
кредитов, внебюджетных и других средств);
3) проверка соблюдения правил совершения
финансовых операций, расчетов и хранения
денежных средств предприятиями, организациями,
учреждениями и др. В зависимости от органов,
осуществляющих ф. к., он подразделяется
на: государственный ф. к. (который
делится на: общегосударственный - его осуществляют
Парламент РФ, Правительство РФ, Министерство
РФ по налогам и сборам, Федеральное казначейство
РФ, Министерство финансов РФ,' ЦБ РФ и
другие органы; ведомственный - осуществляется
ревизорами вышестоящих органов на