Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:37, шпаргалка
Понятие и роль финансов.
Фин. деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы и принципы.
Формы фин. деятельности государства и местного самоуправления.
Фин. система РФ и ее развитие на современном этапе.
Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции.
Финансовые органы в РФ, их правовое положение.
ФП как отрасль права: понятие, предмет, метод, отличие от других отраслей права.
Система ФП: понятие, строение, особенности.
Принципы ФП.
При
формировании расходов
бюджетов всех уровней
учитываются расходные
обязательства РФ,
субъектов Федерации
и МО. Расходные
обязательства –
это обусловленные
законом, иным НПА, договором
или соглашением
обязанности публично-
Расходы
распределяются между
бюджетами исходя
из сл. принципов: 1) соответствие
состава расходов
предметам ведения
РФ, субъектов РФ,
вопросам местного значения (по
принадлежности). Например,
поскольку оборона
и безопасность страны
находятся в искл.
ведении РФ, то расходы
на их обеспечение
предусматриваются
только в федеральном
бюджете; 2) учет подведомственности
предприятий, организаций,
учреждений; 3) учет значения
и роли опр. учреждений
и предприятий, масштабов
и последствий
их влияния на развитие
общества; 4) принцип
самостоятельности
субъектов РФ и
ОМСУ в определении
направлений и
состава расходов
в рамках их компетенции.
В38
Формы финансовой помощи бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований
Для регулирования нижестоящего бюджета за счет средств бюджета вышестоящего уровня (т.е. периодического планового распределения доходов бюджета в целях его сбалансирования с объемом расходов на данный период) применяются формы косвенной и прямой фин. помощи. Косвенная фин. помощь заключается в передаче бюджетам (субъектов РФ или МО) в целях сбалансирования их доходов и расходов процентных отчислений от опр. видов налогов или иных платежей на основании законодательных актов. Сейчас такой способ не используется. Применяется и иной метод – оказание прямой финансовой поддержки путем выделения средств из бюджета вышест. уровня на безвозмездной основе. В наст. время она предоставляется в сл. формах межбюджетных трансфертов: дотации, субвенции, субсидии, иные безвозмездные и безвозвратные перечисления (ст. 129 БК РФ).
Дотация в межбюджетных отношениях – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на безвозвратной и безвозмездной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ образуют Федеральный фонд фин. поддержки субъектов РФ. Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ для осуществления определенных целевых расходов. Субвенции, как и дотации, предоставляются на основе решений соот. вышестоящих представительных органов власти. Совокупность субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций. Бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований могут быть предоставлены также субсидии, т.е. бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субсидии предоставляются бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий ОГВ субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий ОМСУ по вопросам местного значения. В составе федерального бюджета могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов РФ на выравнивание обеспеченности субъектов РФ в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств. Совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов. Дотации, субсидии и субвенции ЗАТО предоставляются непосредственно из фед. бюджета.
Подобные формы межбюджетных отношений складываются между субъектами РФ и муниц. образованиями, а также между МО разных уровней.
Так,
дотации на выравнивание
бюджетной обеспеченности
поселений и муниципальных
районов (городских
округов) предусматриваются
в бюджете субъекта
РФ в целях выравнивания
бюджетной обеспеченности
поселений муниципальных
районов (городских
округов). Указанные
бюджетные средства
образуют соответственно
региональный фонд фин.
поддержки поселений
и региональный фонд
фин. поддержки муниципальных
районов (городских
округов).
В39
Бюджетная компетенция РФ.
Бюджетная компетенция РФ представляет собой совокупность ее бюджетных прав, обусловленных суверенитетом РФ, федеративным устройством РФ, самостоятельностью местного самоуправления. Бюджетные права РФ представлены несколькими группами бюджетных прав. Первую группу составляют права в отношении бюджетных отношений, осуществляемых на всей территории РФ. Вторую группу бюджетных прав составляют бюджетные права по отношению к собственному федеральному бюджету. Третью группу составляют бюджетные права по отношению к бюджетам субъектов федерации. Четвертую – бюджетные права по отношению к бюджетам муниципальных образований. Бюджетные права РФ представлены следующей совокупностью бюджетных прав:
Право на законодательное регулирование бюджетных отношений, складывающихся в стране в целом, исходя из федерального устройства и наличия местного самоуправления. Единое правовое регулирование обеспечивается БК РФ, нормативными актами, издаваемыми правительством РФ и Минфином России, определяющими единую методологию осуществления бюджетного процесса, единую бюджетную отчетность, единые меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства, а также указами Президента, посланиями президента и бюджетными посланиями Президента, определяющими основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.
Право на самостоятельное формирование федерального бюджета. Закреплено ст. 71 Конституции и детально законодательно урегулировано БК РФ.
Право на установление налогов и сборов, зачисляемых в бюджетную систему РФ. При этом установление общих принципов налогообложения и обложения сборами является совместной компетенцией РФ и ее субъектов.
Право на распределение доходов федерального бюджета между доходами бюджетов субъектов федерации и доходами бюджетов муниципальных образований.
Право на определение компетенции субъекта федерации, муниципальных образований в области установления и введения на их территории соответственно региональных и местных налогов, закрепляемых ст. 14, 15 ч.1 НК РФ.
Право
на определение основных
направлений расходования
средств бюджетной
системы в целом
посредством установления
расходных и бюджетных
обязательств.
В40
Особенности бюджетной компетенции субъектов федерации.
КРФ определяет равенство субъектов РФ в бюджетных правоотношениях. Правовой основой бюджетной деятельности субъектов федераций являются:
КРФ
бюджетный кодекс
ФЗ об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ
законы РФ о региональных бюджетах
ФКЗ,
внесшие изменения
в КРФ определили
изменение состава
субъекта федерации
через объединение
отдельных субъектов,
что было связано
в оптимизацией бюджетных
обязательств РФ, появились
в частности Красноярский
край, пермский край.
Бюджетные полномочия субъекта федерации подразделяются на 3 большие группы:
бюджетные полномочия по отношению касающиеся федерального бюджета
полномочия, касающиеся бюджета субъекта РФ
полномочия, касающиеся
местных бюджетом
в целом бюджетно-правовой статус характеризуется след полномочиями:
1. самостоятельное регулирование бюджетного устройства, бюджетного процесса на своей территории, через принятие соответствующих законов РФ в соответствии с БК.
2. полномочия на определение бюджетных прав МО входящих в состав субъекта федерации.
3. право на самостоятельный региональный бюджет
4. право на получение в региональный бюджет средств из федерального бюджета при передаче субъекту отдельных государственных функций федерального характера
5. право на зачисление в региональный бюджет закрепленных за бюджетом доходов
6. право на установление и введение на территории субъекта региональных налогов установленных ст. 14 ч.1 НК РФ.
7. право на распределение между собственным региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований входящими в состав субъекта федерации получаемых доходов.
8. право на формирование в рамках бюджета различных резервных фондов в т.ч. фондов финансовой поддержки муниципальных образований.
9. право на образование внебюджетных целевых региональных фондов
10. право на осуществление контроля за расходами средств бюджета субъекта федерации.
11.
право на самостоятельное
использовании доходов
полученных сверх
нормативов закрепляемых
законами субъектов
федераций о региональных
бюджетах.
В41
Бюджетная компетенция (бюджетные права) муниципальных образований
В
соответствии со ст. 9
БК РФ, к бюджетным
полномочиям муниципальных
образований относятся: 1)
установление порядка
составления и
рассмотрения проекта
местного бюджета, утверждения
и исполнения местного
бюджета, осуществления
контроля за его исполнением
и утверждения отчета
об исполнении местного
бюджета; 2) составление
и рассмотрение проекта
местного бюджета, утверждение
и исполнение местного
бюджета, осуществление
контроля за его исполнением,
составление и утверждение
отчета об исполнении
местного бюджета; 3)
установление и исполнение
расходных обязательств
муниципального образования;
4) определение порядка
предоставления межбюджетных
трансфертов из местных
бюджетов, предоставление
межбюджетных трансфертов
из местных бюджетов;
5) осуществление муниципальных
заимствований, предоставление
муниципальных гарантий,
предоставление бюджетных
кредитов, управление
муниципальным долгом
и управление муниципальными
активами; 6) установление,
детализация и определение
порядка применения
бюджетной классификации
Российской Федерации
в части, относящейся
к местному бюджету; 7)
в случае и порядке,
предусмотренных настоящим
Кодексом и иными федеральными
законами, установление
ответственности за
нарушение муниципальных
правовых актов по вопросам
регулирования бюджетных
правоотношений; 8) иные
бюджетные полномочия,
отнесенные БК РФ к бюджетным
полномочиям органов
местного самоуправления.
Это общее правило, относящееся
ко всем уровням МО.
В целом бюджетно-правовой статус МО характеризуют следующие права ли полномочия:
право на самостоятельное формирование и исполнение местного бюджета
право на компенсацию из федерального бюджета и бюджета субъекта федерации расходов понесенных им вследствие передачи им отдельных государственных функций
право на сбалансированность местного бюджета
право на самостоятельное регулирование межбюджетных отношений на территории МО в случае вхождения в его состав иных муниципальных образований
право на получение закрепленных доходов
право на установление и введение на территорию местных налогов, определяемых ст. 15 ч.1 НК РФ
право на самостоятельное расходование доходов полученных сверх нормативов закрепленных решением о местном бюджете и полученных в ходе исполнения местного бюджета.
право на формирование в рамках местного бюджета резервных и иных бюджетных фондов
право на осуществление контроля за расходованием средств местного бюджета выделяемых муниципальным образованием нижестоящего уровня.
Среди МО особое правовое регулирование осуществляется в отношении закрытых административно территориальных образований и наукоградов.
Отношения ЗАТО в сфере бюджетов строятся на том, что данная территория находится в непосредственном ведении федеральных органов исполнительной власти и в бюджетные отношения данные образования вступают непосредственно с федеральными органами власти поскольку денежные средства идут из федерального бюджета.
В рамках трансфертов, объемы которых утверждаются ФЗ о региональных бюджетах.
Наукограды
имеют статус городского
округа с высоким
научно техническим
потенциалом обладающие
градообразующим
научно-производственным
комплексом присвоение
такого статуса осуществляется
правительством РФ,
финансирование идет
из средств федерального
бюджета в рамках выделяемых
трансфертов и субвенций
В42
Понятие бюджетного процесса и его принципы.
Бюджетный
процесс представляет
собой регламентированную
законодательством
деятельность органов
государственной
власти и местного
самоуправления иных
участников по составлению
рассмотрению проектов
бюджетов утверждению
бюджетов их исполнению,
а так же по осуществлению
контроля бюджетного
контроля внешней
проверки рассмотрению
утверждению бюджетной
отчетности (ст. 6 БК)