Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:37, шпаргалка
Понятие и роль финансов.
Фин. деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы и принципы.
Формы фин. деятельности государства и местного самоуправления.
Фин. система РФ и ее развитие на современном этапе.
Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции.
Финансовые органы в РФ, их правовое положение.
ФП как отрасль права: понятие, предмет, метод, отличие от других отраслей права.
Система ФП: понятие, строение, особенности.
Принципы ФП.
Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований упомянутого ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов
В29
Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов.
Под методами фин. контроля понимаются приемы, способы и средства его проведения. Это: ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др.
Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушения финансовой дисциплины и устранения их последствий. Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.
Основной метод финансового контроля - ревизия, которая осуществляется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проходят на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценные бумаг; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др. Ревизии подразделяются на несколько видов. По содержанию они делятся на документальные и фактические. По времени осуществления ревизии бывают плановые и внеплановые. По обследуемому периоду деятельности ревизии - фронтальные и выборочные. По сфере фин. деятельности ревизии подразделяются на комплексные и тематические.
По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии - документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ее, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в них. Если у руководителя или главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе этого акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба; виновные привлекаются к ответственности; разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.
Акты
ревизий, проведенных
в порядке ведомственного
контроля, представляются
Минфину РФ, финансовым
органам субъектов
РФ и МСУ по их
требованию.
В30
Понятие и роль государственного и местного бюджета
Согласно ст. 6 БК РФ, бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В материальном аспекте гос-ный (местный) бюджет есть централизованный в масштабах определенного гос-ного или муниц-ного образования денежный фонд, являющийся собственностью государства, его территориального подразделения или МО-ния, от имени которых осуществляют формирование и использование бюджетных средств соот. компетентные ОГВ или ОМСУ. В бюджетах концентрируется наиболее крупная часть финансовых ресурсов страны.
Как экономическая категория бюджет есть совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общезначимых задач государства и МО-ний и выполнения функций соот. органов ГВ или МСУ.
Роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу, необходимую для функционирования государства и муниципальных образований в целом, для выполнения ими своих задач. Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны, т.е. для выполнения задач общего значения в рамках соот. территории. В то же время и государственный аппарат, и органы местного самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. При этом в непосредственной взаимосвязи с бюджетом и под его воздействием функционируют все другие звенья финансовой системы.
Бюджет является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства, выступает проводником его финансовой политики, которая затрагивает в той или иной степени все направления жизнедеятельности общества. Местные бюджеты служат финансовой основой развития местного самоуправления, исходя из задач этой политики.
Наличие денежного фонда в виде бюджета создает возможности маневрирования при распределении средств на потребности общества, исходя из приоритетности на опр. отрезке времени для страны в целом или ее регионов. В результате бюджет служит реализации задач, наиболее значимых для общества на каждом конкретном периоде его развития.
Роль
бюджета в федеративном
государстве, каковым
является Россия,
имеет и особые
стороны: он способствует
реализации региональной
и национальной политики
Российского государства
соответственно конституционному
принципу федерализма.
Среди основных целей
региональной политики
определены: создание
единого экономического
пространства, выравнивание
условий социально-экономического
развития регионов.
Главная цель национальной
политики состоит в
создании всем народам
России условий для
их полноправного социального
и национально-культурного
развития, укрепления
общероссийской общности
на основе соблюдения
прав человека. Бюджет
используется также
для развития международных
связей России и участия
в международных организациях,
межправительственных
комиссиях и т.п., обусловленных
процессами глобализации
в мировом сообществе,
что требует затрат
бюджетных ресурсов.
Важной является роль
бюджета в укреплении
взаимоотношений с государствами
СНГ (средства для реализации
совместных программ
социально-экономического
и иного характера).
В31
Понятие и предмет бюджетного права, его источники
Российское бюджетное право (как подотрасль фин. права) – это система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по организации бюджетной системы РФ, определению состава и порядка разграничения доходов и расходов в бюджетной системе, бюджетную компетенцию (т.е. предмет ведения и полномочия) государства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс.
Бюджетное право занимает центральное место в системе финансового права. Имея свой особый предмет регулирования, бюджетное право вместе с тем связано с другими разделами и институтами ФП. Это обусловлено положением бюджета в фин. системе страны – его главенствующей и координирующей ролью в нем.
Специфика предмета бюджетного права: 1) в регулируемых им отношениях в качестве субъектов бюджетного права выступают непосредственно РФ, регионы и МО-ния, являясь собственниками казны опр. уровня, а также соот. органы законодательной и исполнительной власти в рамках своей компетенции; 2) эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (федерального уровня и субъектов РФ), а также МО-ний в форме соот. бюджетов, которые имеют общее (публичное) значение для государства и его территориальных образований.
Источник
бюджетного права - это
внешняя форма
выражения нормы
бюджетного права
или, другими словами,
нормативные правовые
акты представительных
и исполнительных
ОГВ и МСУ, в
которых содержатся
нормы бюджетного
права. На федеральном
уровне: 1) Конституция
РФ – она содержит нормы
общего характера, которые
определяют осн. принципы
и формы взаимоотношений
в бюджетной сфере, основы
организации бюджетной
деятельности государства,
защиты прав и законных
интересов участвующих
в ней субъектов. Помимо
них ряд статей КРФ непосредственно
устанавливают исходные
начала бюджетной деятельности
в РФ. Это ст. 71 и 72 КРФ,
определяющие сферу
искл. ведения РФ и сферу
совместного ведения
РФ и ее субъектов в
данной области; ст. 101 (СФ
и ГД ФС РФ образуют
Счетную палату для
контроля за исполнением
федер. бюджета), 104 (проекты
ФЗ, предусматривающие
расходы средств федер.
бюджета, вносятся при
наличии заключения
Правительства РФ), 106 (проект
ФЗ и ФБ подлежит обяз.
рассмотрению СФ), 114 (Правительство
РФ разрабатывает и
представляет Гос. Думе
федеральный бюджет
и обеспечивает его
исполнение; представляет
Гос. Думе отчет об исполнении
федерального бюджета),
устанавливающие основы
порядка утверждения
бюджета и контроля
за его исполнением;
ст. 132 о бюджетных правах
ОМСУ и др. 2) ФКЗ («О Правительстве
РФ» - он закрепляет
полномочия Правительства
РФ в бюджетной сфере); 3)
ФЗ (основным ФЗ, регулирующим
бюджетные отношения,
является Бюджетный
кодекс РФ. Согласно
ст. 2 БК РФ, кодекс возглавляет
бюджетное законодательство
РФ); 4) подзаконные акты
Президента РФ (их мало,
они регулируют порядок
предоставления господдержки
за счет средств федерального
бюджета опр. категории
лиц); Правительства
РФ (определяют основы
правового статуса ФОИВ,
наделенных полномочиями
в бюджетной сфере, порядок
управления средствами
Фонда национального
благосостояния и т.д.);
Министерства финансов
РФ и ведомств, наделенных
правом нормотворчества
(ФТС России). На региональном
уровне: Конституции
(Уставы) и законы субъектов
РФ, акты исполнительных
ОГВ субъектов РФ. На
муниципальном уровне:
акты представ. и исп.
органов МСУ по вопросам
местного бюджета.
В32
Бюджетный кодекс РФ как источник бюджетного права
Бюджетный кодекс РФ – впервые принятый в России (31 июля 1998 г.) кодифицированный федеральный законодательный акт, регулирующий бюджетные отношения в стране. Кодекс введен в действие с 1 января 2000 г. Впоследствии в него неоднократно вносились изменения и дополнения. В настоящее время Кодекс действует в редакции ФЗ от 27.07.2010.
В соответствии с преамбулой, БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Кодекс призван сыграть важную роль в обеспечении бюджетных отношений необходимой правовой основой, оказать воздействие на формирование непротиворечивого бюджетного законодательства субъектов РФ и системы нормативных бюджетно-правовых актов ОМСУ.
В
БК РФ входят сл. части: 1
– Общие положения (содержит
правила о бюджетном
законодательстве РФ
и бюджетных полномочиях
всех уровней публичной
власти); 2 – Бюджетная
система РФ (содержит
разделы, регулирующие
бюджетное устройство
РФ, доходы и расходы
бюджетов, их сбалансированность); 3
– Бюджетный процесс
в РФ (содержит разделы,
предметом регулирования
которых выступают участники
бюджетного процесса,
их полномочия; составление
проектов бюджетов;
рассмотрение и утверждение
бюджетов; их последующее
исполнение; кроме того,
составление, внешняя
проверка, рассмотрение
и утверждение бюджетной
отчетности; государственный
и муниципальный фин.
контроль); 4 – Ответственность
за нарушение бюджетного
законодательства РФ (данная
Часть содержит правила
о мерах принуждения
за нарушение бюджетного
законодательства РФ
и основаниях их применения
к нарушителям; полномочия
органов, исполняющих
бюджеты в области применения
мер принуждения за
нарушения бюджетного
законодательства; конкретные
виды правонарушений
в области бюджетного
права); 5 – Заключительные
положения.. На протяжении
периода действия БК
РФ его нормы продолжают
уточняться и совершенствоваться,
отражая предпринимаемые
в последнее время реформы (административные
и бюджетно-финансовые).
Значительные изменения
и дополнения, в частности,
были внесены ФЗ от 26
апреля 2007 № 63-ФЗ. Он
уточнил понятия бюджетного
права (оставил лишь
экономические их признаки),
круг его субъектов
и их компетенцию, Новеллой
стало правило о рассмотрении
проекта федерального
бюджета не в четырех,
а в трех чтениях.
Предусмотрено постепенное
вступление некоторых
норм названного ФЗ
в действие с момента
опубликования до 1 января 2011
года включительно (ст. 5
ФЗ № 63).