Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право"

Работа содержит 1 файл

ekzamen_fp.doc

— 606.50 Кб (Скачать)

1. Понятие финансов  и фин.деят-сти. Основные принципы  фин.деят-сти гос-ва.

Финансы – общественные отношения, которые складываются в процессе оборота ден.средств.в экон.аспекте- экон.отношения связанные с формированием,распределением,использованием централизованных и децентрализованных фондов ден.средств в целях выражения собственных функций и задач гос-ва или м.с.у..в материальном аспекте—ден.фонды гос-ва, государственно-террит. и мо, предприятий,учреждений, организаций,используемые для материального обеспечения потребностей общества и развития производства.

Признаки:1.складываются относительно денег или ден.эквивалента 2.обусловлена устойчивой деятельностью гос-ва.

Фин.деятельность-плановая деятельность по привлечению к распределению, использованию ден.средств ,с целью осуществления задач и функция гос-ва и мо.

Фин.деятельность гос-ва-публичная  деятельность с-ов фп по созданию механизма  финансово-пр. регулирования в целях  планомерного аккумулирования, распределения,использования  центр. И децентр. Фондов. 

1. Общеправовые:

- законность-процесс  создания,распр, использования фондов  ден.средств.регламентируется нормами  фп,соблюдение которых обеспечивается  возможностью применения  мер гос-го принуждения;

- демократизм;

- федерализм-установление  КРФ разграничения компетенции РФ и с-ов РФ в области финансов..

2. Специально-правовые:

- единство фин.политики  и денежной системы РФ-единая  ден.система в стране (в РФ-рубль),денежная  эмиссия осуществляется цбрф.;

- фин.самостоятельность  территориальных образований;

- достоверность, полнота, гласность-доведение до сведений граждан создания проектов, разл.финансово-пр.актов,отчетов,результатов проверок и ревизий фин. Деятельности.;

- фин.планирование-вся  фин.деять гос-ва и мс базируется  на системе финансово-пр.актов.;

- соблюдение фин.дисциплины;

- адресность;

- плановость

-приоритет публичных  интересов в правовом регулировании-использование  финансово-пр.институтов в целях  гос.регулирования экономики.

-равноправие с-ов РФ  в области фин.деятельности-на  каждый с-кт в равной мере распределяется федер.фин.законод-во.

2. Методы фин.деят-сти. Правовые формы фин.деят-сти.

1.  Публично-правовой метод властных предписании – решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны (гос-во, уполномоченный им орган или мо).

Формы:

1) властные предписания дает гос-во в законах, подзаконных актах, а со стороны фин.правоотношения, в том числе и уполномоченный гос-вом орган, строго следуют этим предписаниям.

2) Управленческие решения,  принимаемые одной стороной правоотношения  в отношении другой.

Особенности:

1) властность,

2) преобладание позитивных  обязываний, а не дозволения,

3) императивность –  Sы ФП не могут по своему  усмотрению приобретать фин.права  и обязанности, определять в  известных пределах их содержание, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности строго в соответствии с законами, подзаконными актами и т.д.,

4) конформизм – Sы  ФП вступают в фин.ПО не по  своей воле или инициативе, а  лишь следуют предписаниям соотв.нормативных  актов.

5) юр.неравенство Sов  ФП – одни Sы обладают юридически-властными полномочиями в отношении других Sов.

2. Частно-правовые методы  правового воздействия (административные  договоры и налоговые договоры) – (?).   

1) методы собирания  ден.средств   

2) методы распределения  и использования. 

1) налог.метод - с помощью него гос-во изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере ден.средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня; метод добровольных взносов является добровольным в отличие от налог.метода и может выражаться, например, в покупке ценных бумаг, пожертвовании, вкладах в банки и т. д.

2): метод финансирования (выражается в безвозмездном и  безвозвратном предоставлении ден.средств.  Этот метод применяется в отношении  государственных организаций); кредитование (означает выделение/предоставление ден.средств на условиях возмездности и возвратности. Применяться такой метод может и в отношении гос.организаций, и в отношении частных организаций).

 

3. Фин.система: понятие, состав и характеристика ее элементов.

Система ФП – совокупность достаточно обособленных, но взаимообусловленных групп финансово-правовых норм, существующих и развивающихся в рамках фин.права как отрасли права, образуют систему этой отрасли права.

Общая часть включает основные положения о:

- понятии ФП,

- системе ФП,

- особенностях ФП-норм и отношений,

- Sах ФП.

Особенная часть:

1) бюджетное право  – вкл.в себя массив финансово-правовых  норм, бОльшая часть которых содержится  в БК РФ, в ежегодно принимаемом  ФЗ о федер.бюджете на текущий год, др.законах и подзаконных актах, а также решениях органов м.с.у., касающихся бюджетной сферы.

Институты: и.бюдж.процесса, межбюджетных отношений, расходов бюджетов; гос.внебюджетных фондов (ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ).

2) налоговое право – вкл.массив  ФП норм, часть которых содержится в НК РФ. Кроме того нормы налог.права содержатся в федер.законах и законах Sов РФ по вопросам налогообложения, в подзаконных нормативных актах, а также в постановлениях органов м.с.у.

Институты: налог.кредитования, налог.контроля, федер.налогов, региональных налогов, местных налогов; неналоговых доходов бюджетов.

3) также выделяются институты:  финансов гос.и муниц.унитарных  предприятий (часть норм, которые  одновременно входят в иные  финансово-правовые институты –  и.налоговых доходов, расходов бюджета, подотрасль «налоговое право» и др.), и.гос. и муниц.кредита (финанс.ресурсы, полученные гос-вом и мо по гос. И муниц.кредиту, являются источниками финансирования дефицита бюджетов – поэтому и. примыкает к разделу ФП «гос. и муниц.доходы»).

 

4. Понятие, предмет, метод и источники фин.права. Финансово-правовые отношения, их особенности и виды.

ФП - это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных ден.фондов (фин.ресурсов) государственных и мун.образований, необходимых для реализации их задач.

Предмет ФП – имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе фин.деят-сти гос-ва и мун.образований.

Метод – вопр.2 (публично-правовой) государственно-властные предписания одним участникам фин.отношений со стороны других, выступающих от имени гос-ва и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. 

Источники ФП

1. законодательные акты  РФ и субъектов РФ (Конституция,  ФКЗ, ФЗ, кодексы)

2. законы субъектов  федерации, содержащие ФП нормы  (закон о бюджете Sа)

3. Указы Президента  РФ,

4. постановления Правительства  РФ, содержащие финансово-правовые  нормы,

5. нормативные акты органов исполнительной власти (МинФин),

6. локальные нормативные  правовые акты.

Фин.правоотношения -- это урегулированные нормами фин.права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и мун.ден.фондов и доходов. 

Особенности фин.правоотношений:

1. Фин.правоотношения возникают в процессе фин.деят-сти гос-ва и органов м.с.у.. 

2. Фин.правоотношения являются разновидностью имущественных отношений и имеют публичный характер. Они возникают по поводу фин.ресурсов гос-ва и мун.образований. Например, при возникновении их между гос-вом и организациями в случаях уплаты налогов и сборов в бюджет, между гос-вом и бюджетными учреждениями при получении бюджетных ассигнований, между бюджетами при оказании фин.помощи бюджетам другого уровня. 

3. Одной из сторон в фин.правоотношениях всегда выступает гос-во или его уполномоченный орган, муниципальное образование или соответствующий орган м.с.у..

Виды фин.правоотношений.

Существует несколько  видов классификации фин.правоотношений. 

В зависимости от структуры  фин.системы РФ:

бюджетные правоотношения; 

· налоговые правоотношения; 

· неналоговые правоотношения; 

· фин.правоотношения в  области гос.кредита; 

· фин.правоотношения в  области страхования; 

· правоотношения, возникающие  при осуществлении государственных  расходов, в том числе и при  сметно-бюджетном финансировании; 

· фин.правоотношения в  области банковской деят-сти; 

· фин.правоотношения в  области ден.обращения и расчетов; 

· валютные правоотношения. 

В зависимости от объекта  правового регулирования:

· материальные правоотношения - реализуются права и обязанности  субъектов по получению, распределению и использованию фин.ресурсов.

· процессуальные правоотношения - выражается юридическая форма, определяющая порядок получения, распределения  и использования фин.ресурсов. осуществляются путем использования установл-х  форм и видов актов гос.органов  и органов м.с.у., соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.

http://forexaw.com/TERMs/Economic_terms_and_concepts/Economic_and_legal_terminology/l384_%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2_Ministry_of_finance_%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%B8%D0%BD_%D0%BC%D0%B8%D0%BD_%D1%84%D0%B8%D0%BD

5. Министерство финансов как участник фин.деят-сти.

Минфин - это федер.орган  исп.власти, осущ.функции по выработке  гос.политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, гос.долга, аудиторской деятельности, бух.учёта и бух.отчётности и т.д.

Является центральным  звеном в системе фин.контроля исп.власти. Осуществляет выработку единой гос-й фин.политики и нормативное регулирование в фин.сфере. Минфин РФ:

- разрабатывает и представляет  в Правительство РФ проекты  ФКЗ, ФЗ м актов Президента  и Правительства РФ по вопросам  контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, установления оснований и порядка в финансово-бюджетной сфере, установления оснований и порядка привлечения к отв-сти за нарушение бюдж.законод-ва; 
- разрабатывает и утверждает порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, порядок осуществления контроля за исполнением федер.бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам  бюдж.процесса за нарушение бюдж.законод-ва.

- проводит работу по  организации и обеспечению системного  и качественного функционирования негос.фин.контроля в стране, а именно института независимого аудита.

6. Правовые способы и гарантии защиты прав и законных интересов субъектов фин.правоотношений.

Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих  в фин.правоотношениях, производится в административном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом. Естественно, что содержание их в области фин.правоотношений имеет свои особенности. Адм.порядок действует главным образом в случае применения мер гос.принуждения в данной области к органам гос-ва и м.с.у., предприятиям, организациям, учреждениям. Широкая сфера его применения в этом случае вызвана необходимостью оперативных действий в области финансов. Однако он по-прежнему применим и в случаях защиты прав граждан в этих отношениях при возможности их обращения в суд.

В различных фин.отношениях адм.порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными гос.органами (помимо судебного разбирательства). Например, при защите прав гос-ва на получение налоговых платежей — бесспорный порядок взыскания их с предприятий, организаций, учреждений по решению налог.органа при невнесении платежей в срок (ст.46 НК РФ)

В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, вытекающие из рассмотренного порядка, в целях защиты своих прав и законных интересов вправе, во-первых, обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке по подчиненности и, во-вторых, обратиться в суд или арбитражный суд. Оба порядка защиты прав указанных субъектов в области фин.отношений могут быть использованы и в других случаях их нарушения.

В фин.правоотношениях  гос-ва с участием граждан также действуют адм.и судебный порядки защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование суд.порядка, который имеет конституционную основу. В гл. 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована суд.защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов гос-й власти, органов м.с.у. и должн.лиц могут быть обжалованы в суд.

Если исчерпаны все  имеющиеся внутригос.средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгос.органы по защите прав. Вступление России в Совет Европы расширяет такие возможности граждан РФ.

Граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, т.е. использовать административный порядок защиты.

Судебный порядок применяется  и при защите фин.интересов и прав гос-ва во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, фин.санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"