Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право"
1. Понятие финансов
и фин.деят-сти. Основные
Финансы – общественные отношения, которые складываются
в процессе оборота ден.средств.в экон.аспекте-
экон.отношения связанные с формированием,распределением,
Признаки:1.складываются относительно денег или ден.эквивалента 2.обусловлена устойчивой деятельностью гос-ва.
Фин.деятельность-плановая деятельность по привлечению к распределению, использованию ден.средств ,с целью осуществления задач и функция гос-ва и мо.
Фин.деятельность гос-ва-публичная деятельность с-ов фп по созданию механизма финансово-пр. регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределения,использования центр. И децентр. Фондов.
1. Общеправовые:
- законность-процесс
создания,распр, использования
- демократизм;
- федерализм-установление КРФ разграничения компетенции РФ и с-ов РФ в области финансов..
2. Специально-правовые:
- единство фин.политики и денежной системы РФ-единая ден.система в стране (в РФ-рубль),денежная эмиссия осуществляется цбрф.;
- фин.самостоятельность территориальных образований;
- достоверность, полнота, гласность-доведение
до сведений граждан создания проектов,
разл.финансово-пр.актов,
- фин.планирование-вся
фин.деять гос-ва и мс
- соблюдение фин.дисциплины;
- адресность;
- плановость
-приоритет публичных
интересов в правовом
-равноправие с-ов РФ
в области фин.деятельности-на
каждый с-кт в равной мере расп
2. Методы фин.деят-сти. Правовые формы фин.деят-сти.
1. Публично-правовой метод властных предписании – решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны (гос-во, уполномоченный им орган или мо).
Формы:
1) властные предписания дает гос-во в законах, подзаконных актах, а со стороны фин.правоотношения, в том числе и уполномоченный гос-вом орган, строго следуют этим предписаниям.
2) Управленческие решения,
принимаемые одной стороной
Особенности:
1) властность,
2) преобладание позитивных обязываний, а не дозволения,
3) императивность –
Sы ФП не могут по своему
усмотрению приобретать фин.
4) конформизм – Sы
ФП вступают в фин.ПО не по
своей воле или инициативе, а
лишь следуют предписаниям
5) юр.неравенство Sов
ФП – одни Sы обладают юридически-
2. Частно-правовые методы
правового воздействия (
1) методы собирания ден.средств
2) методы распределения и использования.
1) налог.метод - с помощью него гос-во изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере ден.средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня; метод добровольных взносов является добровольным в отличие от налог.метода и может выражаться, например, в покупке ценных бумаг, пожертвовании, вкладах в банки и т. д.
2): метод финансирования
(выражается в безвозмездном и
безвозвратном предоставлении
3. Фин.система: понятие, состав и характеристика ее элементов.
Система ФП – совокупность достаточно обособленных, но взаимообусловленных групп финансово-правовых норм, существующих и развивающихся в рамках фин.права как отрасли права, образуют систему этой отрасли права.
Общая часть включает основные положения о:
- понятии ФП,
- системе ФП,
- особенностях ФП-норм и
- Sах ФП.
Особенная часть:
1) бюджетное право
– вкл.в себя массив финансово-
Институты: и.бюдж.процесса, межбюджетных отношений, расходов бюджетов; гос.внебюджетных фондов (ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ).
2) налоговое право – вкл.массив ФП норм, часть которых содержится в НК РФ. Кроме того нормы налог.права содержатся в федер.законах и законах Sов РФ по вопросам налогообложения, в подзаконных нормативных актах, а также в постановлениях органов м.с.у.
Институты: налог.кредитования, налог.контроля, федер.налогов, региональных налогов, местных налогов; неналоговых доходов бюджетов.
3) также выделяются институты:
финансов гос.и муниц.
4. Понятие, предмет, метод и источники фин.права. Финансово-правовые отношения, их особенности и виды.
ФП - это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных ден.фондов (фин.ресурсов) государственных и мун.образований, необходимых для реализации их задач.
Предмет ФП – имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе фин.деят-сти гос-ва и мун.образований.
Метод – вопр.2 (публично-правовой) государственно-властные предписания одним участникам фин.отношений со стороны других, выступающих от имени гос-ва и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.
Источники ФП
1. законодательные акты РФ и субъектов РФ (Конституция, ФКЗ, ФЗ, кодексы)
2. законы субъектов
федерации, содержащие ФП
3. Указы Президента РФ,
4. постановления Правительства РФ, содержащие финансово-правовые нормы,
5. нормативные акты органов исполнительной власти (МинФин),
6. локальные нормативные правовые акты.
Фин.правоотношения -- это урегулированные нормами фин.права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и мун.ден.фондов и доходов.
Особенности фин.правоотношений:
1. Фин.правоотношения возникают в процессе фин.деят-сти гос-ва и органов м.с.у..
2. Фин.правоотношения являются разновидностью имущественных отношений и имеют публичный характер. Они возникают по поводу фин.ресурсов гос-ва и мун.образований. Например, при возникновении их между гос-вом и организациями в случаях уплаты налогов и сборов в бюджет, между гос-вом и бюджетными учреждениями при получении бюджетных ассигнований, между бюджетами при оказании фин.помощи бюджетам другого уровня.
3. Одной из сторон в фин.правоотношениях всегда выступает гос-во или его уполномоченный орган, муниципальное образование или соответствующий орган м.с.у..
Виды фин.правоотношений.
Существует несколько
видов классификации фин.
В зависимости от структуры фин.системы РФ:
бюджетные правоотношения;
· налоговые правоотношения;
· неналоговые правоотношения;
· фин.правоотношения в области гос.кредита;
· фин.правоотношения в области страхования;
· правоотношения, возникающие
при осуществлении
· фин.правоотношения в области банковской деят-сти;
· фин.правоотношения в
области ден.обращения и
· валютные правоотношения.
В зависимости от объекта правового регулирования:
· материальные правоотношения
- реализуются права и
· процессуальные правоотношения
- выражается юридическая форма, определяющая
порядок получения, распределения
и использования фин.ресурсов. осуществляются
путем использования установл-
http://forexaw.com/TERMs/
5. Министерство финансов как участник фин.деят-сти.
Минфин - это федер.орган исп.власти, осущ.функции по выработке гос.политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, гос.долга, аудиторской деятельности, бух.учёта и бух.отчётности и т.д.
Является центральным звеном в системе фин.контроля исп.власти. Осуществляет выработку единой гос-й фин.политики и нормативное регулирование в фин.сфере. Минфин РФ:
- разрабатывает и представляет
в Правительство РФ проекты
ФКЗ, ФЗ м актов Президента
и Правительства РФ по
- разрабатывает и утверждает порядок
организации и осуществления контроля
и надзора в финансово-бюджетной сфере,
порядок осуществления контроля за исполнением
федер.бюджета и реализации мер принуждения,
применяемых к участникам бюдж.процесса
за нарушение бюдж.законод-ва.
- проводит работу по
организации и обеспечению
6. Правовые способы и гарантии защиты прав и законных интересов субъектов фин.правоотношений.
Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в фин.правоотношениях, производится в административном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом. Естественно, что содержание их в области фин.правоотношений имеет свои особенности. Адм.порядок действует главным образом в случае применения мер гос.принуждения в данной области к органам гос-ва и м.с.у., предприятиям, организациям, учреждениям. Широкая сфера его применения в этом случае вызвана необходимостью оперативных действий в области финансов. Однако он по-прежнему применим и в случаях защиты прав граждан в этих отношениях при возможности их обращения в суд.
В различных фин.отношениях адм.порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными гос.органами (помимо судебного разбирательства). Например, при защите прав гос-ва на получение налоговых платежей — бесспорный порядок взыскания их с предприятий, организаций, учреждений по решению налог.органа при невнесении платежей в срок (ст.46 НК РФ)
В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, вытекающие из рассмотренного порядка, в целях защиты своих прав и законных интересов вправе, во-первых, обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке по подчиненности и, во-вторых, обратиться в суд или арбитражный суд. Оба порядка защиты прав указанных субъектов в области фин.отношений могут быть использованы и в других случаях их нарушения.
В фин.правоотношениях гос-ва с участием граждан также действуют адм.и судебный порядки защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование суд.порядка, который имеет конституционную основу. В гл. 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована суд.защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов гос-й власти, органов м.с.у. и должн.лиц могут быть обжалованы в суд.
Если исчерпаны все имеющиеся внутригос.средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгос.органы по защите прав. Вступление России в Совет Европы расширяет такие возможности граждан РФ.
Граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, т.е. использовать административный порядок защиты.
Судебный порядок применяется и при защите фин.интересов и прав гос-ва во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, фин.санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).