Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 08:01, курсовая работа
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет или ещё его называют федеральный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьей 6 БК РФ «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1. НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ…………………………………………………………...
1.1. Нефтегазовые доходы как особенность Федерального бюджета
1.2. Структура, динамика, прогнозы
2. НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ……………………………………………………………………
2.1. Нефтегазовый трансферт
2.2. Резервный фонд и ФНБ
3. НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС…………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..
* – до введения НДПИ – платежи за добычу полезных ископаемых
Источник: [20]
И поскольку на величину НДПИ и прочих налогов на природные ресурсы не в последнюю очередь влияет цена нефти на мировых рынках, более показательно было бы рассмотреть динамику цен на нефть в тот же период: с 2000 по 2007гг. и сравнить данные. Для этого обратимся к таблице 2.
Таблица 3
| Март | Июнь | Октябрь |
2000 | 26$ | 29$ | 30$ |
2001 | 28$ | 26$ | 19$ |
2002 | 25$ | 25$ | 26$ |
2003 | 25$ | 30$ | 28$ |
2004 | 36$ | 42$ | 50$ |
2005 | 53$ | 58$ | 58$ |
2006 | 70$ | 74$ | 60$ |
2007 | 68$ | 75$ | 82$ |
Составлено на основе: [11. С.43]
Из таблицы 2 видно, что если на протяжении 2000-2003гг. цена нефти колебалась примерно около одной цифры (28$) с небольшими отклонениями, то, начиная с 2004 года, начался уверенный рост.
В октябре 2004 года был преодолен рубеж в 50$ за баррель;
23.06.2005 года цена на нефть достигла 60$ за баррель;
18.05.2006 года был преодолен рубеж в 70$ за баррель;
13.09.2007 года цена на нефть достигла 80$;
19.10.2007 года цена на нефть достигла 90$ за баррель;
02.01.2008 года был преодолен психологический рубеж в 100$ за баррель [20].
Поскольку на рынке нефтепродуктов складывалась благоприятная обстановка происходило увеличение налоговой нагрузки, связанной с добычей и экспортом углеводородного сырья. Так, если условно рассчитать объем бюджетных доходов от добычи и переработки нефти как сумму поступлений НДПИ, взимаемого при добыче нефти, акцизов на нефтепродукты и вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, то суммы бюджетных поступлений по этим позициям с 2003 по 2007 год возросли с 5,2% ВВП (682,45 млрд. р.) до 8,8% ВВП (2897 млрд. р.), составив в 2006 году 10% ВВП (2688,3 млрд. р.) (таблица 4). Таким образом, можно заметить, что основной прирост налоговых доходов и поступлений бюджета расширенного правительства пришелся на период быстрого роста доходов от добычи и переработки нефти. При этом рост нефтяных доходов в % ВВП замещал снижение общей налоговой нагрузки.
Налоговые доходы бюджета расширенного правительства всего и доходы, связанные с добычей и переработкой нефти, % ВВП
Таблица 4
| 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
---|---|---|---|---|---|
Налоговые доходы и сборы бюджета расширенного правительства всего | 34,6% | 35,3% | 36,6% | 36,4% | 36,7% |
Доходы бюджета расширенного правительства, связанные с добычей, экспортом и переработкой нефти | 5,2% | 6,6% | 9,2% | 10,0% | 8,8% |
Источник: [19]
Таким образом, поддержание текущего уровня доходов бюджета в настоящее время в процентном отношении к ВВП при прочих равных условиях определяется, в основном, поступлениями доходов от сырьевого сектора, что, в свою очередь, зависит от конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. При этом снижение доли нефтегазового сектора в ВВП будет приводить к снижению доли соответствующих бюджетных доходов в ВВП даже при условии фиксированного уровня нефтяных цен. Поддержание уровня нефтегазовых доходов в процентном отношении к ВВП требует либо увеличения добычи и экспорта нефти, либо постоянного роста цен.
Рассмотрим теперь динамику объёма поступлений нефтегазовых доходов на протяжении 2007 – 2023гг.
Таблица 5
| факт | прогноз | прогноз | прогноз | прогноз | прогноз | ||
| 2007 | 2010 | 2012 | 2015 | 2020 | 2023 | ||
% ВВП |
|
|
|
|
|
| ||
Доходы федерального бюджета | 23,6% | 18,2% | 17,3% | 16,2% | 14,0% | 12,9% | ||
Нефтегазовые доходы | 8,8% | 6,6% | 5,7% | 4,9% | 3,6% | 3,1% | ||
Структура нефтегазовых доходов (%ВВП): | ||||||||
НДПИ на нефть | 3,2% | 2,0% | 1,6% | 1,4% | 1,0% | 0,9% | ||
НДПИ на газ | 0,3% | 0,2% | 0,1% | 0,1% | 0,1% | 0,1% | ||
Экспортная пошлина на нефть | 3,5% | 2,8% | 2,3% | 2,0% | 1,4% | 1,2% | ||
Экспортная пошлина на нефтепродукты | 1,0% | 0,9% | 0,7% | 0,6% | 0,4% | 0,4% | ||
Экспортная пошлина на газ | 0,9% | 0,8% | 0,9% | 0,9% | 0,7% | 0,6% |
Источник: [4]
Согласно проекту Бюджетной стратегии Российской федерации на период до 2023 года запланировано постепенное уменьшение поступлений нефтегазовой отрасли с 8,8% ВВП (2897 млрд. р.) в 2007 году до 3,1% ВВП в 2023 (7215 млрд. р.). Это положительно скажется на снижении зависимости Российской экономики от конъюнктурных цен на мировых рынках, даже несмотря на то, что в абсолютных показателях произойдет увеличение в 2,5 раза.
В структуре нефтегазовых доходов наиболее весомые статьи «НДПИ на нефть» и «Экспортная пошлина на нефть». И в перспективе эти показатели будут снижаются сильнее всего: с 3,2% (1055,59 млрд. р.) и 3,5% (1154,55 млрд. р.) в 2007 г. до 0,9% (2094,66 млрд. р.) и 1,2% (2792,88 млрд. р.) в 2023 г. соответственно.
Рассмотрим еще одну таблицу, в которой приведены данные о доходах Федерального бюджета, доходах бюджетной системы и нефтегазовых доходах в млрд. р. и в привязке к ВВП.
Таблица 6
| Факт | Бюджет | Прогноз | Прогноз | Прогноз | |||||
| 2007 | 2008 | 2013 | 2018 | 2023 | |||||
| Млрд. Руб. | % ВВП | млрд. руб. | % ВВП | млрд. руб. | % ВВП | млрд. руб. | % ВВП | Млрд. Руб. | % ВВП |
Доходы федерального бюджета | 7779 | 23,6% | 9037 | 21,4% | 14050 | 17,1% | 21469 | 14,7% | 30016 | 12,9% |
Доходы консолидированного бюджета | 11763 | 35,7% | 13723 | 32,5% | 22733 | 27,7% | 36346 | 25,0% | 52989 | 22,8% |
Доходы бюджетной системы | 13251 | 40,2% | 15663 | 37,1% | 28791 | 35,1% | 47832 | 32,8% | 73727 | 31,7% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы | 2897 | 8,8% | 4389 | 10,1% | 4465 | 5,4% | 5805 | 4,0% | 7215 | 3,1% |
Ненефтегазовые доходы консолидированного бюджета | 8866 | 26,9% | 9474 | 22,4% | 18268 | 22,2% | 30542 | 21,0% | 45774 | 19,7% |
Источник: [4]
Как видно из таблицы, снижение доходов бюджетной системы к 2023 году по сравнению с 2007 годом составит 8,5 п.п. ВВП для бюджетной системы в целом и 10,7 п.п. ВВП для федерального бюджета. Главным образом, падение доходов бюджетной системы происходит за счет нефтегазовых доходов: для федерального бюджета они объясняют снижение на 64%, а для бюджетной системы в целом - на 85%.
На формирование нефтегазовых доходов оказывает влияние принятая цена на нефть, которая согласно прогнозу Минэкономразвития России постепенно увеличивается - с 72 долл. США/бар. в 2012 году до 106 долл. США/бар. (81 долл.США/бар. в ценах 2012 года) в 2023 году. Средняя цена на нефть составит по прогнозу в 2012-2023 гг. в ценах 2012 года – 75 долл. США/бар. долл.США/бар. Тем не менее, в прогнозном сценарии Минэкономразвития цена на нефть в период после 2012 г. значительно превышает базовый долгосрочный прогноз Агентства энергетической информации (июнь 2008 года). В 2023 году прогноз Минэкономразвития на двадцать процентов выше прогноза Агентства.[1]
Следует отметить, что цена на нефть будет оказывать не столь существенное влияние на динамику нефтегазовых доходов, как динамика физических объемов добычи нефти и газа (0,3% и 1,8% в среднем за год в 2012-2023 гг.), которая в течение всего прогнозного периода будет существенно ниже темпов роста экономики (6,3% в год). Если ВВП за 15 лет вырастет в 2,7 раза, то физический объем экспорта нефти снизится на 15%, газа увеличится на 66%, а добыча нефти вырастет за период всего лишь на 7%, газа – на 28%. Такая динамика приведет к изменению структуры ВВП: заметному снижению нефтегазового сектора в экономике и соответственно, к сокращению доходов, поступающих из этого сектора [4].
Кроме того, на сокращение нефтегазовых доходов окажет увеличение с 2009 года необлагаемого минимума при расчете ставки НДПИ на нефть с 9 до 15 долларов за баррель и решения, принятые в июле 2008 года – это расширение возможности применения понижающего коэффициента при добыче нефти на участках недр с высокой степенью выработанности, а также расширение перечня территорий, при добыче нефти на которых установлены "налоговые каникулы". В долгосрочной перспективе все большее количество нефти будет добываться на участках недр, налогообложение добычи на которых осуществляется с применением пониженной или нулевой ставки.
Все вышеперечисленные факторы приведут к тому, что нефтегазовые доходы в процентах ВВП в 2023 году будут существенно ниже - на 5,7 п.п. - аналогичных показателей 2007 года.
НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ
Нефтегазовый Трансферт
Согласно пункту первому статьи 96.6 главы 13.2 Бюджетного Кодекса РФ нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для: