Нефтегазовые доходы федерального бюджета. Особенности их формирования и использования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет или ещё его называют федеральный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьей 6 БК РФ «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1. НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ…………………………………………………………...
1.1. Нефтегазовые доходы как особенность Федерального бюджета
1.2. Структура, динамика, прогнозы
2. НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ……………………………………………………………………
2.1. Нефтегазовый трансферт
2.2. Резервный фонд и ФНБ
3. НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС…………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..

Работа содержит 1 файл

Финансы.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

* – до введения НДПИ – платежи за добычу полезных ископаемых

Источник: [20]

              И поскольку на величину НДПИ и прочих налогов на природные ресурсы не в последнюю очередь влияет цена нефти на мировых рынках, более показательно было бы рассмотреть динамику цен на нефть в тот же период: с 2000 по 2007гг. и сравнить данные. Для этого обратимся к таблице 2.

                                                                      Таблица 3

 

Март

Июнь

Октябрь

2000

26$

29$

30$

2001

28$

26$

19$

2002

25$

25$

26$

2003

25$

30$

28$

2004

36$

42$

50$

2005

53$

58$

58$

2006

70$

74$

60$

2007

68$

75$

82$

              Составлено на основе: [11. С.43]

              Из таблицы 2 видно, что если на протяжении 2000-2003гг. цена нефти колебалась примерно около одной цифры (28$) с небольшими отклонениями, то, начиная с 2004 года, начался уверенный рост.

В октябре 2004 года был преодолен рубеж в 50$ за баррель;

23.06.2005 года цена на нефть достигла 60$ за баррель;

18.05.2006 года был преодолен рубеж в 70$ за баррель;

13.09.2007 года цена на нефть достигла 80$;

19.10.2007 года цена на нефть достигла 90$ за баррель;

02.01.2008 года был преодолен психологический рубеж в 100$ за баррель [20].

              Поскольку на рынке нефтепродуктов складывалась благоприятная обстановка происходило увеличение налоговой нагрузки, связанной с добычей и экспортом углеводородного сырья. Так, если условно рассчитать объем бюджетных доходов от добычи и переработки нефти как сумму поступлений НДПИ, взимаемого при добыче нефти, акцизов на нефтепродукты и вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, то суммы бюджетных поступлений по этим позициям с 2003 по 2007 год возросли с 5,2% ВВП (682,45 млрд. р.) до 8,8% ВВП (2897 млрд. р.), составив в 2006 году 10% ВВП (2688,3 млрд. р.) (таблица 4). Таким образом, можно заметить, что основной прирост налоговых доходов и поступлений бюджета расширенного правительства пришелся на период быстрого роста доходов от добычи и переработки нефти. При этом рост нефтяных доходов в % ВВП замещал снижение общей налоговой нагрузки.

 

 

 

 

Налоговые доходы бюджета расширенного правительства всего и доходы, связанные с добычей и переработкой нефти, % ВВП

                                                                                                                                                                        Таблица 4

 

2003

2004

2005

2006

2007

Налоговые доходы и сборы бюджета расширенного правительства всего

34,6%

35,3%

36,6%

36,4%

36,7%

Доходы бюджета расширенного правительства, связанные с добычей, экспортом и переработкой нефти

5,2%

6,6%

9,2%

10,0%

8,8%

Источник: [19]

              Таким образом, поддержание текущего уровня доходов бюджета в настоящее время в процентном отношении к ВВП при прочих равных условиях определяется, в основном, поступлениями доходов от сырьевого сектора, что, в свою очередь, зависит от конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. При этом снижение доли нефтегазового сектора в ВВП будет приводить к снижению доли соответствующих бюджетных доходов в ВВП даже при условии фиксированного уровня нефтяных цен. Поддержание уровня нефтегазовых доходов в процентном отношении к ВВП требует либо увеличения добычи и экспорта нефти, либо постоянного роста цен.

              Рассмотрим теперь динамику объёма поступлений нефтегазовых доходов на протяжении 2007 – 2023гг.

                                                                                                                                                   Таблица 5

 

факт

прогноз

прогноз

прогноз

прогноз

прогноз

 

2007

2010

2012

2015

2020

2023

% ВВП

 

 

 

 

 

 

Доходы федерального бюджета

23,6%

18,2%

17,3%

16,2%

14,0%

12,9%

Нефтегазовые доходы

8,8%

6,6%

5,7%

4,9%

3,6%

3,1%

Структура нефтегазовых доходов (%ВВП):

НДПИ на нефть

3,2%

2,0%

1,6%

1,4%

1,0%

0,9%

НДПИ на газ

0,3%

0,2%

0,1%

0,1%

0,1%

0,1%

Экспортная пошлина на нефть

3,5%

2,8%

2,3%

2,0%

1,4%

1,2%

Экспортная пошлина на нефтепродукты

1,0%

0,9%

0,7%

0,6%

0,4%

0,4%

Экспортная пошлина на газ

0,9%

0,8%

0,9%

0,9%

0,7%

0,6%

 

 

 

 

 

 

 

 

              Источник: [4]                           

 

              Согласно проекту Бюджетной стратегии Российской федерации на период до 2023 года запланировано постепенное уменьшение поступлений нефтегазовой отрасли с 8,8% ВВП (2897 млрд. р.) в 2007 году до 3,1% ВВП в 2023 (7215 млрд. р.). Это положительно скажется на снижении зависимости Российской экономики от конъюнктурных цен на мировых рынках, даже несмотря на то, что в абсолютных показателях произойдет увеличение в 2,5 раза.

              В структуре нефтегазовых доходов наиболее весомые статьи «НДПИ на нефть» и «Экспортная пошлина на нефть». И в перспективе эти показатели будут снижаются сильнее всего: с 3,2%  (1055,59 млрд. р.) и 3,5% (1154,55 млрд. р.) в 2007 г. до 0,9% (2094,66 млрд. р.) и 1,2% (2792,88 млрд. р.) в 2023 г. соответственно.

              Рассмотрим еще одну таблицу, в которой приведены данные о доходах Федерального бюджета, доходах бюджетной системы и нефтегазовых доходах в млрд. р. и в привязке к ВВП.

                                                                                                                                                                        Таблица 6

 

Факт

Бюджет

Прогноз

Прогноз

Прогноз

 

2007

2008

2013

2018

2023

 

Млрд.

Руб.

% ВВП

млрд.

руб.

% ВВП

млрд.

руб.

% ВВП

млрд.

руб.

% ВВП

Млрд.

Руб.

% ВВП

Доходы федерального бюджета

7779

23,6%

9037

21,4%

14050

17,1%

21469

14,7%

30016

12,9%

Доходы консолидированного бюджета

11763

35,7%

13723

32,5%

22733

27,7%

36346

25,0%

52989

22,8%

Доходы бюджетной системы

13251

40,2%

15663

37,1%

28791

35,1%

47832

32,8%

73727

31,7%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нефтегазовые доходы

2897

8,8%

4389

10,1%

4465

5,4%

5805

4,0%

7215

3,1%

Ненефтегазовые доходы консолидированного бюджета

8866

26,9%

9474

22,4%

18268

22,2%

30542

21,0%

45774

19,7%

Источник: [4]

 

Как видно из таблицы, снижение доходов бюджетной системы к 2023 году по сравнению с 2007 годом составит 8,5 п.п. ВВП для бюджетной системы в целом и 10,7 п.п. ВВП для федерального бюджета. Главным образом, падение доходов бюджетной системы происходит за счет нефтегазовых доходов: для федерального бюджета они объясняют снижение на 64%, а для бюджетной системы в целом - на 85%.

На формирование нефтегазовых доходов оказывает влияние принятая цена на нефть, которая согласно прогнозу Минэкономразвития России постепенно увеличивается - с 72 долл. США/бар. в 2012 году до 106 долл. США/бар. (81 долл.США/бар. в ценах 2012 года) в 2023 году. Средняя цена на нефть составит по прогнозу в 2012-2023 гг. в ценах 2012 года – 75 долл. США/бар. долл.США/бар. Тем не менее, в прогнозном сценарии Минэкономразвития цена на нефть в период после 2012 г. значительно превышает базовый долгосрочный прогноз Агентства энергетической информации (июнь 2008 года). В 2023 году прогноз Минэкономразвития на двадцать процентов выше прогноза Агентства.[1]

Следует отметить, что цена на нефть будет оказывать не столь существенное влияние на динамику нефтегазовых доходов, как динамика физических объемов добычи нефти и газа (0,3% и 1,8% в среднем за год в 2012-2023 гг.), которая в течение всего прогнозного периода будет существенно ниже темпов роста экономики (6,3% в год). Если ВВП за 15 лет вырастет в 2,7 раза, то физический объем экспорта нефти снизится на 15%, газа увеличится на 66%, а добыча нефти вырастет за период всего лишь на 7%, газа – на 28%. Такая динамика приведет к изменению структуры ВВП: заметному снижению нефтегазового сектора в экономике и соответственно, к сокращению доходов, поступающих из этого сектора [4].

Кроме того, на сокращение нефтегазовых доходов окажет увеличение с 2009 года необлагаемого минимума при расчете ставки НДПИ на нефть с 9 до 15 долларов за баррель и решения, принятые в июле 2008 года – это расширение возможности применения понижающего коэффициента при добыче нефти на участках недр с высокой степенью выработанности, а также расширение перечня территорий, при добыче нефти на которых установлены "налоговые каникулы". В долгосрочной перспективе все большее количество нефти будет добываться на участках недр, налогообложение добычи на которых осуществляется с применением пониженной или нулевой ставки.

Все вышеперечисленные факторы приведут к тому, что нефтегазовые доходы в процентах ВВП в 2023 году будут существенно ниже - на 5,7 п.п. - аналогичных показателей 2007 года.


НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ

 

Нефтегазовый Трансферт

 

Согласно пункту первому статьи 96.6 главы 13.2 Бюджетного Кодекса РФ нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для:

Информация о работе Нефтегазовые доходы федерального бюджета. Особенности их формирования и использования в РФ