Нефтегазовые доходы федерального бюджета. Особенности их формирования и использования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет или ещё его называют федеральный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьей 6 БК РФ «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1. НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ…………………………………………………………...
1.1. Нефтегазовые доходы как особенность Федерального бюджета
1.2. Структура, динамика, прогнозы
2. НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ……………………………………………………………………
2.1. Нефтегазовый трансферт
2.2. Резервный фонд и ФНБ
3. НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС…………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..

Работа содержит 1 файл

Финансы.doc

— 268.00 Кб (Скачать)


ОГЛАВЛЕНИЕ:

ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

1.      НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ…………………………………………………………...

1.1.           Нефтегазовые доходы как особенность Федерального бюджета

1.2.           Структура, динамика, прогнозы

2.      НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ……………………………………………………………………

2.1.           Нефтегазовый трансферт

2.2.           Резервный фонд и ФНБ

3.      НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС…………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..


ВВЕДЕНИЕ

 

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет или ещё его называют федеральный бюджет –  это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьей 6 БК РФ «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение  возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны,  рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

              Основная цель данной курсовой работы рассмотреть доходную часть, а именно её нефтегазовую составляющую: особенности формирования нефтегазовых доходов и правовые документы, регламентирующие эту область; направления использования нефтегазовых доходов в РФ; ненефтегазовый бюджет и Мировой финансово-экономический кризис.

 

 


НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

 

Нефтегазовые доходы как особенность Федерального бюджета

 

              Основными отличительными особенностями подготовки проектировок федерального бюджета на 2008 – 2010 гг., 2009 – 2011 гг. являются: планирование и утверждение бюджета на трехлетний период в форме закона, изменение структуры доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета, выделение в составе остатков федерального бюджета Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

              Появление одной из основных особенностей федерального бюджета на 2008 – 2010 гг. и 2009 – 2011 гг. вызвано сильной зависимостью экономики и бюджета от сырьевого сектора, которая создает серьезные макроэкономические риски. Поступления из нефтегазового сектора обеспечили в 2005 г. около 38% от доходов консолидированного бюджета и 50% от доходов федерального бюджета (без учета погашения налоговой задолженности) [9. C.14]. В последние годы благодаря благоприятной конъюнктуре на мировом рынке нефти в Стабилизационном фонде продолжалось накопление средств – на начало 2007г. его объем составил 8,7% ВВП, а на 30.01.08 его совокупный объём достиг 3 трлн. 851,8 млрд. руб., что составляет 10% ВВП (с 1 февраля 2008 г. преобразован в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния) [9. C. 37].

              Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей, как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.

              Устойчивость бюджета с точки зрения как доходов, так и расходов выражается в обеспечении стабильности этих параметров в процентном отношении к ВВП.

              Важным фактором, который необходимо учитывать при оценке принципов бюджетной политики на долгосрочную перспективу, является предстоящее снижение бюджетных поступлений из нефтегазового сектора в результате следующих тенденций:

1.      В ближайшие несколько десятилетий физический объем добычи и экспорта нефти и газа будет намного уступать темпам роста ВВП, составляя не более 2% в год.

2.      Продолжение в среднесрочной перспективе повышения курса рубля

3.      Прогнозируемое снижение цен на нефть

              В результате сокращаются нефтегазовые доходы федерального бюджета. Так, если в 2007 г. нефтегазовые доходы бюджета составили 8,5% ВВП, то в 2011 г. – они сократятся до 6,86% ВВП.

              Согласно долгосрочному прогнозу, к 2025 г. поступления в федеральный бюджет могут сократиться за счет перечисленных факторов (даже при сохранении относительно высоких цен на нефть 40-50 долл. США в ценах 2006г.) до уровня менее 4% ВВП. Выпадающие доходы будут лишь в незначительной степени компенсироваться увеличением базы ненефтегазовых доходов и планируемым повышением собираемости налогов. Таким образом, ожидаемые доходы федерального бюджета при нынешнем налоговом законодательстве упадут с нынешнего уровня к 2020 г. примерно на 4,5 п. п. ВВП, для чего потребуется комплекс мер, связанных с повышением налогового бремени, сокращением расходов и резким наращиванием государственного долга. Использование концепции «ненефтегазового баланса бюджета» позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость [9. C.15].

Структура, динамика, прогнозы

              Согласно пункту второму статьи 96.6 главы 13.2 Бюджетного Кодекса РФ к нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

              - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

              - вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

              - вывозных таможенных пошлин на газ природный;

              - вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

              Основной и наиболее крупной составляющей нефтегазовых доходов являются вывозные таможенные пошлины. Согласно отчету об исполнении Федерального бюджета на 01.01.08 вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и на товары, выработанные из нефти, составили 1 785 млрд. руб. или 61% всех нефтегазовых доходов. По состоянию на 01.01.09 -2797,6 млрд. руб. или 65,5% всех нефтегазовых доходов, полученных в 2008 г.

              Оставшуюся часть представляет НДПИ в виде углеводородного сырья. Важно отметить, что при проведении расчетов прогнозных поступлений НДПИ учтитывают планируемый объем добычи полезных ископаемых, прогнозируемый уровень цен полезных ископаемых, среднегодовой курс рубля по отношению к доллару США, налоговые ставки, предусмотренные гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса РФ. Но поскольку высказывается множество различных прогноз насчет объёма поступления нефтегазовых доходов в целом и объёма НДПИ в частности, остается только оперировать фактическими цифрами. По итогам 2007 г. фактические поступления НДПИ в федеральный бюджет составили 1 113 млрд. руб. (39% нефтегазовых доходов), а в 2008г. – 1 592 млрд. руб. (34,5% нефтегазовых доходов) [18].

              Необходимо отметить, что ставки НДПИ в нефтегазовом секторе являются специфическими и, например, НДПИ на нефть рассчитывается следующим образом: при прогнозируемом, к примеру, на 2008 г. среднем уровне мировой цены на нефть марки «Юралс» (в размере 53 долл. США за баррель) и заложенном в расчетах к проекту бюджета среднегодовом курсе рубля по отношению к доллару США (25,9 руб.) определялся коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (в 2008 г. он составил 4,3663). С учетом корректировки налоговой ставки именно на этот коэффициент расчетная налоговая ставка по нефти на 2008 г. была запланирована в размере 1 829,47 руб. за 1 т. Нефти [9. C.20]

              Ставка НДПИ на газ, будучи также специфической, не связана с мировыми ценами, а ставка экспортных пошлин на газ является адвалорной и определяется в процентах к стоимости.

              Далее обратимся к таблично-цифровому материалу, чтобы проанализировать за счет чего и в каких объёмах формировались и формируются нефтегазовые доходы, какова доля этих доходов в общей структуре налоговых поступлений Федерального бюджета, какую динамику демонстрировала нефтегазовая отрасль и каковы прогнозы Правительства  на перспективу.

              Для начала обратим внимание на составляющие нефтегазовых доходов. Для этого обратимся к таблице 8 и рассмотрим основные характеристики федерального бюджета на 2009 – 2010 гг.

Таблица 1

Наименование налогов и платежей

2009 г.

% ВВП

2010 г.

% ВВП

ВВП, млрд. р.

39 480

100

44 470

100

Доходы ФБ, всего, млрд. руб.

7 421,2

18,8

8 035,2

18,1

НДПИ в виде углеводородного сырья, млрд. руб. в том числе:

845,776

2,1

846,476

1,9

Нефть, млрд. руб.

742,203

1,9

741,107

1,7

Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, млрд. руб.

93,311

0,2

94,333

0,2

Газовый конденсат их всех видов месторождений углеводородного сырья, млрд. руб.

10,261

0,026

11,035

0,025

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, млрд. руб.

969,724

2,5

957,395

2,2

Вывозные таможенные пошлины на газ природный, млрд. руб.

324,885

0,8

328,822

0,7

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные их нефти, млрд. руб.

245,442

0,6

245,508

0,6

Источник: [8. С.40 ]

              Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что, поскольку Российская экономика усиленными темпами экспортируют сырую нефть, то соответственно вывозные таможенные пошлины на нефть сырую являются весьма весомой частью нефтегазовых доходов, демонстрируя показатель на уровне 2,5% ВВП. Соответственно, если много экспортирует, значит много добывает, поэтому напротив показателя «Нефть» мы наблюдаем достаточно высокую цифру – 742,203 млрд. руб. (1,9% ВВП).

              Рассматривая объемы поступления доходов в бюджетную систему РФ, можно увидеть, что в числе основных факторов роста налоговых доходов на протяжении 2000 – 2007гг. можно назвать благоприятную конъюнктуру на товары российского экспорта и, в первую очередь, нефть и газ.

              Налог на добычу полезных ископаемых, продемонстрировав в 2000 году 1,06% ВВП (или 73,56 млрд. р.), в 2007 году составил уже 3,63% ВВП (или 1451,53 млрд. р.). Рост в абсолютных показателях произошел существенный.

Поступления НДПИ в бюджет расширенного правительства РФ в 2000-2007 гг. (% ВВП)

Таблица 2

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Налоговые доходы

35,73%

35,67%

35,55%

34,57%

35,32%

36,63%

36,36%

36,69%

НДПИ и прочие налоги на прир. ресурсы*

1,06%

1,44%

3,05%

2,97%

3,4%

4,2%

4,32%

3,63%

ВВП

6940

9041

10834

13201

16966

21625

26883

32987

Информация о работе Нефтегазовые доходы федерального бюджета. Особенности их формирования и использования в РФ