Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:57, курсовая работа
Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.
Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.
В условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровнях государственного управления формируют превалирующую часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление, государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы в стране.
Разработка, исполнение и анализ бюджетов любого уровня представляет собой чрезвычайно сложную процедуру, включающую его составление, рассмотрение, утверждение, собственно исполнение, а также контроль за исполнением, что получило название бюджетного процесса. Обеспечив учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета, заключительным этапом бюджетного процесса является составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти.
При расчете объема доходов федерального бюджета на 2010 год учитывались принятые в 2009 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации, вступившие в действие с 1 января 2010 года.
В части налогового законодательства приняты следующие решения:
а) индексация ставок акцизов:
на табачные изделия: индексация специфических ставок на 44% к уровню 2009 года и увеличение адвалорной ставки до 7%;
на нефтепродукты - на 10% к уровню 2009 года;
на алкогольную продукцию - на 30% к уровню 2009 года или на 20% к ранее утвержденным ставкам на 2010 год;
на пиво - в 3 раза к уровню 2009 года или на 190% к ранее утвержденным ставкам 2010 года;
б) увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ со 147 до 162 рублей за 1 тыс. куб. м;
в) увеличение размеров государственной пошлины на ряд юридически значимых действий (по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (для юридических лиц); за совершение действий, связанных с приобретением гражданства или выходом из него, а также с въездом или выездом из страны; за совершение действий при осуществлении федерального пробирного надзора; за государственную регистрацию и за совершение прочих юридически значимых действий);
г) увеличение средних ставок транспортного налога, установленных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации, в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз.
По бюджетному законодательству предполагается реализация следующих решений:
а) увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат с 95 до 100%;
б) зачисление в доход федерального бюджета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
В таможенном законодательстве будут осуществляться следующие меры:
а) установление ставки вывозной таможенной пошлины на нефтепродукты в зависимости от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть;
б) введение ставок вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых цен.
Несмотря
на важность расчетов для оценки обоснованности
проектируемых доходов
Рассмотрим структуры основных налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета на 2009 -2011 г.г.
Динамика доходов от уплаты налога на прибыль организаций в 2009-2011 годах (без учета налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) приведена в «Таблице №1»
Таблица 1.
Динамика доходов от уплаты налога на прибыль
организаций в 2009-2011 гг.
Показатели | 2009 год | 2010 год | 2011 год | |
1. | Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей | 743,36 | 828,95 | 923,32 |
1.1 | к предыдущему году, млрд. рублей | 67,08 | 85,59 | 94,37 |
1.2 | к предыдущему году, % | 109,9 | 111,5 | 111,4 |
1.3 | темпы роста к 2008 году | 109,9 | 122,6 | 136,5 |
2. | Закон №198-ФЗ (с изм.) (2008-2010 гг.), млрд. руб. | 675,87 | 748,11 | |
2.1 | к предыдущему году, млрд. рублей | 42,24 | 72,24 | |
2.2 | к предыдущему году, % | 106,7 | 110,7 | |
3. | Законопроект к Закону №198-ФЗ (с изм.) – 2008 год | |||
3.1 | млрд. рублей | 109,73 | 195,32 | 289,69 |
3.2 | % | 117,3 | 130,8 | 145,7 |
4. | Законопроект к Закону №198-ФЗ (с изм.) | |||
4.1 | млрд. рублей | 67,49 | 80,84 | |
4.2 | % | 110,0 | 110,8 |
При
проектировании доходов от уплаты налога
на прибыль организаций учтены изменения
налогового законодательства в части
увеличения размера взносов по договорам
добровольного личного
В материалах, представленных с законопроектом, не приводится оценка последствий изменений налогового законодательства, вступающих в силу с 2009 года: расширения условий для признания расходами в целях налогообложения затрат на обучение работников по основным и дополнительным образовательным программам, а также ряда мер, направленных на либерализацию амортизационной политики для целей налогообложения.
В объеме поступлений налога на прибыль организаций в 2009, 2010 и 2011 годах учтены дополнительные поступления по годовому перерасчету, недоимке и платежам, начисленным по результатам контрольной работы налоговых органов, размер которых (25,7 млрд. рублей) постоянен на протяжении указанного периода, что требует уточнения.
В
материалах к проекту бюджета
не содержится расчета налога на прибыль
организаций с доходов, полученных
в виде процентов по государственным
и муниципальным ценным бумагам,
поступления по которому предусмотрены
в проекте доходов федерального
бюджета в 2009 году в сумме 13,3 млрд.
рублей, в 2010 и 2011 годах – в сумме 14,1 млрд.
рублей и 16,8 млрд. рублей соответственно.
Таблица 2. – Динамика доходов от уплаты налога на добавленную
стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории
Российской Федерации, в 2008-2011 годах
Показатели | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | |
1. | Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей | 1214,52* | 1868,24 | 2137,75 | 2464,58 |
1.1 | к предыдущему году, млрд. рублей | -175,87 | 653,72 | 269,51 | 326,83 |
1.2 | к предыдущему году, % | 87,4 | 153,8 | 114,4 | 115,3 |
1.3 | темпы роста к 2008 году | 100,0 | 153,8 | 176,0 | 202,9 |
2. | Закон №198-ФЗ (с изм.) (2008-2010 гг.), млрд. руб. | 1214,52 | 1790,10 | 2019,00 | |
2.1 | к предыдущему году, млрд. рублей | -167,41 | 575,58 | 228,90 | |
2.2 | к предыдущему году, % | 87,9 | 147,4 | 112,8 | |
3. | Законопроект к Закону №198-ФЗ (с изм.) – 2008 год | ||||
3.1 | млрд. рублей | 0,00 | 653,72 | 923,23 | 1250,06 |
3.2 | % | 100,0 | 153,8 | 176,0 | 202,9 |
4. | Законопроект к Закону №198-ФЗ (с изм.) | ||||
4.1 | млрд. рублей | 0,00 | 78,14 | 118,75 | |
4.2 | % | 100,0 | 104,4 | 105,9 |
Применение при расчете поступлений налога доли налоговых вычетов в суммах начисленного налога, фактически сложившейся в январе – июне 2008 года (92,7%), уменьшает проектируемую на 2009 год сумму налога на 57 млрд. рублей, на 2010 год – на 52 млрд. рублей, на 2011 год – на 71 млрд. рублей.
В
расчетах налога на добавленную стоимость
на товары (работы, услуги), реализуемые
на территории Российской Федерации, предусмотрены
дополнительные поступления в связи
с проведением налоговыми органами
мероприятий по укреплению платежной
дисциплины: в 2009 году – 103,0 млрд. рублей,
в 2010 году – 120,9 млрд. рублей, в 2011 году
– 144,7 млрд. рублей. Расчетов этих сумм
в материалах к проекту федерального бюджета
не приводится.
Таблица 3. – Динамика доходов от уплаты акцизов по подакцизным
товарам (продукции), производимым на территории Российской
Федерации, в 2008-2011 гг.
Показатели | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | |
1. | Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей | 119,05* | 140,63 | 163,46 | 196,57 |
1.1 | к предыдущему году, млрд. рублей | 10,21 | 21,58 | 22,83 | 33,11 |
1.2 | к предыдущему году, % | 109,4 | 118,1 | 116,2 | 120,3 |
1.3 | темпы роста к 2008 году | 100,0 | 118,1 | 137,3 | 165,1 |
2. | Закон №198-ФЗ (с изм.) (2008-2010 гг.), млрд. руб. | 119,01 | 137,99 | 157,66 | |
2.1 | к предыдущему году, млрд. рублей | 11,62 | 18,98 | 19,67 | |
2.2 | к предыдущему году, % | 110,8 | 115,9 | 114,3 | |
3. | Законопроект к Закону №198-ФЗ (с изм.) – 2008 год | ||||
3.1 | млрд. рублей | 0,04 | 21,62 | 44,45 | 77,56 |
3.2 | % | 100,0 | 118,2 | 137,3 | 165,2 |
4. | Законопроект к Закону №198-ФЗ (с изм.) | ||||
4.1 | млрд. рублей | 0,04 | 2,64 | 5,80 | |
4.2 | % | 100,0 | 101,9 | 103,7 |
Счетная палата отмечает, что представленные
расчеты поступлений в
При
расчете поступлений в
Поступления
акцизов на этиловый спирт из всех
видов сырья, за исключением пищевого,
рассчитаны исходя из собираемости этих
акцизов на уровне 60%. Такой низкий
уровень собираемости принимается
в расчетах уже на протяжении ряда
лет. По данным Федеральной налоговой
службы, собираемость этих акцизов в 2007
году составила 76,1%. Собираемость акцизов
на все нефтепродукты при расчете их поступлений
принята на уровне 96,0%, в то время как, по
данным Федеральной налоговой службы,
в 2007 году фактически сложившийся уровень
собираемости по автомобильному бензину
составил 97,2%, дизельному топливу – 96,8%,
моторным маслам для дизельных и (или)
карбюраторных (инжекторных) двигателей
– 92,1%.
Таблица 4. – Динамика доходов от уплаты налога на добавленную
стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации,
в 2008-2011 гг.
Показатели | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | |
1. | Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей | 1124,90* | 1403,21 | 1727,15 | 2026,89 |
1.1 | к предыдущему году, млрд. рублей | 253,81 | 278,31 | 323,94 | 299,74 |
1.2 | к предыдущему году, % | 129,1 | 124,7 | 123,1 | 117,4 |
1.3 | темпы роста к 2008 году | 100,0 | 124,7 | 153,5 | 180,2 |
2. | Закон №198-ФЗ (с изм.) (2008-2010 гг.), млрд. руб. | 1090,15 | 1353,99 | 1664,55 | |
2.1 | к предыдущему году, млрд. рублей | 241,31 | 263,84 | 310,56 | |
2.2 | к предыдущему году, % | 128,4 | 124,2 | 122,9 | |
3. | Законопроект к Закону №198-ФЗ (с изм.) – 2008 год | ||||
3.1 | млрд. рублей | 34,75 | 313,06 | 637,00 | 936,74 |
3.2 | % | 103,2 | 128,7 | 158,4 | 185,9 |
4. | Законопроект к Закону №198-ФЗ (с изм.) | ||||
4.1 | млрд. рублей | 34,75 | 49,22 | 62,60 | |
4.2 | % | 103,2 | 103,6 | 103,8 |