Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 13:27, научная работа
Государственный бюджет любой страны, как правило, основывается на налоговых и таможенных платежах. Таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. Уплата платежей является одним из основных условий операций, связанных с внешней торговлей.
Государственный бюджет любой страны, как правило, основывается на налоговых и таможенных платежах. Таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. Уплата платежей является одним из основных условий операций, связанных с внешней торговлей.
Таможенные платежи являются важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей. Они во многом определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов государства.
Согласно ТК ТС к таможенным платежам относят налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, ввозные и вывозные таможенные пошлины, а также таможенные сборы. Статья 1 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года определяет, что к косвенным налогам из всех видов федеральных налогов относятся НДС и акцизы.
Таможенные
платежи, взимаемые таможенными
органами, формируя казну государства,
выполняют две основные функции
- фискальную и регулятивную. Фискальная
функция заключается в
Таможенная пошлина, косвенные налоги и таможенные сборы по своей сути представляют собой обязательные взносы, являются собственными налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, охраняются принудительной силой государства.
В настоящее время таможенные платежи являются важным источником формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации. В 2007-2010 гг. их доля в федеральном бюджете возросла с 43,7% до 62,3%, в 2011 году процент доходов составил 53% (рис. 1.1), что свидетельствует о достаточно большой зависимости доходов федерального бюджета от результатов внешнеторговой деятельности.
Рис. 1.1.
Динамика доли доходов, администрируемых
таможенными органами, в Федеральном бюджете
Российской Федерации за 2007-2011гг., %
Изучение
роли таможенных платежей в формировании
федерального бюджета обрело ещё
большую значимость в связи со
вступлением России во Всемирную
торговую организацию. На протяжении
18 лет наша страна вела с ВТО далеко
не простые переговоры и вот сейчас
процесс присоединения
В рамках вступления в ВТО Россия условилась взять на себя ряд важных обязательств для дальнейшего раскрытия своего торгового режима и ускорения своей интеграции во всемирную экономику. Прежде всего данные обязательства включают в себя договоренности по ставкам импортных пошлин. Этот аспект станет наиболее важным следствием вступления России в ВТО. В среднем, заключительная обязательная тарифная пошлина для Российской федерации составит 7,8%, по сравнению со средней ставкой 2011 года в размере 10% для всей продукции. Средняя тарифная пошлина составит 10,8% для сельскохозяйственной продукции (сейчас 13,2%) и 7,3% для промышленных товаров (сейчас 9,5%).
Таким образом доходы, получаемые от ввозных таможенных пошлин значительно сократятся. Поэтому на сегодняшний день рассмотрение поступлений косвенных налогов, таможенных пошлин и сборов в Федеральный бюджет РФ как никогда актуально.
Таблица
1.1
Поступления косвенных налогов, таможенных пошлин и сборов в Федеральный бюджет РФ за 2007-2011 гг.1
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | ||||||
млрд.р | % | млрд.р | % | млрд.р | % | млрд.р | % | млрд.р | % | |
Всего доходов, администриру-емые ТО | 3 253,8 | 4 694,5 | 3 519,8 | 4 330,1 | 6 022, 17 | |||||
НДС, взимаемый при ввозе на ТТ ТС | 836,9 | 25,7 | 1 093,3 | 23,3 | 842,76 | 24 | 1 114,4 | 25,7 | 1 490,5 | 24,8 |
Акциз, взимаемый при ввозе на ТТ ТС | 26,18 | 0,8 | 35,24 | 0,8 | 19,78 | 0,72 | 29,86 | 0,69 | 46,97 | 0,78 |
Ввозная таможенная пошлина | 482,04 | 15 | 625,57 | 13,3 | 467,21 | 13 | 556,8 | 13,1 | 639,5 | 10,6 |
Таможенные сборы и иные платежи | 66,01 | 2 | 80,85 | 1,5 | 147,85 | 5 | 111,05 | 2,5 | 92,2 | 1,53 |
Из
таблицы 1.1. видно, косвенные налоги
и таможенные пошлины поступают
в ФБ РФ не в постоянном количестве,
к тому же нельзя наблюдать последовательной
динамики. К примеру, в 2010 году сумма ввозной
таможенной пошлины превысила сумму в
2009 году, но оказалась меньше
2008-ого года.
Рис. 1.2.
Структура таможенных платежей, перечисленных
в Федеральный бюджет РФ в 2011 году
За март 2012 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составляет 536,38 млрд. рублей.
Таким образом, в первом квартале 2012 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 1483,77 млрд. рублей.
Сейчас тяжело представить, как изменится доля таможенных платежей в Федеральный бюджет после вступления России в ВТО. Она в основном зависит от объема импорта товаров на территорию Таможенного союза. Вступление во Всемирную торговую организацию предполагает увеличение торгового оборота между странами, но если предположить, что объем импорта товаров не изменится, то потери Федерального бюджета России только от одной ввозной таможенной пошлины в год составят порядка 140,7 млрд.рублей.
Информация о работе Доходы от таможенных платежей в Федеральный бюджет РФ