Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование состава, структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. рассмотреть понятие и сущность налогов, а также федерального бюджета;
2. изучить понятие налоговых доходов бюджета и рассмотреть их состав и структуру;
3. изучить динамику налоговых доходов федерального бюджета.
Объектом исследования являются налоговые доходы федерального бюджета.
Введение
Теоретические аспекты формирования налоговых доходов федерального бюджета
1.1 Понятие налогов и их сущность
1.2 Налоговые доходы федерального бюджета
Оценка состояния доходной части федерального бюджета
2.1 Анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета
2.2 Анализ динамики налоговых доходов федерального бюджета
2.3 Зарубежный опыт формирования налоговых доходов федерального бюджета и применение его в России (на примере США)
Заключение
Список использованных источников
Приложения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
|
|
1.1 Понятие налогов и их сущность | |
1.2 Налоговые доходы федерального бюджета | |
|
|
2.1 Анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета | |
2.2
Анализ динамики налоговых |
|
2.3
Зарубежный опыт формирования
налоговых доходов |
|
Заключение | |
Список использованных источников | |
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
Потребность в сборе налогов возникла еще в древности, с появлением в структуре общества особого органа – государства, не участвующего в материальном производстве, в функции которого входило защита интересов самого общества. Взимание налогов – одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.
Налоги
- важнейшая форма аккумуляции
бюджетом денежных средств. Без налогов
нет бюджета; поддержание эластичности
налоговой системы –
Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.
Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.
Федеральный бюджет Российской Федерации – центральное звено государственных финансов России. Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики в соответствии со стратегическими направлениями ее развития, стабилизации экономики, регулирования социальных процессов в обществе, сглаживания различий в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны, выполнения международных и внутригосударственных обязательств, обеспечения обороноспособности страны и содержания вооруженных сил, государственной безопасности и управления.
Актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики.
Целью курсовой работы является исследование состава, структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
Объектом
исследования являются налоговые доходы
федерального бюджета.
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ
ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА
1.1 Понятие
налогов и их сущность
Каждое
государство для реализации присущих
ему функций имеет доходы, которые
представляют собой денежные или
материальные ресурсы, поступающие
в процессе распределения или
перераспределения
Налоговый
кодекс РФ определяет налог как «обязательный,
индивидуально безвозмездный
Налоги
- комплексная категория, которая
имеет экономическое и
Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.
Сущность налогов проявляется в их функциях, которые позволяют определить их роль в экономике и место в жизни общества. В современных условиях налоги выполняют две основные функции - фискальную и регулирующую.
Фискальная
функция налогов характерна для
всех государств, независимо от их общественно
политического строя. С ее помощью
формируются государственные
Через
фискальную функцию государство
обеспечивает достижение баланса между
доходами и расходами бюджета; равномерное
распределение налоговых
Следовательно, налоги в дополнение к фискальной функции должны выполнять и регулирующую функцию по отношению к производству, обмену, распределительную и потреблению, т.е. фискальная функция обусловливает регулирующую функцию.
С помощью регулирующей функции осуществляется: регулирование спроса и предложения; стимулирование сбережений граждан; выравнивание доходов отдельных социальных групп; развитие малого и среднего бизнеса, а также индивидуальной предпринимательской инициативы; регулирование экспортно-импортной деятельности; стимулирование НТП. Конечная цель налогового регулирования – обеспечение непрерывных инвестиционных процессов, рост финансовых результатов и увеличение общенационального фонда денежных средств. [10]
Регулирующая функция проявляется на практике в виде налоговых ставок, льгот и санкций. Использование ставок при исчислении того или иного налога позволяет определить сумму конкретного платежа, и в каком размере она будет перечислена в соответствующий бюджет. Предоставление льгот налогоплательщикам, позволяет им сократить сумму платежей по налогам, предназначенные для перечисления в бюджет, и направить данные средства на решение производственных и других хозяйственных проблем. Взыскание налоговых санкций с налогоплательщика приводит к уменьшению суммы прибыли, которая должна была поступить в распоряжение хозяйствующего субъекта, после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из этого следует то, что использование указанных элементов позволяет регулировать непосредственно процесс перераспределения финансовых ресурсов.
Кроме того, применение налоговой санкции это проявление контрольной функции налога. Однако контрольное свойство системы налогообложения заложены в ней самой благодаря сути налога как экономической категории. Перераспределение финансовых ресурсов налоговым методом неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами этого процесса. Из этого следует, что любое движение стоимости в денежной форме должно сопровождаться постоянным контролем за этим движением. Следовательно, налоговое регулирование несет на себе нагрузку и контрольного свойства и они неотделимы друг от друга.
Таким образом, налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.
В конечном
итоге, налог должен способствовать
достижению равновесия между общественными,
корпоративными и личными интересами
и на этой основе обеспечивать общественный
прогресс.
1.2
Налоговые доходы
федерального бюджета
Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций. Согласно Бюджетному кодексу РФ доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.[1]
Главным
источником доходов бюджетов разных
уровней является ВВП и, прежде всего,
такая его часть как
Бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства. Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».[1] Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетный кодекс РФ в отношении бюджетной системы Российской Федерации определяет, что она состоит из трех уровней бюджетов: федерального, субъектов Федерации и местных. Главным (верхним) звеном современной бюджетной системы Российской Федерации является федеральный, или государственный, бюджет.
Бюджетной классификации доходов бюджетов разных уровней в настоящее время включает следующие основные группы: налоговые и неналоговые доходы; безвозмездные поступления.
Информация о работе Налоговые доходы федерального бюджета РФ