Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:10, доклад
Федеральный бюджет — составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.
Средства федерального бюджета – главный источник финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, освоения новых территориально-производственных комплексов.
Федеральный бюджет — составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.
Средства федерального бюджета – главный источник финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, освоения новых территориально-
Роль федерального бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:
Федеральный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. Он – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.
Для решения всех этих задач федеральный бюджет в соответствии с бюджетным кодексом РФ формируется за счет федеральных налогов и неналоговых доходов.
Особенностями Федерального бюджет на 2012-2014гг станет то что он будет первым федеральным бюджетом, составленным, утвержденным и исполненным в программном формате, также кроме трехлетнего горизонта планирования, на три года распределяются межбюджетные трансферты субъектам РФ, закладывается резерв на реформу Министерства внутренних дел в 2012г.- 138 млрд. руб. , в 2013г- 189 млрд. руб., создается Федеральный дорожный фонд. Произойдет модернизация бюджета которая будет базироваться на новых факторах, связанных в основном не с экспортом нефти и газа, а с постепенным освобождением от сырьевой зависимости, т.к. зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов существенна и уменьшение ценны на нефть на 1 дол. дает российскому бюджету дополнительный убыток примерно в 55 млрд.руб.
В связи с переходом с 2012г. на программную классификацию бюджета, обсуждение проекта бюджета теперь будет вестись не по линии финансирования того или иного раздела нынешней классификации, а по линии тех результатов, которых правительство хочет добиться в рамках принятого бюджета
Общий объем доходов федерального бюджета в 2012 году ожидается в объеме 11трлн. 779,9 млрд. руб., дефицит -876,5 млрд. руб. или 9,5% ВВП (в 2011г 10,3%)
Основная доля расходов федерального бюджета на 2012 год приходится на социальную политику-30,8%, на национальную оборону-14,6% на национальную оборону, более 14% на национальную экономику. На модернизацию и технологическое развитие экономики планируется направить 235,6 млрд. руб.
Федеральный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы – просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. За счет увеличение налоговой нагрузки на бизнес на 2,1% будет обеспечено повышение пенсий. В 2011 году основные расходы выросли на образование на 16,4% на здравоохранение на 8,4%. Увеличилась поддержка физкультуры и спорта на 25%. В бюджете на текущий год предусмотрено по разным срокам повышение заработной платы федеральных служащий, денежное довольствие военнослужащих, увеличение стипендий, 22,7 млрд. руб. направлено на капитальный ремонт домов и ремонт дворов.
Федеральный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов, которое может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов культурно-бытового назначения – магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, театров и других предприятий. На Совете Федерации 10 октября 2011 года исполняющий обязанности министра финансов РФ А.Г. Силуанов сообщил, что федеральный центр планомерно сокращает объем предоставления бюджетных кредитов субъектам РФ, поскольку они были введены как антикризисная мера . В 2012 году на эти цели предусмотрено 105 млрд.руб. Минфин России будет внимательно следить за сбалансированностью бюджетов отдельных регионов и в случаи необходимости если ситуация будет складываться неблагоприятно рассматривать возможность конкретной поддержки. Так же среди важных моментов - утверждение трансфертов субъектам в рамках фонда финансовой поддержки регионов на три года. Теперь это означает, что даже если у субъекта улучшаться доходные источники, улучшаться показатели, то утвержденные в бюджете трансферты не будут уменьшены в текущем году они составят 55950 млрд.руб.
Основная роль федерального бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий и населения в централизованном государственном фоне для финансирования общегосударственных нужд, развития экономики, социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов.
Федеральный бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Умело используя средства бюджетного фонда государство может влиять на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса, повышение жизненного уровня населения страны. В 2011 г. были зарезервированы 900 млн. руб. на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, которые обычно помогают гражданам, прежде всего пожилым и детям. В кризисные годы очень большие средства в рамках государственной поддержки были переданы крупным корпорациям, банка с последующим возвратом. Средства вкладывались в уставные капиталы банков. Такие вложения были и во Внешторгбанк, и в Россельхозбанк. Такие вложения будут возвращаться постепенно по мере приватизации этих банков , то есть продажи той доли уставного капитала которое государство нарастило бюджетными вливаниями. В текущем году во многих регионах расходы на строительство и ремонт дорог могут вырасти в 2-3 раза . в связи с этим из федерального бюджета предлагается оказать кредитную поддержку тем регионам которые увеличат расходы на дорожные работы более чем в полтора раз. Также в 2012 году произошло создание фонда в размере 10 млрд. руб. для стимулирования субъектов РФ, проводящих активную социально-экономическую политику, наращивающие свою доходную базу.
В целом можно отметить, что работа по формированию федерального бюджета велась в очень сложной обстановке, когда эксперты не исключали второй волны мирового финансового кризиса. Прогноз основных макроэкономических показателей, взятых за основу для формирования главного финансового документа страны, составлен исходя из достаточно благоприятных оценок внешнеэкономической конъюнктуры российских товаров. Бюджет рассчитан, исходя из среднегодовой мировой цены на нефть марки Urals на уровне 100-101 доллара США за баррель в 2012-2014 годах. Приоритетными остаются расходы в области социальной политики, причем планируется их значительный рост в 2012 и 2013 годах. Далее в структуре общего объема расходов федерального бюджета следуют затраты на национальную оборону и правоохранительную деятельность. На образование планируется выделить 586,3 млрд рублей, культуру и кинематографию - 86,1 млрд рублей, здравоохранение - 539,3 млрд рублей, социальную политику - 3 896,8 млрд рублей. Расходы на национальную оборону запланированы в 945,5 млрд рублей, на национальную безопасность и правоохранительная деятельность - 1 365,3 млрд рублей. На национальную экономику в бюджете предусмотрены 1 744,4 млрд рублей, ЖКХ - 120,1 млрд рублей.
Выше представленные показатели говорят о экономическом подъеме страны, однако он идет еще недостаточно активно как в отдельных странах, так и в целом в мировой экономике. А российская экономика связана с мировой, поскольку наши энергоносители являются важным фактором ее роста. В настоящее время Россия- одна из стран, которые имеют самую большую добычу энергоносителей. Больше топлива для мировой экономики требуется, когда экономика растет. Сегодня можно сказать, что этот рост возобновился, но пока остается очень умеренным. Поэтому также умерено следует оценивать внешние факторы развития нашей страны.