Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:35, курсовая работа
В 2007 г. страна вышла на новый рубеж формирования бюджетного процесса и бюджетной политики. Был утвержден первый в истории нашей страны трехлетний бюджет, который является, в сущности, финансовым ядром экономической политики страны, направленной на модернизацию российской экономики, ее диверсификацию. Еще одним событием 2007 года стало вступление в силу нового Бюджетного кодекса, определяющего формирование бюджетного процесса, правила бюджета, бюджетную дисциплину, налоговое бремя, расходы, которые несет государство по поддержанию экономики, социальные расходы.
6. Федеральный бюджет РФ, проблемы его формирования
Введение
В 2007 г. страна вышла на новый рубеж формирования бюджетного процесса и бюджетной политики. Был утвержден первый в истории нашей страны трехлетний бюджет, который является, в сущности, финансовым ядром экономической политики страны, направленной на модернизацию российской экономики, ее диверсификацию. Еще одним событием 2007 года стало вступление в силу нового Бюджетного кодекса, определяющего формирование бюджетного процесса, правила бюджета, бюджетную дисциплину, налоговое бремя, расходы, которые несет государство по поддержанию экономики, социальные расходы. Таким образом, новый Бюджетный кодекс можно считать одним из основных документов страны.
В современной рыночной экономике государство планирует свою деятельность на много лет вперед. Естественно, что в таких условиях встает вопрос о необходимости долгосрочного финансового планирования, одним из рычагов которого и является трехлетний бюджет.
Цель данной работы – раскрыть сущность трехлетнего бюджета Российской Федерации 2009-2011 гг., рассмотреть его содержание и структуру.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия бюджета и его функции
- рассмотреть структуру доходов и расходов бюджета на 2009 г.
- выявить проблемы формирования бюджета на 2009 г.
- рассмотреть влияние
финансового кризиса на
1. Бюджет государства и его значение в жизни страны
Бюджет занимает центральное
место в любой финансовой системе.
К трактовке понятия «бюджет»
существуют различные подходы, что
обусловлено многогранностью
Как экономическая категория
бюджет государства представляет собой
часть экономических (денежных) отношений
между государством, экономическими
субъектами и населением по поводу
перераспределения части
Применительно к публичным финансам под бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фонд страны, основное предназначение которого – финансирование широкого круга общественных потребностей (финансирование отраслей хозяйства, управленческого аппарата, обороны, социальных нужд и т.д.).
Как финансовый план бюджет
– это роспись (смета) государственных
расходов и предполагаемых для их
покрытия доходов. Бюджет как главный
финансовый план страны закрепляет юридические
права и обязанности участников
бюджетных отношений, координирует
и организует деятельность всех участников
хозяйственных связей. Координация
осуществляется через взаимосвязь
показателей бюджета с
Как юридически оформленный документ бюджет имеет силу закона, где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов.
В статье 6 Бюджетного кодекса РФ дается следующее определение бюджета:
бюджет – форма образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Роль бюджета как финансовой базы деятельности органов власти определяется системой хозяйствования, принятой в стране; задачами, решаемыми обществом; историческими и национальными традициями.
Именно с помощью бюджета
государство имеет возможность
сосредоточивать финансовые ресурсы
на решающих участках социального и
экономического развития, с помощью
бюджета происходит перераспределение
национального дохода между отраслями,
территориями, сферами общественной
деятельности. Ни одно из звеньев финансов
не осуществляет такого многовидового
и многоуровневого
2. Основные параметры бюджета 2009-2011 (доходы и расходы)
Формирование доходов
федерального бюджета на 2009 год и
на период до 2011 года осуществлялось на
основе сценарных условий социально-
Минэкономразвития РФ в 2008 г.
разработало прогноз социально-
Так, в основных вариантах прогноза заложены одинаковые прогнозные оценки мировых цен на нефть — умеренное снижение средней цены на нефть Urals с 112 долл/баррель в 2008 г до 88 долл/баррель в 2011года. Различия по вариантам объясняются, прежде всего, изменением динамики конкурентоспособности российского бизнеса и эффективностью реализации правительственных мер по усилению инновационного характера российской экономики и ее диверсификации.
Первый вариант — инерционный
— отражает развитие российской экономики
в условиях замедления роста экспорта
углеводородов при
Второй вариант —
В инновационном варианте предусматривается увеличение затрат на НИОКР, образование и здравоохранение и повышение эффективности этих сфер, что влияет не столько на текущие темпы роста экономики, сколько на качество экономического роста и разворот российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития.
В качестве основного для разработки параметров федерального бюджета на 2009—2011 годы предлагается второй вариант прогноза — инновационный.
В соответствии с Федеральным Законом от 31 октября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» представлены следующие основные характеристики бюджета:
Доходы: в 2009 году - 10 927,1 млрд. руб. (18,98% ВВП); в 2010 году - 11 733,6 млрд. руб. (18,81% ВВП) и в 2011 году - 12 839,0 млрд. руб. (18,06% ВВП), из них нефтегазовые: в 2009 году - 4 692,5 млрд. руб. (6,81% к ВВП), в 2010 и 2011 годах 4 536,2 млрд. руб. (5,93% к ВВП) и 4 637,5 млрд. руб. (5,24% к ВВП) соответственно.
Объем Резервного фонда: в 2009 году (на конец года) - 5 147, 5 млрд. руб.; в 2010 году - 5 914,6 млрд. руб. и в 2011 году - 6 761,0 млрд. руб.
Объем Фонда национального благосостояния: в 2009 году - 3 331,1 млрд. руб.; в 2010 году - 4 588,1 млрд. руб.; в 2011 году - 6 080,1 млрд. руб.
Объем Инвестиционного фонда: в 2009 году - 252,6 млрд. руб.; в 2010 году - 100,0 млрд. руб.
На обеспечение
Объем ВВП: в 2009 г. - 51 475 млрд. руб. (106,0% к 2006 году), в 2010 году - 59 146 млрд. руб.; в 2011 году - 67 610 млрд. руб.
Уровень инфляции: в 2009 году - 8,5%; в 2010 году - 7,0%; в 2011 году - 6,8%.
Среднегодовой курс рубля к доллару США: 24,7 в 2009 году; 26,0 - в 2010 году и 27,3 - в 2011 году.
Структура расходов и их динамика представлена в таблице 1.
Таблица 1
Функциональная структура расходов[4]
Наименование |
2008 (закон) |
2009 |
2010 |
2011 | |||
млрд.руб. |
% |
млрд.руб. |
% |
млрд.руб. |
% | ||
всего |
7 021,9 |
9 024,70 |
28,5 |
10320,3 |
14,3 |
11317,7 |
9,7 |
общегосударственные вопросы |
870,3 |
1317,4 |
41,4 |
1236,8 |
-6,1 |
1203,9 |
-2,7 |
национальная оборона |
1016,7 |
1277,5 |
25,7 |
1390,7 |
8,9 |
1480,5 |
6,5 |
национальная безопасность |
827,2 |
1085,9 |
31,3 |
1198,3 |
10,4 |
1266,1 |
5,7 |
национальная экономика |
771,3 |
1039,4 |
34,8 |
1181,2 |
13,6 |
1384,8 |
17,2 |
ЖКХ |
64 |
107,7 |
68,2 |
118,3 |
9,8 |
110,3 |
-6,4 |
охрана окружающей среды |
9,9 |
13,8 |
39,7 |
17,7 |
6,3 |
15,1 |
2,6 |
образование |
336,1 |
423,1 |
25,9 |
468,8 |
10,8 |
484,9 |
3,4 |
культура, СМИ |
93,7 |
113,9 |
21,6 |
114,4 |
0,4 |
114,4 |
0 |
здравоохранение и спорт |
230 |
365,8 |
59,1 |
379,4 |
3,7 |
382,2 |
0,8 |
социальная политика |
275,6 |
297,7 |
8 |
338,6 |
13,7 |
307,9 |
-9,1 |
межбюджетные трансферты |
2527,3 |
2982 |
18 |
3621,1 |
21,4 |
4001,7 |
10,5 |
Продолжится реализация приоритетных национальных проектов:
- «Образование» - объем расходов в 2009 году - 30,9 млрд. руб., в 2010 году - 7,9 млрд. руб. и в 2011 году - 7,9 млрд. руб.;
- «Здоровье» - в 2009 году - 111,9 млрд. руб., в 2010 году - 105,9 млрд. руб. и в 2011 году 109,3- млрд. руб.;
- «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» - в 2009 году - 91,2 млрд. руб., в 2010 году - 69,1 млрд. руб., в 2011 году - 10,6 млрд. руб.
- Государственная программа
развития сельского хозяйства
и регулирования рынков
Как мы видим, по многим ключевым позициям прогнозируется рост. Бюджет 2009 г. назван социальным бюджетом, в виду больших расходов на социальную сферу.
Однако нужно заметить, что прогнозы социально-экономического развития и сам бюджет начинали разрабатываться без учета влияния мирового финансового кризиса. О том как повлиял мировой кризис на формирование бюджета рассмотрено в 3 пункте нашей работы.
3. Проблемы формирования федерального бюджета РФ в условиях мирового кризиса
Инфляция. Прогнозы по инфляции, скорректированные под влиянием мирового кризиса, не будут пересмотрены в связи с корректировкой бюджета на 2009 год. Депутаты остановились на предложенной правительством цифре — 8,5%. Она уже сегодня выглядит утопичной, учитывая ситуацию, сложившуюся с ростом цен в текущем году. Напомним, что изначально в бюджет 2008 года закладывалась цифра 7%. Но цены росли так быстро, что правительству и ЦБ не оставалось ничего другого, кроме как изменить прогноз до 10,5– 11,8%. К середине октября инфляция покорила и этот рубеж, поэтому теперь Минфин скорректировал годовой прогноз до 13%.
Между тем повлиять на инфляцию
может углубление кризиса и его
распространение на сферу производства
и торговли. В этом случае начнется
спад доходов населения и заметное
снижение платежеспособного спроса.
Тогда инфляция действительно может
начать снижаться. Однако с другой стороны,
стимулирующее воздействие на рост
цен может оказать уже
Политика в области бюджетных доходов и расходов. В новом трехлетнем бюджете Правительством Российской Федерации прогнозируется снижение зависимости доходной части федерального бюджета от уплаты ряда налогов и сборов на нефть, газ и нефтепродукты. Так, доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета должна возрасти с 52,6% в 2008 году до 63,9% в 2011 году, а по отношению к ВВП - с 11,2% до 12,1%. В то же время, снижение доли нефтегазовых доходов планируется до 36,1% в суммарных доходах и до 6,9% ВВП.
Однако, как показывает практика исполнения бюджета, такие темпы роста ненефтегазовых доходов может оказаться трудновыполнимым. Так, при принятии федерального бюджета на 2008 год утвержденная доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов составляла 35,9 %, а в настоящее время этот показатель на конец года прогнозируется на уровне 50 %[6].
Объем расходов в законе предусмотрено увеличить в 2011 году по сравнению с 2008 годом на 4,3 трлн. рублей, или на 61,2% в 2011 году.
Законом предусматривается увеличение непроцентных расходов в 2009 году по сравнению с предыдущим годом на 1,96 трлн. рублей, в 2010 году - на 1 259,7 млрд. рублей, в 2011 году - на 923,2 млрд. рублей.
Во второй половине 2008 года темпы экономического роста в России значительно замедлились из-за мирового финансового кризиса. Это привело к тому, что бюджет стал получать меньше налоговых поступлений от бизнеса. Кроме того, на мировом рынке упали цены на нефть, а правительство вынуждено было увеличить траты, чтобы справиться с последствиями кризиса в российской банковской системе и экономике в целом. Влияние мирового кризиса вызывает необходимость пересмотра всех доходных поступлений в бюджет.
Информация о работе Федеральный бюджет РФ, проблемы его формирования