Доходы федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в определении сущности понятия федерального бюджета РФ, определения источников пополнения федерального бюджета.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
-определение социально-экономического значения федерального бюджета;
- определение перспектив и путей решения существующих проблем,стоящих перед государственным бюджетом;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. .3
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ : СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ
1.1. Социально-экономическое содержание бюджета………………………...5
1.2.Роль и принципы федерального бюджета………………………………...10
2. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ
2.1. Структура поступлений федерального бюджета………………………..17
2.2. Динамика доходов федерального бюджета за 2009-2011 гг…………....26
3.ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
3.1. Прогноз федерального бюджета…………………………………………47
3.2. Пути увеличения доходов федерального бюджета……………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..57

Работа содержит 1 файл

курсовая, 4 курс.doc

— 438.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. .3

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ :  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ      СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ

1.1. Социально-экономическое  содержание бюджета………………………...5

1.2.Роль и принципы федерального бюджета………………………………...10

2. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ

2.1. Структура поступлений федерального бюджета………………………..17

2.2. Динамика доходов федерального бюджета за 2009-2011 гг…………....26

3.ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ  И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ  ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

3.1. Прогноз федерального бюджета…………………………………………47

3.2. Пути увеличения доходов федерального бюджета……………………..50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..57

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….58 
                                                      ВВЕДЕНИЕ

 

Центральное место  в системе государственных финансов принадлежит государственному бюджету. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства  на текущий год, составленный в форме  баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

  Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

В формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.Вопросы управления государственными финансами требуют точных знаний о природе их происхождения, а также о причинах и факторах, оказывающих влияние на течение финансовых процессов. Отсутствие основного представления об этом снижает возможности управления процессами и объектами в финансовой сфере, скрывает факторы влияния на них и оценки происходящего в рамках разумных объяснений. В результате, неуправляемые феномены в финансово – экономической сфере нередко приводят к катастрофическим последствиям.

Актуальность  выбранной темы курсовой работы обусловлена  тем, что именно с помощью государства  появляется возможность сосредоточивать финансовые ресурсы для дальнейшего их рационального использования на участках социального и экономического развития.

Цель данной работы состоит в определении  сущности понятия федерального бюджета РФ, определения источников пополнения федерального бюджета.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

-определение  социально-экономического значения  федерального бюджета;

- определение  перспектив  и путей решения  существующих проблем,стоящих перед  государственным бюджетом;

Объектом исследования являются источники формирования доходов федерального бюджета.

Предмет  исследования - экономические взаимоотношения, связанные  с формированием и перераспределением ресурсов федерального бюджета.

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ :  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ      СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ

1.1.  Социально  – экономическое содержание бюджета

 

 Понятие «бюджет» означает буквально денежная сумма. Бюджет определяет финансовое состояние, накопление денег, соответствие доходов и расходов, избыточность или дефицитность денежных средств определенного субъекта.  В собственном смысле слова – это роспись доходов и расходов в денежной форме на определенный срок, чаще всего на один год. Иначе говоря, бюджет - это баланс денежных доходов и расходов, или форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Как экономическая  категория «бюджет» представляет собой  систему финансовых отношений между  государством и другими субъектами экономики по поводу образования, распределения  и расходования денежных ресурсов, необходимых для обеспечения функций органов государственной власти по предоставлению ими государственных услуг населению страны. Сущность бюджета как экономической категории реализуется через перераспределительную, воспроизводственную, регулирующую, стимулирующую, плановую, контрольную, фискальную и социальную функции. [1]

Перераспределительная функция бюджета связана с  выравнивание доходов между группами и слоями общества (уменьшение социального неравенства, поддержка попавших в зону социального риска, обеспечение нетрудоспособных и т.д.), а также с перераспределением ресурсов между регионами страны, наиболее значимыми в данный период отраслями экономики, их видами и подвидами.

Через государственный  бюджет страна концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования экономики, социально - культурных  мероприятий, укрепления обороны и содержания органов власти и управления. Благодаря бюджету происходит перераспределение национального дохода. Это позволяет маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Через государственный бюджет реализуется единая экономическая и финансовая политика во всех субъектах федерации, на всей территории страны.

В условиях перехода к рыночным механизмам средства федерального бюджета, прежде всего, должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, на осуществление комплексных целевых программ, наращивание научно – технического потенциала, на ускорение социального развития и обеспечение социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

Воспроизводственная функция бюджета благодаря его  сбалансированности при реализации на различных стадиях и этапах производства, обмена, распределения  и потребления регулирует постоянно повторяющейся процесс производства. При этом роль федерального бюджета в современных условиях заключается в том, что он выступает важным инструментом воздействия на процессы общественного воспроизводства, экономического роста, реформирования структуры экономики, ускорения НТП.

С целью дополнительной инвестиционной поддержки производства в составе федерального бюджета  был образован Бюджет развития, который  в соответствии с ФЗ « О бюджете  развития Российской Федерации» № 1425 от 27 ноября 1998 г. во  многом призван регулировать воспроизводственный процесс в стране.

Регулирующая  функция бюджета характеризуется  процессами распределения и перераспределения  финансовых ресурсов не только между  различными уровнями государственной  власти, но и между разными подразделениями общественного воспроизводства. Содержание этой функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения социальной и экономической политики государства.

В нынешних условиях расширения рыночных отношений роль и значение федерального бюджета не только не снижается, но еще больше возрастает. Дело в том, что меняются методы его воздействия на общественное производство, создается новый режим расходования бюджетных средств. Теперь развитие экономики и, следовательно, воспроизводственного процесса обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотаций, а с помощью экономических рычагов, позволяющих перейти к финансовому регулированию рыночных отношений.

Стимулирующая функция бюджета проявляется в государственной поддержке передовых отраслей экономики – авиастроения, космических программ, атомной промышленности, энергомашиностроения и некоторых др. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых проектов, например, в виде федеральных и региональных целевых программ, в том числе президентских. Для стимулирования экономики должна активно использоваться поощрительная система оплаты труда. Более производительный и качественный труд предполагает и более высокую зарплату.

Плановая функция сопряжена с установлением пропорций в развитии экономики, ее отраслей и предприятий, объемов денежных средств, выделяемых на основные, приоритетные направления общественного воспроизводства. Средства бюджета направляются на инвестиционные цели, субсидирование предприятий, на финансирование конверсии оборотных отраслей. Расходы бюджета в принципе призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно – технического потенциала, обновлению материально-технической базы, развитию человеческого фактора, совершенствованию производственных связей.

Контрольная функция  бюджета реализуется благодаря  тому, что он «сигнализирует» как  поступают в распоряжение государства  финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствуют ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей, достаточно ли эффективно «работают» в экономике прямые государственные инвестиции или вложения других хозяйствующих субъектов и т.д. В бюджетном процессе «высвечиваются» слабые места, «болевые точки» в экономике страны. Поэтому и правительство, и предприятия имеют возможность, корректируя движение финансовых ресурсов, активизировать деятельность тех или иных производств и сфер экономики.

Следовательно, контрольная функция бюджета не носит ни запретительного, ни ограничительного характера. Она позволяет лишь контролировать степень и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводственный процесс.

Фискальная  функция бюджета обеспечивает государство финансовыми ресурсами для выполнения им прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных обязанностей перед страной и населением. Речь идет о реализации тех услуг, которые возложены обществом на государство.

Социальная функция бюджета охватывает по существу все сферы общественного развития. За счет федерального бюджета финансируются не только отрасли материального производства, но и непроизводственной сферы – образование, здравоохранение, культура и др. Реализация данной функции позволяет добиваться ускоренного развития человеческих способностей – главного двигателя общественного прогресса. С учетом внебюджетных фондов бюджет охватывает учреждения социально – культурного назначения, дает возможность осуществлять социальную поддержку слабо защищенных слоев населения, а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры. Государство исходит из необходимости существенно усилить гарантии социальных и экономических прав граждан России, проводить активную социальную политику, обеспечивающую адресную защиту нуждающихся в ней слоев населения. [1]

Таким образом, бюджетные отношения строятся, прежде всего, на заинтересованности граждан  и хозяйствующих субъектов в  получении от государства тех  или иных услуг, которые они, по существу, уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей.

 

 

 

 

 

1.2. Роль и принципы федерального бюджета

 

Федеральный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [1]

Через федеральный  бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории России. За счет средств федерального бюджета покрываются и такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам федерации, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.

Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны. Ежегодно он рассматривается и утверждается Федеральным собранием Российской Федерации, принимая силу закона. Он составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Централизация средств имеет  важное  экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

Особая роль федерального бюджета в воспроизводственном  процессе, обеспечении финансовой и  экономической стабильности в стране предъявляет адекватные требования к формированию доходов и расходов федеральных (центральных) бюджетов. В современной мировой практике доходы федерального бюджета как правило, формируются за счет наиболее крупных, устойчивых и стабильно поступающих доходов, позволяющих обеспечивать бесперебойное финансирование неотложных, жизненно необходимых для функционирования государства расходов. В России к таким доходам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и иные доходы от внешнеэкономической деятельности; налог на прибыль, доходы от целевых бюджетных фондов. [2]

Информация о работе Доходы федерального бюджета