Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 09:39, реферат
Цель данной работы – раскрыть сущность трехлетнего бюджета Российской Федерации 2009-2011 гг., рассмотреть его содержание и структуру.
Федеральный бюджет РФ, проблемы его формирования
Введение
В 2007 г. страна вышла на новый рубеж формирования бюджетного процесса и бюджетной политики. Был утвержден первый в истории нашей страны трехлетний бюджет, который является, в сущности, финансовым ядром экономической политики страны, направленной на модернизацию российской экономики, ее диверсификацию. Еще одним событием 2007 года стало вступление в силу нового Бюджетного кодекса, определяющего формирование бюджетного процесса, правила бюджета, бюджетную дисциплину, налоговое бремя, расходы, которые несет государство по поддержанию экономики, социальные расходы. Таким образом, новый Бюджетный кодекс можно считать одним из основных документов страны.
В современной рыночной экономике государство планирует свою деятельность на много лет вперед. Естественно, что в таких условиях встает вопрос о необходимости долгосрочного финансового планирования, одним из рычагов которого и является трехлетний бюджет.
Цель данной работы – раскрыть сущность трехлетнего бюджета Российской Федерации 2009-2011 гг., рассмотреть его содержание и структуру.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Бюджет государства
и его значение
в жизни страны
Бюджет занимает центральное место в любой финансовой системе. К трактовке понятия «бюджет» существуют различные подходы, что обусловлено многогранностью бюджета как социально-экономического явления.
Как экономическая категория бюджет государства представляет собой часть экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств.
Применительно к публичным финансам под бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фонд страны, основное предназначение которого – финансирование широкого круга общественных потребностей (финансирование отраслей хозяйства, управленческого аппарата, обороны, социальных нужд и т.д.).
Как финансовый план бюджет – это роспись (смета) государственных расходов и предполагаемых для их покрытия доходов. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов и инвестиционных программ. Так, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры платежей в бюджет; средства, выделяемые по смете бюджетным учреждениям, полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета1.
Как юридически оформленный документ бюджет имеет силу закона, где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов.
В статье 6 Бюджетного кодекса РФ дается следующее определение бюджета:
бюджет
– форма образования и
Роль бюджета как финансовой базы деятельности органов власти определяется системой хозяйствования, принятой в стране; задачами, решаемыми обществом; историческими и национальными традициями.
Именно
с помощью бюджета государство
имеет возможность
2. Основные параметры
бюджета 2009-2011 (доходы
и расходы)
Формирование доходов федерального бюджета на 2009 год и на период до 2011 года осуществлялось на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2009-2011 года, основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2009-2011 года и оценки поступлений доходов в федеральный бюджет в 2008 году.
Минэкономразвития
РФ в 2008 г. разработало прогноз социально-
Так, в основных вариантах прогноза заложены одинаковые прогнозные оценки мировых цен на нефть — умеренное снижение средней цены на нефть Urals с 112 долл/баррель в 2008 г до 88 долл/баррель в 2011года. Различия по вариантам объясняются, прежде всего, изменением динамики конкурентоспособности российского бизнеса и эффективностью реализации правительственных мер по усилению инновационного характера российской экономики и ее диверсификации.
Первый
вариант — инерционный —
Второй вариант — инновационный — ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности российского бизнеса, сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, устойчивое развитие банковской системы и повышение ее вклада в рост экономики. Темпы роста ВВП в 2009—2011 годы прогнозируются на уровне 6,2—6,7 проц.
В инновационном варианте предусматривается увеличение затрат на НИОКР, образование и здравоохранение и повышение эффективности этих сфер, что влияет не столько на текущие темпы роста экономики, сколько на качество экономического роста и разворот российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития.
В качестве основного для разработки параметров федерального бюджета на 2009—2011 годы предлагается второй вариант прогноза — инновационный.
В соответствии с Федеральным Законом от 31 октября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» представлены следующие основные характеристики бюджета:
Доходы: в 2009 году - 10 927,1 млрд. руб. (18,98% ВВП); в 2010 году - 11 733,6 млрд. руб. (18,81% ВВП) и в 2011 году - 12 839,0 млрд. руб. (18,06% ВВП), из них нефтегазовые: в 2009 году - 4 692,5 млрд. руб. (6,81% к ВВП), в 2010 и 2011 годах 4 536,2 млрд. руб. (5,93% к ВВП) и 4 637,5 млрд. руб. (5,24% к ВВП) соответственно.
Объем Резервного фонда: в 2009 году (на конец года) - 5 147, 5 млрд. руб.; в 2010 году - 5 914,6 млрд. руб. и в 2011 году - 6 761,0 млрд. руб.
Объем
Фонда национального
Объем Инвестиционного фонда: в 2009 году - 252,6 млрд. руб.; в 2010 году - 100,0 млрд. руб.
На обеспечение функционирования и развития автодорог будут направлены 239,2 млрд. руб. в 2009 году, 410,7 млрд. руб. в 2010 году и 529,4 млрд. руб. в 2011 году.
Объем ВВП: в 2009 г. - 51 475 млрд. руб. (106,0% к 2006 году), в 2010 году - 59 146 млрд. руб.; в 2011 году - 67 610 млрд. руб.
Уровень инфляции: в 2009 году - 8,5%; в 2010 году - 7,0%; в 2011 году - 6,8%.
Среднегодовой курс рубля к доллару США: 24,7 в 2009 году; 26,0 - в 2010 году и 27,3 - в 2011 году.
Структура
расходов и их динамика представлена
в таблице 1.
Таблица 1
Функциональная структура расходов4
Наименование | 2008 (закон) | 2009 | 2010 | 2011 | |||
млрд.руб. | % | млрд.руб. | % | млрд.руб. | % | ||
всего | 7 021,9 | 9 024,70 | 28,5 | 10320,3 | 14,3 | 11317,7 | 9,7 |
общегосударственные вопросы | 870,3 | 1317,4 | 41,4 | 1236,8 | -6,1 | 1203,9 | -2,7 |
национальная оборона | 1016,7 | 1277,5 | 25,7 | 1390,7 | 8,9 | 1480,5 | 6,5 |
национальная безопасность | 827,2 | 1085,9 | 31,3 | 1198,3 | 10,4 | 1266,1 | 5,7 |
национальная экономика | 771,3 | 1039,4 | 34,8 | 1181,2 | 13,6 | 1384,8 | 17,2 |
ЖКХ | 64 | 107,7 | 68,2 | 118,3 | 9,8 | 110,3 | -6,4 |
охрана окружающей среды | 9,9 | 13,8 | 39,7 | 17,7 | 6,3 | 15,1 | 2,6 |
образование | 336,1 | 423,1 | 25,9 | 468,8 | 10,8 | 484,9 | 3,4 |
культура, СМИ | 93,7 | 113,9 | 21,6 | 114,4 | 0,4 | 114,4 | 0 |
здравоохранение и спорт | 230 | 365,8 | 59,1 | 379,4 | 3,7 | 382,2 | 0,8 |
социальная политика | 275,6 | 297,7 | 8 | 338,6 | 13,7 | 307,9 | -9,1 |
межбюджетные трансферты | 2527,3 | 2982 | 18 | 3621,1 | 21,4 | 4001,7 | 10,5 |
Продолжится реализация приоритетных национальных проектов:
Как мы видим, по многим ключевым позициям прогнозируется рост. Бюджет 2009 г. назван социальным бюджетом, в виду больших расходов на социальную сферу.
Однако
нужно заметить, что прогнозы социально-экономического
развития и сам бюджет начинали разрабатываться
без учета влияния мирового финансового
кризиса. О том как повлиял
мировой кризис на формирование бюджета
рассмотрено в 3 пункте нашей работы.
3.
Проблемы формирования
федерального бюджета
РФ в условиях мирового
кризиса
Инфляция. Прогнозы по инфляции, скорректированные под влиянием мирового кризиса, не будут пересмотрены в связи с корректировкой бюджета на 2009 год. Депутаты остановились на предложенной правительством цифре — 8,5%. Она уже сегодня выглядит утопичной, учитывая ситуацию, сложившуюся с ростом цен в текущем году. Напомним, что изначально в бюджет 2008 года закладывалась цифра 7%. Но цены росли так быстро, что правительству и ЦБ не оставалось ничего другого, кроме как изменить прогноз до 10,5– 11,8%. К середине октября инфляция покорила и этот рубеж, поэтому теперь Минфин скорректировал годовой прогноз до 13%.
Между тем повлиять на инфляцию может углубление кризиса и его распространение на сферу производства и торговли. В этом случае начнется спад доходов населения и заметное снижение платежеспособного спроса. Тогда инфляция действительно может начать снижаться. Однако с другой стороны, стимулирующее воздействие на рост цен может оказать уже начавшаяся девальвация рубля. Ее следствием станет удорожание импортных товаров — как инвестиционных, так и потребительских, а также ряда услуг типа отдыха за границей. Как бы то ни было, на сегодняшний день никто из экономистов не верит в достижимость параметра 8,5% инфляции по итогам 2009 года. Независимые эксперты не сомневаются, что меньше 14% мы не увидим5.
Информация о работе Федеральный бюджет РФ, проблемы его формирования