Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 00:27, курсовая работа
Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет эффективная финансовая система. Так, через финансовую систему осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.
В течение длительного времени роль финансов недооценивалась. Централизованное управление финансами оказалось чрезмерно зарегламентированным. С другой стороны, разбалансированность экономики, разрыв традиционных экономических связей, либерализация цен привели к инфляции, к дефициту бюджета, к росту размеров государственного долга, к убыточности и банкротству хозяйствующих субъектов.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….
3
1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА …………………………..….
1.1. Понятие финансовой системы государства …………………………………
1.2. Сферы и звенья финансовой системы государства …………………………
5
5
10
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ..……….……..
2.1. Понятие и значение бюджета для экономики государства ………………
2.2. Экономическое содержание доходов и расходов государственного бюджета. Сбалансированность бюджета ……………………………………….
19
19
25
3. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………………..
3.2. Анализ государственного бюджета Республики Беларусь на
современном этапе ……………………………………………………………….
3.2. Направления повышения эффективности финансовой системы
Республики Беларусь …………………………………………………………….
31
31
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….
51
Источник: Собственная разработка на основании данных [20], [25, с.89]
Данные табл. 3.1 свидетельствуют о том, что состояние государственных финансов республики за 1990-2009 гг. достаточно стабильно, за исключением первых лет рыночных преобразований, когда дефицит бюджета превысил уровень в 3% к ВВП, необходимый для обеспечения финансовой безопасности государства.
В 2009 году удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году – 50,6%). Удельный вес расходов консолидированного бюджета в ВВП составил 46,6% (в 2008 году – 49,5%). В 2008 году профицит бюджета составил 1 852 млрд. руб., или 1,4% к ВВП. В 2009 году дефицит бюджета составил 958,3 млрд. руб., или 0,7 % к ВВП.
Дадим оценку результатам исполнения консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2008-2009 годы (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Доходы и структура консолидированного бюджета Республики Беларусь
за 2008-2009 годы
Показатели |
2008 год |
2009 год |
Изменение +,- | |||
млрд.руб. |
% |
млрд.руб. |
% |
млрд.руб. |
% | |
ДОХОДЫ всего |
65 663,4 |
100 |
62 807,6 |
100 |
-2 855,8 |
- |
1. Налоговые доходы, из них: |
46 808,4 |
71,3 |
41 304,7 |
65,7 |
-5 503,7 |
-5,6 |
Подоходный налог |
4 182,9 |
6,4 |
4 305,3 |
6,9 |
122,4 |
0,5 |
Налог на прибыль |
5 993,3 |
9,1 |
4 607,7 |
7,3 |
-1 385,6 |
-1,8 |
Налоги на собственность |
2 004,8 |
3,1 |
1 626,7 |
2,6 |
-378,1 |
-0,5 |
НДС |
11 399,2 |
17,4 |
12 083,1 |
19,2 |
683,9 |
1,8 |
Акцизы |
3 900,8 |
5,9 |
3 637,4 |
5,8 |
-263,4 |
-0,1 |
Налоговые доходы от |
10 612,6 |
16,2 |
7 969,5 |
12,7 |
-2 643,1 |
-3,5 |
2. Взносы на государственное социальное страхование |
14 496,5 |
22,1 |
15 799,4 |
25,2 |
1 302,9 |
3,1 |
3. Неналоговые доходы |
4 358,4 |
6,6 |
5 703,5 |
9,1 |
1 345,1 |
2,5 |
Источник: Собственная разработка на основании данных [20]
В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), что в реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год.
Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета.
Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2008-2009 годы представлена на рис. 3.2.
Рис. 3.2. Структура доходов консолидированного бюджета
Республики Беларусь за 2008-2009 годы, %
Источник: Собственная разработка на основании данных табл. 3.2
Как видно из рис. 3.2, структура источников доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2009 год следующая: налоговые доходы составляют 65,7% всех доходов, взносы на государственное социальное страхование – 12,7%, неналоговые доходы – 9,1% (за 2008 год – 71,3%, 22,1%, 6,6% соответственно).
Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2008-2009 гг. представлены в табл. 3.3.
Таблица 3.3
Расходы консолидированного бюджета
Республики Беларусь за 2008-2009 годы
Показатели |
2008 год |
2009 год |
Изменение +,- | |||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% | |
РАСХОДЫ (функциональная классификация) |
63 811,3 |
100 |
63 766,0 |
100 |
-45,3 |
- |
1 Общегосударственные расходы |
10 708,0 |
16,8 |
8 053,5 |
12,6 |
-2 654,5 |
-4,2 |
2 Национальная оборона |
1 373,3 |
2,2 |
1 323,7 |
2,1 |
-49,6 |
-0,1 |
3 Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
2 325,8 |
3,6 |
2 433,9 |
3,8 |
108,1 |
0,2 |
4 Национальная экономика |
16 494,9 |
25,8 |
16 359,9 |
25,7 |
-135,0 |
-0,1 |
5 Охрана окружающей среды |
537,1 |
0,8 |
396,9 |
0,6 |
-167,2 |
-0,2 |
6 Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
3 109,6 |
4,9 |
3 042,6 |
4,8 |
-67,0 |
-0,1 |
7 Здравоохранение |
5 024,9 |
7,8 |
5 354,0 |
8,3 |
329,1 |
0,5 |
8 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
1 426,3 |
2,2 |
1 414,2 |
2,2 |
-12,1 |
- |
9 Образование |
6 635,3 |
10,4 |
6 767,1 |
10,6 |
131,8 |
0,2 |
10 Социальная политика (с ФСЗН) |
16 176,0 |
25,3 |
18 620,1 |
29,2 |
2 444,1 |
3,9 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) |
63 811,3 |
100 |
63 766,0 |
100 |
-45,3 |
- |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: |
48 199,1 |
75,5 |
47 609,2 |
74,7 |
-589,9 |
-0,8 |
Заработная плата |
8 650,4 |
13,6 |
9 282,4 |
14,5 |
632 |
0,9 |
Начисления на заработную плату |
2 355,6 |
3,7 |
2 479,0 |
3,9 |
12,4 |
0,2 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь |
742,1 |
0,9 |
1 069,3 |
1,7 |
327,2 |
0,8 |
Текущие бюджетные трансферты |
27 611,6 |
43,3 |
25 933,4 |
40,7 |
-1 678,2 |
-2,6 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ |
13 003,2 |
20,4 |
11 177,3 |
17,5 |
-1 825,9 |
-2,9 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ |
2 609,0 |
4,1 |
4 979,5 |
7,8 |
2 370,5 |
3,7 |
Источник: Собственная разработка на основании данных [20]
Расходы консолидированного бюджета в 2009 году профинансированы в сумме 63 766 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 14 679,3 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 11,6%. Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на национальную экономику (2008 г. – 25,8%, 2009 г. -25,7%) и расходы на социальную политику (2008 г. – 25,3%, 2009 г. -29,3%)
В условиях воздействия на экономику страны мирового финансово-экономического кризиса основными задачами в области политики расходов бюджета в 2009 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства.
При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета по сравнению с 2008 годом расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 1,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,2%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 3,9 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно предыдущего года сократились в реальном выражении.
В условиях воздействия на экономику страны мирового финансово-экономического кризиса основными задачами в области политики расходов бюджета в 2009 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства.
В 2009 г. в области бюджетной политики реализован комплекс антикризисных мер, направленных на обеспечение сбалансированности государственного бюджета и выполнение бюджетных обязательств. Прежде всего были ограничены бюджетные расходы за счет отмены или переноса сроков реализации некоторых мероприятий (в основном инвестиционного характера), а также сокращения текущих и капитальных расходов бюджетных организаций. При этом финансирование бюджетных расходов социального характера обеспечено в полном объеме. Основным видом государственной поддержки субъектов хозяйствования выступала компенсация процентов за пользование банковскими кредитами, а предоставление прямой бюджетной помощи производилось только по уже принятым решениям.
Необходимость сокращения бюджетных расходов была вызвана уменьшением поступлений в бюджет из-за ухудшения экономической ситуации в стране и мире. В соответствии с Указом Президента от 28 мая 2009 г. № 264 «Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2009 год» план по расходам был уменьшен почти на 11 трлн. руб., а утвержденный первоначально объем бюджета сокращен только на сумму планировавшегося ранее дефицита -2,8 трлн. руб. Разница между этими суммами была зачислена в Резервный фонд Президента [26, с.14].
Рассмотрим тенденции развития бюджетного дефицита в Республике Беларусь за 2008-2009 годы (табл. 3.4).
Таблица 3.4
Дефицит (профицит) государственного бюджета Республики Беларусь
за 2008-2009 гг., млрд. рублей
Показатели |
2008 год |
2009 год |
Изменение, млрд.руб. |
Изменение, в % |
Дефицит (профицит) консолидированного бюджета |
1 852,0 |
-958,3 |
- 2 810,3 |
-51,7 |
Дефицит (профицит) республиканского бюджета |
921,5 |
492,5 |
-429,0 |
53,4 |
Дефицит (профицит) местных бюджетов |
311,1 |
-1 458,2 |
-1 769,3 |
-468,7 |
Источник: Собственная разработка на основании данных [20]
Дефицит консолидированного бюджета республики за 2009 г. составил 958,3 млрд. руб. (0,7% к ВВП), в то время как за 2008 г. доходы консолидированного бюджета превышали расходы на 1 852 млрд. руб.
Превышение доходов над расходами республиканского бюджета за 2008 год составило 921,5 млрд. руб. за счет опережающего поступления доходов, мер бюджетной политики, направленных на экономию бюджетных средств и неполного освоения распорядителями средств предусмотренных им плановых назначений. Профицит республиканского бюджета за 2009 г. составил 492,5 млрд. руб.
Превышение расходов над доходами местных бюджетов за 2009 год составило 1 458,2 млрд. руб., в то время как за 2008 г. доходы местных бюджетов превышали расходы на 311,1 млрд. руб.
Финансирование дефицита бюджета Республики Беларусь осуществляется за счет источников, которые определяются законом о бюджете на очередной год.
Основными методами покрытия бюджетных дефицитов служат кроме налоговых поступлений выпуск государственных займов и эмиссии кредитных денег. Однако оба этих источника предлагают лишь краткосрочное решение проблемы. Выпуск государственных займов наряду с ростом государственного долга влечет за собой сокращение совокупного потребительского спроса со стороны лиц - покупателей займов, отвлечение крупных средств от их производительного использования. Что касается эмиссии кредитных денег в целях покрытия бюджетного дефицита, то она еще больше усиливает присущую современному периоду развития общества инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений.
Источники финансирования государственного бюджета Республики Беларусь за 2008-2009 годы представлены в табл. 3.5.
Таблица 3.5
Источники финансирования государственного бюджета Республики Беларусь
за 2008-2009 гг., млрд. рублей
Показатели |
2008 год |
2009 год |
Изменение, млрд.руб. |
Изменение, в % |
Дефицит (профицит) консолидированного бюджета |
1 852,0 |
-958,3 |
- 2 810,3 |
-51,7 |
Финансирование |
-1 852,0 |
958,3 |
2 810,3 |
251,7 |
Продолжение табл. 3.5 | ||||
Внутреннее финансирование |
-4 864,4 |
-10 524,8 |
-5 660,4 |
216,4 |
Внешнее финансирование |
3 012,4 |
11 483,1 |
8 470,7 |
381,2 |
Дефицит (профицит) республиканского бюджета |
921,5 |
492,5 |
-429,0 |
53,4 |
Финансирование |
-921,5 |
-492,5 |
429,0 |
53,4 |
Внутреннее финансирование |
-3 933,9 |
-11 975,6 |
-8 041,7 |
304,4 |
Внешнее финансирование |
3 012,4 |
11 483,1 |
8 470,7 |
381,2 |
Дефицит (профицит) местных бюджетов |
311,1 |
-1 458,2 |
-1 769,3 |
-468,7 |
Финансирование |
-311,1 |
1 458,2 |
1 769,3 |
468,7 |
Внутреннее финансирование |
-311,1 |
1 458,2 |
1 769,3 |
468,7 |
Внешнее финансирование |
0 |
0 |
- |
- |
Источник: Собственная разработка на основании данных [20]
Информация о работе Финансовая система и государственный бюджет РБ