Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 00:27, курсовая работа
Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет эффективная финансовая система. Так, через финансовую систему осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.
В течение длительного времени роль финансов недооценивалась. Централизованное управление финансами оказалось чрезмерно зарегламентированным. С другой стороны, разбалансированность экономики, разрыв традиционных экономических связей, либерализация цен привели к инфляции, к дефициту бюджета, к росту размеров государственного долга, к убыточности и банкротству хозяйствующих субъектов.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….
3
1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА …………………………..….
1.1. Понятие финансовой системы государства …………………………………
1.2. Сферы и звенья финансовой системы государства …………………………
5
5
10
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ..……….……..
2.1. Понятие и значение бюджета для экономики государства ………………
2.2. Экономическое содержание доходов и расходов государственного бюджета. Сбалансированность бюджета ……………………………………….
19
19
25
3. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………………..
3.2. Анализ государственного бюджета Республики Беларусь на
современном этапе ……………………………………………………………….
3.2. Направления повышения эффективности финансовой системы
Республики Беларусь …………………………………………………………….
31
31
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….
51
Финансирование дефицита консолидированного бюджета на 2008-2009 годы осуществлялось как счет как внутренних, так и внешних источников. Внутренние источники финансирования дефицита консолидированного бюджета в 2009 г. составили 10 524,89 млрд. руб. За счет внешних источников финансирование осуществлялось в размере 11483,1 млрд. руб.
В 2009 г. Республика Беларусь осуществила значительные внешние заимствования. В частности, в 2009 г. был получен кредит Российской Федерации, несколько траншей кредита Международного валютного фонда на общую сумму около 2,0 млрд долл. США, а также менее значительные суммы кредитов Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития. С учетом средств последнего транша МВФ в размере 688 млн долл. США, полученного в декабре 2009 г., величина внешнего государственного долга по итогам 2009 г. составила около 16% к ВВП. В соответствии с данными Министерства финансов в 2010 г. ожидается дальнейшее привлечение внешних заемных ресурсов, а величина внешнего государственного долга составит 19,1% к ВВП [26, с.17].
Таким образом, на современном этапе обеспечено своевременное финансирование расходов, реализованы меры по упрощению системы налогообложения и снижению налоговой нагрузки. Однако для формирования адекватных бюджетных отношений предстоит решить ряд проблем, связанных как с формированием доходной части бюджета и соответствующей системы налогов, так и с формированием расходной части, предполагающей перераспределение налоговых поступлений.
3.2. Направления повышения эффективности финансовой системы
Республики Беларусь
Стабилизация в обществе и постепенный экономический рост требуют проведения активной финансовой политики и обеспечения четкого функционирования финансовой системы.
На современном этапе совершенствование финансовой системы диктуется, прежде всего, необходимостью более эффективного воздействия на деятельность производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства.
Основной целью финансовой политики в долгосрочной перспективе должно быть создание необходимых макроэкономических условий для стимулирования устойчивого экономического развития, структурной перестройки и модернизации экономики на основе инноваций, повышения уровня и качества жизни населения [22, с.22].
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Действенным инструментом стимулирования деловой активности в период экономических спадов является снижение налогов. Многие страны, которые в настоящее время разработали антикризисные программы, включили в них меры налогового стимулирования.
В Республике Беларусь уже предусмотрен ряд мер по сокращению налоговой нагрузки в 2009 г., в частности, снижение с 2% до 1% ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, введение единой ставки подоходного налога с физических лиц в размере 12%, исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов и распространение налога только на объекты недвижимого имущества, установление единых ставок местного налога с продаж в розничной торговле и местного налога на услуги в размере 5 процентов. Эти меры должны несколько облегчить налоговое бремя и тем самым поддержать как предприятия, так и работников. Государство создает определенные налоговые льготы для малых и средних предприятий, создаваемых в малых городах и сельских населенных пунктах [31, с.84].
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, поручениями Президента РБ и Правительства, в рамках Особенной части НК, а также в целях совершенствования налоговой системы Республики Беларусь и оптимизации состава налогов и сборов, применяемых в Республике Беларусь, бюджет на 2010 г. сформирован с учетом увеличения ставки налога на добавленную стоимость до 20 % и отмены [16, с.13]:
Отметим отмену сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Это оборотный налог, имевший каскадный характер, то есть он взимался на каждой стадии реализации. Ему присущ так называемый кумулятивный, или накопительный, эффект, что приводило к многократному налогообложению, сокращало оборотные средства субъектов хозяйствования и увеличивало налоговую нагрузку. Кроме того, этот сбор являлся составным элементом цены и оказывал влияние на удорожание отечественной продукции. К тому же такого платежа нет в налоговых системах других государств, а уплачивался он 12 раз в году, что, безусловно, снижало рейтинг белорусской системы налогообложения [9, с.11].
С нынешнего года отменены также налог с продаж товаров в розничной торговле и налог на приобретение автомобильных транспортных средств. Что касается первого, о необходимости его отмены говорилось уже давно. Это справедливо мотивировалось тем, что у нас одновременно существуют два косвенных налога на потребление, что утяжеляет налоговое бремя и повышает цены. Налог на приобретение автотранспортных средств не приносил весомых доходов казне, но тем не менее также «загромождал» отечественную систему налогообложения и увеличивал налоговую нагрузку. А вот налог на услуги остался, хотя по своей экономической сути он ничем не отличается от налога с продаж, только состав плательщиков у него другой.
Указанные изменения налогового законодательства позволят [16, с.13]:
Несомненно, очень существенным новшеством является повышение с 2010 года ставки НДС с 18% до 20%. Это аргументируется необходимостью компенсации так называемых выпадающих доходов бюджета из-за отмены названных платежей. Чтобы нивелировать отрицательные последствия такой меры,
Следует признать два негативных следствия повышения ставки НДС. Во-первых, отвлечение оборотных средств на уплату входного налога по сырью, материалам и комплектующим в больших суммах. При этом ограничения по налоговым вычетам будут оказывать более весомое воздействие, чем ранее, из-за повышенной ставки налога. Во-вторых, возможен рост цен, поскольку НДС, как известно, является структурным элементом цены. Оба этих фактора могут отрицательно сказаться на финансовом состоянии субъектов хозяйствования, усилить инфляционные процессы, уменьшить внутренний спрос, который является важным стимулом для роста производства в условиях сужения внешних рынков [9, с.11].
Кроме того, в экономике существует некоторая инерционность процессов, и должен пройти определенный отрезок времени, прежде чем отмена этого сбора окажет влияние на формирование цен. В условиях расширения сферы свободного ценообразования сложно ожидать «откручивания» цен назад только по причине отмены того или иного налогового платежа.
Следует отметить, что есть необходимость и дальше упрощать и «облегчать» налоги, К примеру, снизить ставку налога на прибыль, отменить налог с продаж, ввести ежеквартальную уплату основных налогов - НДС и налога на прибыль - без всяких лимитов по выручке, убрать ограничения для вычетов по НДС, расширить вычеты по подоходному налогу и др.
Тем не менее, важно констатировать, что сейчас в Беларуси есть налоговая конституция: Общая и Особенная части Налогового кодекса.
Введенная в действие с 1 января 2010 г. Особенная часть НК определяет порядок применения каждого из республиканских и местных налогов, сборов (пошлин), позволяет сократить количество документов по вопросам налогообложения, повысить стабильность налогового законодательства.
Формирование доходов республиканского и местных бюджетов на 2010 г. осуществлено по нормативам, установленным Бюджетным кодексом и Законом о бюджете, с учетом положений Особенной части НК [16, с.13].
С 2010 г. в соответствии с изменением бюджетного законодательства средства Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ в состав республиканского бюджета не включены и утверждены отдельным законом (Закон РБ от 29.12.2009 № 70-3).
В переходный период объективная необходимость реформирования государственных расходов объясняется тем, что без повышения эффективности их использования правительство не сможет осуществить преобразование налогообложения. Реформа государственных расходов должна быть направлена главным образом на корректировку направлений использования бюджетных источников. Представляются целесообразными следующие мероприятия:
С целью создания эффективной системы управления государственными финансами Министерством финансов ведется работа по внедрению программно-целевого метода бюджетного планирования. В рамках бюджетного планирования применение программно-целевого метода основано на обеспечении взаимосвязи бюджетных расходов и достигаемых с их помощью конечных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций.
С учетом новых требований законодательства
и необходимости всесторонней оценки
экономических последствий
В целях усиления контроля
за экономным и эффективным
Основными задачами в области политики расходов бюджета в 2010 г. являются следующие [16, с.14]:
С целью выполнения показателей прогноза социально-экономического развития республики предполагается реализация мер по привлечению в экономику иностранных кредитов и инвестиций. Перед республикой стоит сложная задача: привлечь в страну иностранных инвесторов с учетом их интересов и направить эти инвестиционные ресурсы на достижение национальных целей.
В настоящее время в соответствии с Планом действий по развитию странового маркетинга в 2009-2010 гг. на регулярной основе проводится анализ позиций Республики Беларусь в рейтингах наиболее авторитетных международных организаций, оказывающих влияние на формирование благоприятного инвестиционного имиджа стран. По их мнению, в 2009 г. реализация мер по совершенствованию инвестиционного климата продолжилась, позиции Беларуси укрепились. Кризис изменил отношение инвесторов к развитым и развивающимся государствам, и большинство инвесторов начали менять состав своих портфелей в пользу стран с трансформирующейся экономикой.
Для эффективного противодействия факторам, тормозящим процесс привлечения иностранных инвестиций, представляется необходимым существенно активизировать работу по совершенствованию деловой среды, проводя ее более решительно и системно в направлении устранения барьеров, препятствующих эффективной деятельности иностранных инвесторов и отечественных предприятий, а также позитивному восприятию страны зарубежными деловыми кругами [1, с.24].
В настоящее время наблюдается новый этап взаимодействия между Республикой Беларусь и МВФ.
Целесообразно принять дополнительные меры, ориентированные на поддержание финансовой устойчивости предприятий, повышение конкурентоспособности отечественных товаров, к числу которых следует отнести расширение практики предоставления налогового кредита, расширение перечня оснований, по которым может быть предоставлен налоговый кредит, отмена требования об обязательном выполнении прогнозных показателей, т.к. предприятия в настоящее время испытывают трудности со сбытом продукции и все чаще вынуждены поставлять ее с отсрочкой платежа. Актуальной остается проблема дальнейшего снижения налогов и упрощения налоговой системы. В период экономического спада и финансовой нестабильности целесообразно пересмотреть подходы к формированию отчислений в целевые бюджетные фонды, в частности, в инновационные фонды для предприятий негосударственного сектора. Отчисления в инновационные фонды составляют от 0,25% до 20% от себестоимости продукции для различных отраслей. Доступ предприятий негосударственного сектора к средствам инновационных фондов ограничен, средства им если и предоставляются, то на возвратной и платной основах. Поэтому негосударственные предприятия целесообразно освободить от отчислений в инновационные фонды, что увеличит объем их оборотных средств [31, с.84].
Информация о работе Финансовая система и государственный бюджет РБ