Государственный бюджет как звено финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:52, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение бюджетной системы и государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы государства, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами реферата являются:
анализ бюджетного устройства в Российской Федерации;
рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
рассмотрение образования бюджетного дефицита и государственного долга.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие и социально-экономическая
сущность государственного бюджета…………………………………………5
Общие положения бюджетных доходов……………….....................................8
Общие положения бюджетных расходов……………………………………..13
Бюджетная классификация Российской Федерации………………………..20
Бюджетный процесс…………………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………...…30

Работа содержит 1 файл

реферат по финансам.docx

— 57.72 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство по образованию

Министерство  образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Санкт-Петербургский  государственный университет сервиса  и экономики

Старорусский  филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Финансы»

 

Тема: «Государственный бюджет как звено финансовой системы»

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

студентка 3 курса

специальности 080109

«Бух. учет, анализ и аудит»

Осина Н.С.

 

Проверил 

преподаватель

Михалкина Т.К.

 

 

 

 

 

 

 

Старая Русса

2012г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Понятие и социально-экономическая

 сущность государственного  бюджета…………………………………………5

Общие положения бюджетных доходов……………….....................................8

Общие положения бюджетных расходов……………………………………..13

Бюджетная классификация Российской Федерации………………………..20

Бюджетный процесс…………………………………………………………..24

Заключение…………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………...…30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важную роль в жизни государства  играет бюджет. Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей  деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические  процессы. Государственный бюджет взаимодействует  с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение  средств в пользу нуждающихся  фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий  и специальным правительственным  фондам).

Бюджетная система Российской Федерации  включает государственный федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Федеральный бюджет РФ - главное звено  бюджетной системы страны, которое  является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным  Собранием РФ в форме закона; государственный  бюджет концентрирует основную часть  бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства  Российской Федерации. Бюджет государства  выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования  и использования централизованного  фонда денежных средств государства.

Бюджетные отношения возникают  между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного  фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств.

Актуальность выбранной темы заключается  в том, что именно с помощью  бюджета государство имеет возможность  сосредотачивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития. С помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Формирование и исполнения бюджета является важным разделом в  экономической науке, требующим  внимания со стороны не только экономистов  и политиков, но и рядовых граждан.

Целью данного реферата является рассмотрение бюджетной системы и государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы государства, выражающего экономические отношения в обществе.

Основными задачами реферата являются:

анализ бюджетного устройства в  Российской Федерации;

рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств  государственного бюджета;

рассмотрение образования бюджетного дефицита и государственного долга.

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и социально-экономическая сущность государственного бюджета

Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы  для выполнения своих функций. В  докапиталистических формациях  доходы государства имели преимущественно  натуральный характер. Большая часть  потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений  от натуральных сборов. Для обоснования  потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные  сметы затрат и доходов. Первая попытка  формирования единой общей сметы  доходов и расходов, которая получает название бюджет (от англ. budget — сумка казначея, мешок с деньгами), была осуществлена в конце XVII в. в Англии.

В конце XVIII — начале XIX вв. практически  все государства Европы имели  свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий  год. По размерам бюджета, его структуре  и сбалансированности судили об экономическом  потенциале государства, состоянии  его финансовых ресурсов, платежеспособности.

Следует отметить, что во многих странах (России, Англии, Франции и др.) первые бюджеты были строго засекречены. Например, во Франции в 70-х гг. XVII в. существовали законы, которые под страхом смертной казни запрещали даже рассказывать о бюджете, обсуждать финансовую деятельность государства. Глава государства  фактически обладал неограниченным правом распоряжаться денежными  средствами своей казны.

На момент своего возникновения  бюджет представлял собой смету  вероятных доходов и расходов государства. Для того времени такое  определение было вполне приемлемым, поскольку бюджет государства возник и начал действовать как объединенная совокупность разрозненных смет доходов  и расходов по важнейшим общегосударственным  мероприятиям. Однако с развитием  общества это определение устаревает и не раскрывает полностью сущности бюджета, который уже выходит из узких рамок общей сметы доходов и расходов государственной казны и приобретает характер основного финансового плана, определяющего движение преобладающей части финансовых ресурсов государства. С расширением функций государства значительно увеличивается количество доходных источников, расходов, усложняются структура бюджета, его взаимные связи с другими планами.

Государственный бюджет является главным  в системе финансовых планов любой  страны, поскольку объединяет их в  единую систему, определяя на текущий  год финансовые взаимоотношения  государства с различными звеньями финансовой системы. Признание бюджета  основным финансовым планом характеризует  его важное место в перераспределении  национального дохода, особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через государственный бюджет перераспределяется около 50% национального дохода, примерно 3/4 всех денежных средств многих стран. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные  потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны. Такое  положение бюджета в жизни  общества придает ему силу закона. Поэтому бюджет любой страны утверждается высшими законодательными органами — парламентами, а выполнение его  доходной и расходной части становится обязательным для участников бюджетного процесса.

Экономическое значение бюджета заключается прежде всего в том, что он через систему доходов (налоги), объем и направление финансовых средств воздействует на социально-экономическое процессы — деловую активность, занятость, рынок капитального оборудования и потребительских товаров, объем валового национального продукта.

Итак, по своей внешней форме государственный бюджет — это основной финансовый план государства, определяющий его доходы и расходы, движение основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).

В процессе составления основного  финансового плана государства  бюджет воплощается в централизованный фонд денежных средств, что и определяет материальное содержание государственного бюджета.

Бюджет состоит из двух взаимосвязанных  частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.

Сущность и значение бюджета  наиболее полно проявляются в  его функциях, важнейшими из которых  являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.

Контрольная функция позволяет  узнать, насколько своевременно и  полно поступают финансовые ресурсы  в распоряжение государства, как  фактически складываются пропорции  в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Ее смысл заключается в том, что  бюджет объективно — через формирование и использование фонда денежных средств государства — отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы, соответствует ли размер централизуемых средств государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

 

 

Общие положения бюджетных доходов         

Доходы бюджетов всех уровней наряду с доходами внебюджетных фондов и доходами Банка России представляют собой долю национального дохода, а также средств заимствования, которая поступает в адрес  государств и муниципалитетов.

Все доходы бюджетов в зависимости от источников формирования и способов поступления  классифицируются на налоговые, неналоговые  и безвозмездные перечисления. Отдельный  правовой режим имеют доходы в  виде остатка денежных средств на конец предыдущего года.

В категорию  налоговых доходов включаются все  налоги, поступление которых предусмотрено  налоговым законодательством федерального, регионального и местного уровней, а также пени и штрафы, взимаемые  за нарушения налогового законодательства. В настоящее время налоговые  доходы составляют более 80% общих поступлений  в бюджеты всех уровней.

Неналоговые доходы подразделяются на следующие  группы:

-  доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Эти доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет в полном объеме. Доходы, полученные от использования режима приватизации имущества, подлежат перечислению в бюджет в соответствии с нормативами и в порядке, определенными законодательством о приватизации;

-  доходы от платных услуг, оказываемых как самими органами власти, так и бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении. В эту же группу доходов Бюджетный кодекс включил средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям. Бюджетный кодекс допускает применение других принудительных изъятий в пользу бюджета;

-  доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, которые могут быть получены из бюджета другого уровня. Согласно ст. 44 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовая помощь между бюджетами в форме дотаций, субвенций, субсидий либо иной форме безвозвратной и безвозмездной передачи денег подлежит учету в доходах бюджета – получателя средств.

К категории  безвозмездных перечислений относятся  средства, получаемые бюджетами из вышестоящего уровня в режиме взаимных расчетов после утверждения закона о бюджете. Под взаимными расчетами  понимается передача денег в качестве компенсации дополнительных расходов при передаче другому бюджету  полномочий, а также в случае изменения  бюджетного и налогового законодательств.

Бюджетный кодекс ввел порядок, согласно которому должны возрасти доходы от использования  имущества, находящегося в собственности  государства или муниципалитетов. В данную категорию доходов входят:

- средства, полученные от аренды или сдачи во временное пользование государственной либо муниципальной собственности;

Информация о работе Государственный бюджет как звено финансовой системы