Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 00:27, курсовая работа
Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет эффективная финансовая система. Так, через финансовую систему осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.
В течение длительного времени роль финансов недооценивалась. Централизованное управление финансами оказалось чрезмерно зарегламентированным. С другой стороны, разбалансированность экономики, разрыв традиционных экономических связей, либерализация цен привели к инфляции, к дефициту бюджета, к росту размеров государственного долга, к убыточности и банкротству хозяйствующих субъектов.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….
3
1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА …………………………..….
1.1. Понятие финансовой системы государства …………………………………
1.2. Сферы и звенья финансовой системы государства …………………………
5
5
10
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ..……….……..
2.1. Понятие и значение бюджета для экономики государства ………………
2.2. Экономическое содержание доходов и расходов государственного бюджета. Сбалансированность бюджета ……………………………………….
19
19
25
3. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………………..
3.2. Анализ государственного бюджета Республики Беларусь на
современном этапе ……………………………………………………………….
3.2. Направления повышения эффективности финансовой системы
Республики Беларусь …………………………………………………………….
31
31
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….
51
Минувший финансовый год прошел в сложных экономических условиях на фоне падения платежеспособного спроса на отечественную продукцию и введения ограничительных мер со стороны основных торговых партнеров.
Для адаптации экономики к сложным внешним условиям правительство и Национальный банк подготовили и реализовали совместную программу по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса.
Важно было в этот период адаптировать и финансовую систему к изменившимся условиям, поскольку бюджеты всех уровней столкнулись с резким и существенным снижением доходов.
В кратчайшие сроки потребовалось сформировать новый бюджет, с тем чтобы обеспечить его сбалансированность и сделать его, наряду с денежно-кредитной политикой, основным инструментом макроэкономической стабилизации.
Итогом комплексной работы правительства стало сохранение пусть незначительных, но положительных темпов экономического роста, обеспечение стабильности финансовой системы [14, с.24].
1.2. Сферы и звенья
финансовой системы
Сложность и многогранность финансовых отношений обусловливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а последние — по звеньям. Исходя из специфики финансовых отношений их можно разделить на две крупные сферы [29, с.27]:
Внутри первой и второй сфер выделяются ряд звеньев.
Определяющим признаком для вычленения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два: субъекты хозяйствования и государство.
Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.
Субъекты хозяйствования как юридические лица создаются в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей.
Гражданский кодекс Республики Беларусь разграничивает юридические лица на коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческими организациями, согласно ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь, являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Коммерческие организации
часто именуются и как
Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия источниками его финансовых ресурсов могут быть также бюджетные средства, долевые средства учредителей, паевые взносы членов кооперативов, средства акционеров.
Финансовые средства предприятий используются для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала во всех его формах.
Некоммерческими организациями признаются те, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям.
Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, в других формах, предусмотренных законодательством.
Некоммерческие организации именуются просто организациями.
Названные выше организационно-правовые формы некоммерческих организаций оказывают влияние на организацию их финансов, в частности, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.п. В этих организациях широко используется самообложение как способ получения финансовых ресурсов.
К субъектам хозяйствования относятся также и домашние хозяйства и соответственно различают финансы домашних хозяйств.
Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Термин «домашнее хозяйство» не равнозначен термину «семья». В отличие от семьи домохозяйство включает не только родственников, но и наемных работников.
Финансы домашних хозяйств представляют собой финансовые отношения, субъектами управления которых выступают отдельные физические лица или семьи, ведущие совместное хозяйство, включая управление общими для них финансовыми ресурсами.
Характерными особенностями финансов домашних хозяйств являются: ограниченность финансовых ресурсов по сравнению с аналогичными ресурсами субъектов хозяйствования и приоритетная ориентация на цели потребительского характера. От состояния этого звена финансовой системы зависит социально-экономическая и политическая стабильность в обществе, финансовое благополучие основной массы населения [28, с.25].
Финансовые ресурсы граждан формируются за счет: заработной платы; доходов от предпринимательской деятельности; социальных выплат (пенсий, стипендий, пособий на детей); страховых выплат; доходов по государственным ценным бумагам; доходов от недвижимости; доходов от реализации имущества; депозитов в банках; ссуд, кредитов, займов; выигрышей в лотерею; наследства и др.
Финансы домашних хозяйств участвуют в процессе формирования централизованных финансов посредством налоговых платежей и уплаты сборов и пошлин. От доходов населения зависит спрос на различные виды материальных и нематериальных благ, что в свою очередь влияет на экономическое и финансовое состояние страны в целом, особенно в условиях современного ведения хозяйства.
Таким образом, внутри сферы «финансы субъектов хозяйствования» выделяются три звена финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств.
Общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.
В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; государственный кредит.
Кратко рассмотрим экономическое
содержание составных звеньев
Государственный бюджет является одним из основных звеньев финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.
Важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.
Наряду с государственным бюджетом широкое использование средств внебюджетных фондов вызвано рядом причин, прежде всего, ограниченностью бюджетных ресурсов. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Мобилизация и использование средств внебюджетных фондов осуществляется в специальных формах и особыми методами, в связи с чем эти фонды выделяют в самостоятельное звено государственных финансов. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством. Например, в России указанных фондов более 30. В Республике Беларусь в связи с тем, что контроль за расходованием этих фондов был недостаточным, некоторые (как, например, фонд социальной защиты молодежи) были вообще отменены, иные республиканские внебюджетные фонды с 1998 г. включены в состав республиканского государственного бюджета. К таким фондам относятся: фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, дорожный фонд, фонд охраны природы, фонд развития строительной науки, инновационный фонд и др. Указанные выше фонды называются республиканскими целевыми бюджетными фондами.
Согласно законодательству, областные и Минский городской Совет депутатов также формируют местные целевые бюджетные фонды (в частности, инновационные).
Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.
В соответствии с действующим порядком государственные целевые и внебюджетные фонды имеют целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.
Важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства «а счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.
Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, наличии бюджетного дефицита.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит.
В Российской Федерации и Республике Беларусь преимущественное развитие получил внутренний государственный кредит. Однако в последние годы в связи с постоянной нехваткой внутренних финансовых ресурсов правительства обеих стран все шире привлекают внешний, т.е. международный, государственный кредит.
Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами — финансовый аппарат — третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой [23, с.22].
Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компенсацией.
Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 90, 97, 98), высшим законодательным и представительным органом Республики Беларусь является Парламент — Национальное собрание, состоящее их двух палат — Палаты представителей и Совета Республики.
Представительные органы в лице Национального собрания обсуждают и утверждают республиканский бюджет, принимают законы о бюджете, налогах и других сборах в пределах, определенных Конституцией Республики Беларусь.
Информация о работе Финансовая система и государственный бюджет РБ