Финансовая система и государственный бюджет РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет эффективная финансовая система. Так, через финансовую систему осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.
В течение длительного времени роль финансов недооценивалась. Централизованное управление финансами оказалось чрезмерно зарегламентированным. С другой стороны, разбалансированность экономики, разрыв традиционных экономических связей, либерализация цен привели к инфляции, к дефициту бюджета, к росту размеров государственного долга, к убыточности и банкротству хозяйствующих субъектов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….

3
1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА …………………………..….
1.1. Понятие финансовой системы государства …………………………………
1.2. Сферы и звенья финансовой системы государства …………………………

5
5
10
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ..……….……..
2.1. Понятие и значение бюджета для экономики государства ………………
2.2. Экономическое содержание доходов и расходов государственного бюджета. Сбалансированность бюджета ……………………………………….

19
19

25
3. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………………..
3.2. Анализ государственного бюджета Республики Беларусь на
современном этапе ……………………………………………………………….
3.2. Направления повышения эффективности финансовой системы
Республики Беларусь …………………………………………………………….


31

31

39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..

48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….

51

Работа содержит 1 файл

Финансовая система и гос. бюджет. 2010. С.Н. doc.doc

— 516.00 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ  ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету «Макроэкономика»

 

ФИНАНСОВАЯ  СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

 

 

 

 

Специальность «Финансы и кредит»

 

Автор работы

Студентка 2 курса,5 группы,з/о(сокр).                                                  

 

А.С.Рымша

Руководитель 

Ст.преподаватель 

 

 Д.И.Лепешев


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гродно 2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….

3

1. ФИНАНСОВАЯ  СИСТЕМА   ГОСУДАРСТВА …………………………..….

1.1. Понятие финансовой системы государства …………………………………

1.2. Сферы и звенья финансовой системы государства …………………………

5

5

10

2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА  ..……….……..

2.1. Понятие и значение бюджета для экономики государства ………………

2.2. Экономическое содержание  доходов и расходов государственного  бюджета. Сбалансированность бюджета  ……………………………………….

19

19

 

25

 3. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ  СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………………..

3.2. Анализ государственного бюджета   Республики Беларусь на 

современном этапе ……………………………………………………………….

3.2. Направления повышения эффективности финансовой системы

Республики Беларусь …………………………………………………………….

 

31

 

31

 

39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..

48

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ  ………………………….

51

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любое государство  для осуществления своих функций  и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет эффективная финансовая система. Так, через финансовую систему  осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.

В течение длительного  времени роль финансов недооценивалась. Централизованное управление финансами оказалось чрезмерно зарегламентированным. С другой стороны, разбалансированность экономики, разрыв традиционных экономических связей, либерализация цен привели к инфляции, к дефициту бюджета, к росту размеров государственного долга, к убыточности и банкротству хозяйствующих субъектов.

Ведущим звеном финансовой системы страны является государственный бюджет, который отражает основные доходы и расходы государства. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация финансовых ресурсов и их расходование. От конкретных решений в системы финансовых отношений зависит углубление или преодоление кризисных тенденций в экономике. Все выше сказанное определяет актуальность изучения такой темы курсовой работы, как «Финансовая система и государственный бюджет».

Цель исследования курсовой работы – раскрыть место финансовой системы и государственного бюджета в развитии рыночных отношений  и  показать  особенности  их реализации в Республике Беларусь. 

Для достижения поставленной цели, предполагается решение следующих  задач: дать определение и рассмотреть основные сферы и звенья финансовой системы государства; раскрыть роль государственного бюджета как инструмента  регулирования социально-экономического развития общества; рассмотреть содержание таких взаимосвязанных частей государственного бюджета, как доходы и расходы; провести анализ доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь  на современном этапе;  проанализировать тенденции развития и источники финансирования дефицита государственного бюджета Республики Беларусь;  пределить основные направления повышения эффективности  финансовой системы в Республике Беларусь.

Предметом исследования курсовой работы является механизм влияния финансовой системы и государственного бюджета на экономику страны. Объектом выступила финансовая система и государственный бюджет   Республики Беларусь.

Что же касается характеристики литературных источников, то данной проблеме в экономической литературе уделяется достаточно большое внимание. Так, вопросы, касающиеся финансовой системы Республики Беларусь и проблем формирования и использования государственного бюджета, рассматриваются на страницах таких периодических изданий, как «Экономический бюллетень», «Финансы. Учет. Аудит»,  «Белорусский экономический журнал»,  «Банковский вестник», «Экономика Беларуси» и др. Особо следует отметить учебное пособие  Шмарловской Г.А. «Бюджетно-налоговое регулирование: теория и практика», в котором рассматриваются теоретические подходы формирования и практика функционирования бюджетно-налоговой политики  государства.

В работе использованы такие  общенаучные методы, как обобщение, сравнение, анализ и синтез. Кроме  того, применен статистический метод группировки данных. Для компактного и наглядного представления данных в работе используются таблицы. 

 

 

 

 

 

1. ФИНАНСОВАЯ  СИСТЕМА  ГОСУДАРСТВА  

 

1.1.  Понятие финансовой  системы государства

 

Появление понятия финансовой системы связано с дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «финансы». Финансы выражают денежные отношения, которые, при всей своей качественной однородности, тем не менее различаются. В каждом государстве существует несколько сфер финансовых отношений со специфическими формами и методами мобилизации финансовых ресурсов и их использования. Например, формирование финансовых ресурсов в организациях сферы материального производства происходит за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг и др. Государственный бюджет страны образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Различаются и каналы направления финансовых ресурсов. У организаций решающая часть финансовых ресурсов используется на формирование основных и оборотных производственных фондов, на потребности социального характера и др. Средства государственного бюджета идут на финансирование приоритетных отраслей, содержание учреждений и организаций непроизводственной сферы (здравоохранения, образования, культуры и др.). С учетом сказанного можно утверждать, что каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы, имеющим некоторые отличия. Однако это отличия внутри единого целого, все звенья тесно взаимосвязаны и составляют единую финансовую систему [29, с.25]

В экономической литературе нет устоявшегося определения финансовой системы.  

И.П. Вахрин дает следующее  определение финансовой системы. Финансовая система — это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение [5, с.105].

По определению Е.М. Попова финансовая система страны — совокупность находящихся в определенной взаимосвязи финансовых институтов, посредством которых государство осуществляет первичное распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода с целью образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. При этом не следует отождествлять, как это часто делается, понятия «финансовая система» и «финансовый аппарат» [23, с.20].

Финансовая система — это совокупность взаимосвязанных звеньев финансовых отношений, посредством которых государство планомерно образует, распределяет и использует соответствующие фонды денежных средств и выполняет таким образом общие задачи, определяемые финансовой политикой [15, с.5].

Финансовая система — это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, а также связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами [11, с.9].

Из сказанного можно сказать, что финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [29, с.26].

В экономической литературе довольно часто термин «финансовая система» употребляется для обозначения совокупности финансовых учреждений. Это неправильно. Финансовые учреждения являются лишь составной частью финансовой системы.

К финансовой системе непосредственно  примыкает и тесно взаимодействует с ней кредитная система, которая представляет собой совокупность кредитных отношений и институтов (учреждений), организующих эти отношения. Поэтому неслучайно в Конституции Республики Беларусь 1996 г. есть специальный раздел (VII), который называется «Финансово-кредитная система Республики Беларусь».

Однако необходимо иметь в виду, что в отличие от финансовой системы кредитная система оперирует только возвратными денежными средствами. Поэтому правомерно кредитную систему не включать в финансовую систему и рассматривать ее как самостоятельную. Но в совокупности и финансовая система, и кредитная система, именуемые в литературе как «финансово-кредитная система» оказывают огромное воздействие на все стороны социально-экономического развития страны.

Состав финансовой системы  страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности. Они, в частности, состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России  насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе финансовой системы Беларуси.

Финансовая система Республики Беларусь представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Схема финансовой системы Республики Беларусь

Источник: [29, с.34]

 

Финансовая система  Республики Беларусь формировалась  в условиях экономического кризиса, свертывания объемов производства на крупных предприятиях, обеспечивающих основные объемы поступлений в бюджет. Она была ориентирована на необходимость формирования бюджета, обеспечивающего финансирование всегосударственных расходов и регулирование макроэкономического равновесия путем сдерживания бюджетного дефицита (2-3% к ВВП).

Усиление социальной направленности в развитии экономики, постоянно возрастающие расходы государства и отсутствие возможности их финансирования за счет бюджета послужили поводом для выделения государственных приоритетов и финансирования их за счет средств различных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, которые зачастую возникали спонтанно, без должного экономического обоснования и ожидаемых социальных последствий.

К наиболее существенным недостаткам формирования национальной финансовой  системы следует отнести:

  • отсутствие системного подхода в формировании концепции налоговой политики, обеспечивающей устойчивый экономический рост и соответствующей национальной экономике;
  • явное превалирование фискальной функции налогов над экономической;
  • перегруженность налоговой системы Беларуси большим количеством налогов, сборов и отчислений;
  • многократное обложение разными налогами одной и той же базы, в частности, оборотов по реализации продукции (работ, услуг) и фонда заработной платы, что приводит к неравномерной налоговой нагрузки на предприятия и отрасли национальной экономики;
  • наличие многочисленных малоэффективных и несистематизированных налоговых льгот;
  • доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми;
  • нестабильность налогового законодательства, что ведет как к произволу в системе налогового администрирования и отсутствию правовых гарантий для участников налоговых отношений, так и к уклонению представителей бизнеса от налогообложения;
  • наличие двойных стандартов у правительства при исчислении одних и тех же показателей для целей налогообложения и бухгалтерского учета, что позволяет взимать налог на прибыль при отсутствии у налогоплательщика объекта обложения и ведет к вымыванию оборотных средств у предприятий и организаций;
  • по причине чрезмерной регламентации не получила широкого распространения упрощенная система налогообложения и т.д.

Информация о работе Финансовая система и государственный бюджет РБ