Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 00:27, курсовая работа
Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет эффективная финансовая система. Так, через финансовую систему осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.
В течение длительного времени роль финансов недооценивалась. Централизованное управление финансами оказалось чрезмерно зарегламентированным. С другой стороны, разбалансированность экономики, разрыв традиционных экономических связей, либерализация цен привели к инфляции, к дефициту бюджета, к росту размеров государственного долга, к убыточности и банкротству хозяйствующих субъектов.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….
3
1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА …………………………..….
1.1. Понятие финансовой системы государства …………………………………
1.2. Сферы и звенья финансовой системы государства …………………………
5
5
10
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ..……….……..
2.1. Понятие и значение бюджета для экономики государства ………………
2.2. Экономическое содержание доходов и расходов государственного бюджета. Сбалансированность бюджета ……………………………………….
19
19
25
3. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………………..
3.2. Анализ государственного бюджета Республики Беларусь на
современном этапе ……………………………………………………………….
3.2. Направления повышения эффективности финансовой системы
Республики Беларусь …………………………………………………………….
31
31
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….
51
Наряду с Парламентом регламентация деятельности финансовой системы осуществляется Президентом страны в форме законов, указов, декретов (имеющих силу закона), которые, безусловно, имеют главенствующее значение в регулировании финансовых отношений во всех сферах финансовой системы.
Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Республики Беларусь. Согласно ст. 107 Конституции Республики Беларусь, оно разрабатывает и представляет Президенту страны для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении, обеспечивает проведение данной финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства, изучает постановления и распоряжения по вопросам финансов.
Кроме указанных высших
органов государственной и
Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.
Особенность третьей сферы (финансового аппарата) состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства.
Рассматриваемые выше сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой. Это проявляется в следующем.
Финансы субъектов хозяйствования
взаимодействуют с
Существуют взаимосвязи внутри сферы субъектов хозяйствования между организациями при совершении финансовых операций, к которым относятся, например, уплата штрафов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т.п.
Республиканский и местные
бюджеты как звено общегосударс
Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается и в том, что все они в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий, предусматриваемых в финансовых планах разного уровня.
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
2.1. Понятие и значение бюджета для экономики государства
Бюджет — это слово английского происхождения (budget), которое означает кожаный мешок, содержащий все денежные документы и расчеты по ним. В английском парламенте, когда распределялись деньги на расходы по содержанию королевской власти, канцлер казначейства (министр финансов) открывал этот мешок, в котором хранились документы, содержащие отчет об истекшем финансовом годе и предложения на будущий. Это называлось открытием бюджета [6, с.93].
Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями. История финансов свидетельствует о том, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития: «Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало — составляет смету доходов и расходов на определенный период» [18, с.59].
На начальных этапах своего развития государство имело возможность значительную часть своих расходов покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств, даней, контрибуций, рабского труда. Однако как расходы, так и доходы государства носили стихийный характер, пополнялись по мере потребностей. С развитием производительных сил, разделением общественного труда развиваются товарно-денежные отношения, а вслед за ними динамично развиваются и государственные институты, расширяются их функции. Государство, кроме функций, направленных на охрану собственных границ и содержание управляющих обществом органов, начинает осуществлять созидательные функции: строить города, дороги, оказывать поддержку неимущим гражданам. В таких условиях появляется возможность покрывать растущие потребности государства денежными сборами, налогами, торговыми пошлинами. В свою очередь, чтобы обосновать растущие государственные расходы, выяснить и обосновать потребности в привлекаемых средствах, возникает необходимость в сознательном управлении государственными доходами и расходами, в управлении ими. Это приводит к тому, что начинают составляться разрозненные сметы затрат и доходов, которые впоследствии обретают форму объединенных государственных ресурсов — государственный бюджет.
В научной литературе бюджет рассматривается в разных аспектах: как экономическая, как материальная и как правовая категория [15, с.27].
Как экономическая категория бюджет — это система определенных экономических отношений, на основе которых мобилизируется и используется централизованный фонд денежных средств. Таким образом, через бюджет происходит плановое собирание денежных средств и распределение в денежной форме части национального дохода общества между материальной сферой производства и нематериальной, а также между государством как субъектом бюджетных прав и местными органами власти.
Бюджет как материальная категория представляет собой централизованный фонд денежных средств, сформированный на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих государственных органов. Однако такого фонда в полном объеме не существует, так как по мере поступления денежных средств в бюджет они направляются на покрытие предусмотренных расходов.
Понятие «бюджета» как правовой категории дано в ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь: «Бюджет — план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства» [3].
Для бюджета как правовой категории характерны определенные признаки, вытекающие из его определения [6, с.95]:
Внутреннее содержание каждой экономической категории наиболее полно раскрывается через функции. Государственный бюджет с точки зрения экономической категории выполняет распределительную и контрольную функции [27, с. 145].
Благодаря распределительной функции происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. С помощью контрольной функции становится возможным определить, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
Контрольная функция позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его потребностей. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Свое конкретное выражение контрольная функция бюджета находит в бюджетном контроле, осуществляемом финансовыми органами и государственными налоговыми органами в соответствии с возложенными на них обязанностями.
Органическая связь бюджета со всеми без исключения отраслями народного хозяйства позволяет использовать его в качестве универсального средства контроля за состоянием дел в отраслях материального производства и непроизводственной сфере. Именно универсальность является отличительной чертой бюджетного контроля. Законодательством ограничен круг органов, имеющих право проверять деятельность предприятий, однако, это не распространяется на взаимоотношения предприятий с государством по поводу исчисления и взимания платежей в бюджет, а также использования бюджетных ассигнований. Специфической особенностью бюджетного контроля является то, что его субъектами выступают только финансовые органы и налоговые инспекции. У финансового же контроля круг органов, наделенных правом его осуществления, значительно шире.
Важным моментом, раскрывающим сущность бюджетного контроля, является то, что он выступает в качестве формы проявления финансовой политики государства. Бюджетный контроль направлен на обеспечение выполнения бюджета, что имеет исключительно важное значение для решения задач экономического и социального развития. Он должен способствовать укреплению хозяйственного расчета, выполнению предприятиями обязательств перед бюджетом, бережному расходованию финансовых ресурсов. Бюджетный контроль является эффективным инструментом обеспечения общегосударственных интересов, важным фактором соблюдения стоимостных пропорций, и в этом своем качестве выступает как орудие стабилизации экономического и социального развития.
Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач [29, с.60].
На основе бюджетного механизма можно практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов.
Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью на основе бюджетного механизма государство, обеспечивая перераспределение национального дохода, изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику — субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций.
Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.
Велика роль бюджета в разработке и реализации финансовой политики государства. Роль бюджета как центрального звена финансовой системы заключается в том, что он выступает в качестве главного инструмента финансово-кредитной политики государства. Об этом свидетельствует ч. 2 ст. 132 Конституции Республики Беларусь: «На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая налоговая, денежно-кредитная, валютная политика» [6, с.94].
В современных условиях хозяйствования, когда повышается роль государства в регулировании экономических процессов, особенно важно изменить направления вложения бюджетных средств с целью обеспечения стратегического направления развития экономики, создания необходимой производственной инфраструктуры. Через налоговую политику, бюджетное финансирование представляется возможным влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса. Совершенствование механизма бюджетного финансирования науки, государственной системы подготовки и переподготовки кадров для народного хозяйства, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и других подобных бюджетных мер позволяют стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство [27, с.25].
Информация о работе Финансовая система и государственный бюджет РБ