Государственный бюджет РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 23:16, реферат

Описание работы

Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.

Работа содержит 1 файл

Государственный бюджет Республики Беларусь.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

                          Министерство образования РБ

                                            БГУИР

                               Кафедра экономики 
 
 

                        Реферат на тему:  

                      Государственный бюджет РБ 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                           выполнила

     студентка 2 курса

     группы 072201

     Михалевич Елена Валерьевна 
 

     проверила

     Марченкова  Екатерина Евгеньевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     Поскольку государственный бюджет является главным  финансовым планом, аккумулирующим и  перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.

     Государство использует бюджет для регулирования  рыночной экономики, применяя различные  методы в процессе формирования и  использования доходов и расходов.

     Велика  роль бюджета и в социальном регулировании, осуществляемом государством для обеспечения социальных гарантий членам общества. Достигается это в основном через перераспределение бюджетной части национального дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения за счет различных пенсий и пособий, индексации доходов.

     Для благоприятного воздействия бюджета  на общественные процессы должны быть созданы определенные предпосылки  и соблюдены основополагающие принципы рационального государственного регулирования. К таким предпосылкам относятся: устойчивость денежного обращения в стране; наличие законодательных актов, определяющих четко рамки и содержание бюджетного процесса; обязанности, права и взаимоотношения его участников; наличие научного аппарата и другие.

     Результативность  государственного регулирования с  помощью бюджета может быть достигнута лишь при соблюдении трех основополагающих принципов:

  • эффективности;
  • стабильности;
  • социальной справедливости.

     Доходная  часть бюджета Республики Беларусь, как и в станах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.

   

    1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

     1.1 Республиканский бюджет

Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов государственной власти и управления.

     В доходы республиканского бюджета включаются:

  • доходы государственных целевых бюджетных фондов;
  • доходы свободных экономических зон;
  • трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами.

     Доходы  республиканского бюджета формируются  за счет налогов, других обязательных платежей, а также иных поступлений, определенных законом о бюджете  на очередной финансовый год. В 2008 году установлено, что доходы республиканского бюджета составляют 38 152 173 851 тыс. рублей и формируются за счет:

     1. налоговых доходов (за исключением  средств, формирующих местные  бюджеты):

     налогов на доходы и прибыль (за исключением  отчислений, передаваемых в бюджеты  областей и г. Минска;

     налога  на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям;

     налога  на добавленную стоимость (за исключением  отчислений, передаваемых в бюджеты  областей и г. Минска);

     других  налогов и сборов, взимаемых с  выручки от реализации товаров (работ, услуг);

     акцизов;

     налога  на приобретение автомобильных транспортных средств;

     сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

     сбора за выдачу разрешений на проезд автотранспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств;

     патентных пошлин;

     налога  за использование природных ресурсов (экологического налога);

     таможенных  пошлин и таможенных сборов;

     государственной пошлины в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

     других  налогов, сборов (пошлин) в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

     2. взносов на государственное социальное  страхование;

     3. неналоговых доходов (за исключением  средств, формирующих местные бюджеты):

     за  пользование денежными средствами республиканского бюджета, включая  проценты по бюджетным займам;

     от  дивидендов на доли (акции), находящиеся  в республиканской собственности, и доходов от других форм участия  в капитале;

     арендной платы от сдачи имущества, находящегося в республиканской собственности, в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

     средств, поступающих в республиканский  бюджет в счет компенсации расходов государства;

     от  реализации имущества, находящегося в республиканской собственности (в том числе от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности;

     от  имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход  государства (за исключением средств, полученных от реализации бесхозяйного имущества и кладов);

     штрафов за совершение административных правонарушений;

     возмещения  вреда;

     безвозмездной (спонсорской) помощи и добровольных взносов (перечислений) организаций  и физических лиц в республиканский  бюджет в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

     прочих  неналоговых доходов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

     4. Других доходов:

     - части прибыли Национального  банка РБ (в размере 80 %);

     - за пользование банками денежными  средствами республиканского бюджета;

     - по бюджетным ссудам, займам;

     - части прибыли республиканских  унитарных предприятий;

     - от внешней торговли и внешнеэкономических  операций;

     - от реализации государственных  материальных резервов и других  ценностей;

     - от иных поступлений.

     5. Доходов свободных экономических зон.

     В доходы республиканского бюджета включаются средства государственных целевых  бюджетных фондов: республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканского дорожного фонда, фонда национального развития, фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, фонда универсального обслуживания, республиканского фонда охраны природы, инновационных фондов, а также средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

     1.2 Местные бюджеты

     Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления.

     Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.

     К местным бюджетам относятся: областные, районные, городские бюджеты, бюджеты  поселков городского типа и сельсоветов.

     В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты делятся  на:

    • бюджеты первичного уровня: сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
    • бюджеты базового уровня: районные и городские (городов районного подчинения);
    • бюджеты областного уровня.

     Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных  единиц не включаются в бюджеты вышестоящих  административно-территориальных единиц.

     Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетного обеспечения на одного жителя, иных социальных нормативов.

     Доходы  бюджета каждой административно-территориальной  единицы формируются за счет налогов, неналоговых доходов, других обязательных платежей и поступлений в соответствии с законодательством.

     К собственным источникам доходов  местного бюджета относятся:

    • источники доходов, закрепленные законодательством за бюджетом каждого уровня;
    • дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов. При этом права местных Советов депутатов в части определения базы и объектов налогообложения, размеров ставок, плательщиков, порядков исчисления и сроков уплаты налогов и сборов определяются законом о бюджете на очередной финансовый год.

     Регулирующие  доходы ежегодно определяются в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

     В местные бюджеты могут поступать  дотации, субвенции, субсидии, средства фондов финансовой поддержки административно-территориальных образований, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам и заемные средства.

     В доходы местных бюджетов включаются целевые бюджетные фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством.

     В 2008 году в полном объеме зачисляются в бюджеты областей и г.Минска:

     1. Налоги и сборы:

  • подоходный налог с физических лиц;
  • налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по местным лотереям;
  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • налог при упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства;
  • акцизы по вину, напиткам слабоалкогольным и винным (кроме акцизов, взимаемых при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь, а также уплачиваемых в бюджеты свободных экономических зон);
  • единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
  • единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог за использование природных ресурсов (экологический налог) в части использования (изъятия, добычи) природных ресурсов и переработки нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
  • государственная пошлина в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
  • средства внебюджетных фондов, создаваемых местными Советами депутатов или исполнительными и распорядительными органами;
  • другие налоги и сборы.

Информация о работе Государственный бюджет РБ