Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 23:16, реферат
Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.
Министерство образования РБ
Кафедра экономики
Реферат на тему:
Государственный бюджет РБ
студентка 2 курса
группы 072201
Михалевич
Елена Валерьевна
проверила
Марченкова
Екатерина Евгеньевна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.
Государство
использует бюджет для регулирования
рыночной экономики, применяя различные
методы в процессе формирования и
использования доходов и
Велика роль бюджета и в социальном регулировании, осуществляемом государством для обеспечения социальных гарантий членам общества. Достигается это в основном через перераспределение бюджетной части национального дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения за счет различных пенсий и пособий, индексации доходов.
Для благоприятного воздействия бюджета на общественные процессы должны быть созданы определенные предпосылки и соблюдены основополагающие принципы рационального государственного регулирования. К таким предпосылкам относятся: устойчивость денежного обращения в стране; наличие законодательных актов, определяющих четко рамки и содержание бюджетного процесса; обязанности, права и взаимоотношения его участников; наличие научного аппарата и другие.
Результативность государственного регулирования с помощью бюджета может быть достигнута лишь при соблюдении трех основополагающих принципов:
Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в станах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.
1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов государственной власти и управления.
В доходы республиканского бюджета включаются:
Доходы республиканского бюджета формируются за счет налогов, других обязательных платежей, а также иных поступлений, определенных законом о бюджете на очередной финансовый год. В 2008 году установлено, что доходы республиканского бюджета составляют 38 152 173 851 тыс. рублей и формируются за счет:
1.
налоговых доходов (за
налогов на доходы и прибыль (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска;
налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям;
налога на добавленную стоимость (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска);
других налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг);
акцизов;
налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
сбора за выдачу разрешений на проезд автотранспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств;
патентных пошлин;
налога
за использование природных
таможенных пошлин и таможенных сборов;
государственной пошлины в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
других налогов, сборов (пошлин) в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
2.
взносов на государственное
3.
неналоговых доходов (за
за
пользование денежными
от
дивидендов на доли (акции), находящиеся
в республиканской
арендной платы от сдачи имущества, находящегося в республиканской собственности, в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
средств, поступающих в республиканский бюджет в счет компенсации расходов государства;
от реализации имущества, находящегося в республиканской собственности (в том числе от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности;
от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства (за исключением средств, полученных от реализации бесхозяйного имущества и кладов);
штрафов за совершение административных правонарушений;
возмещения вреда;
безвозмездной (спонсорской) помощи и добровольных взносов (перечислений) организаций и физических лиц в республиканский бюджет в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
прочих
неналоговых доходов в
4. Других доходов:
- части прибыли Национального банка РБ (в размере 80 %);
-
за пользование банками
- по бюджетным ссудам, займам;
- части прибыли республиканских унитарных предприятий;
-
от внешней торговли и
-
от реализации государственных
материальных резервов и
- от иных поступлений.
5. Доходов свободных экономических зон.
В доходы республиканского бюджета включаются средства государственных целевых бюджетных фондов: республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканского дорожного фонда, фонда национального развития, фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, фонда универсального обслуживания, республиканского фонда охраны природы, инновационных фондов, а также средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
1.2 Местные бюджеты
Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.
К местным бюджетам относятся: областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов.
В
соответствии с территориальными уровнями
местных Советов бюджеты
Местные
бюджеты нижестоящих
Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетного обеспечения на одного жителя, иных социальных нормативов.
Доходы
бюджета каждой административно-
К собственным источникам доходов местного бюджета относятся:
Регулирующие доходы ежегодно определяются в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.
В
местные бюджеты могут
В доходы местных бюджетов включаются целевые бюджетные фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством.
В 2008 году в полном объеме зачисляются в бюджеты областей и г.Минска:
1. Налоги и сборы: