Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 00:27, курсовая работа
Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет эффективная финансовая система. Так, через финансовую систему осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.
В течение длительного времени роль финансов недооценивалась. Централизованное управление финансами оказалось чрезмерно зарегламентированным. С другой стороны, разбалансированность экономики, разрыв традиционных экономических связей, либерализация цен привели к инфляции, к дефициту бюджета, к росту размеров государственного долга, к убыточности и банкротству хозяйствующих субъектов.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….
3
1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА …………………………..….
1.1. Понятие финансовой системы государства …………………………………
1.2. Сферы и звенья финансовой системы государства …………………………
5
5
10
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ..……….……..
2.1. Понятие и значение бюджета для экономики государства ………………
2.2. Экономическое содержание доходов и расходов государственного бюджета. Сбалансированность бюджета ……………………………………….
19
19
25
3. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………………..
3.2. Анализ государственного бюджета Республики Беларусь на
современном этапе ……………………………………………………………….
3.2. Направления повышения эффективности финансовой системы
Республики Беларусь …………………………………………………………….
31
31
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….
51
Важную роль играет государственный бюджет в решении социальных проблем на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы — просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.
По мере развития рыночных отношений в стране роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на новый, более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.
Таким образом, одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является главное звено финансовой системы – государственный бюджет. Роль бюджета обусловлена его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества. Ни цена, ни заработная плата, ни кредит не способны обеспечить рациональную отраслевую и территориальную структуры общественного производства, так как совершенствование стоимостной структуры народного хозяйства основывается на механизме межотраслевого и межрегионального перераспределения финансовых ресурсов, что достигается, главным образом, посредством бюджета.
2.2. Экономическое содержание доходов и расходов
государственного
бюджета. Сбалансированность
Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.
Доходы бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.
Материальной основой доходов бюджета является национальный доход. В периоды чрезвычайных обстоятельств, когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Это означает реализацию отдельных видов государственной собственности, например, иностранных ценных бумаг, золотого запаса, государственных предприятий, других видов имущества, что в итоге приводит к сокращению материальных ценностей, принадлежащих государству: уменьшению золото-валютных резервов, капиталовложений за границей, а в отдельных случаях — и основного капитала.
Состав доходов в значительной
мере зависит от методов, с помощью
которых государство
Доходы бюджета Республики Беларусь образуются за счет налогов, сборов, неналоговых платежей и безвозмездных поступлений [15, с.52].
Центральное место в
системе доходов бюджета
Неналоговые доходы включают доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, размещения средств бюджетов, реализации государственного имущества, оказания платных услуг, реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества; дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале; административные сборы и платежи; административные штрафы и экономические санкции, удержания и прочие неналоговые доходы.
Безвозмездные поступления — безвозмездные поступления от иностранных государств и международных организаций, других уровней государственного управления и других бюджетов; средства, полученные по взаимным расчетам; капитальные безвозмездные поступления от других уровней государственного управления и другие поступления.
Из республиканского бюджета бюджетам других уровней может оказываться финансовая помощь в виде дотаций, субвенций и субсидий.
Доходы бюджета
При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей и займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег. Этот метод самый непопулярный, т.к. вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса. Инфляция тяжело отражается на экономике и особенно на всей социальной сфере. Поэтому развитые зарубежные государства стараются не прибегать к прямому использованию эмиссии — наиболее быстрому и легкому пути получения необходимых средств.
Расходы являются одной из важнейших характеристик государственного бюджета. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы, реализация экономической и социальной политики государства.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным направлениям.
Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач.
Структура расходов государственного
бюджета, их содержание формируются под
воздействием множества факторов. Важнейшими
из них выступают: уровень социально-экономического
развития страны; административно-
Расходы государственного бюджета Республики Беларусь подразделяются на расходы, предназначенные для обеспечения общегосударственной деятельности; национальной обороны; судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности; национальной экономики; охраны окружающей среды; жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительство; здравоохранения; физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации; образования; социальной политики.
По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущей деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и бюджетных учреждений. Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, созданием государственных запасов и резервов.
По роли в процессе воспроизводства расходы бюджета делятся на расходы, связанные с финансированием материального производства, и расходы непроизводственной сферы.
Бюджеты всех уровней
обеспечиваются своими доходами и правом
их распределения. Каждый орган власти
самостоятельно разрабатывает свой бюджет, утверждает
и исполняет его. Расходы республиканского
и местных бюджетов определяются с учетом
программ социально-экономического развития
Республики Беларусь и соответствующей
административно-
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. Для этого в теории и практике финансов применяют бюджетную классификацию.
Бюджетная классификация представляет собой определенную группировку расходов и доходов, основанную на однородных признаках. Правильная, научно построенная бюджетная классификация позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства. В то же время она показывает источники бюджетных ресурсов, степень участия отдельных звеньев финансовой системы в их формировании [15, с.133].
Одним из важнейших принципов бюджета является его сбалансированность, т.е. соответствие объема расходов бюджета объему его доходов. Для каждого звена бюджетной системы государство старается принять такой бюджет, доходы которого полностью покрывали бы отнесенные на него расходы. Поэтому негативным моментом является отклонение от принципа сбалансированности, когда расходы превышают запланированные доходы. Такое явление в бюджетной системе называется дефицитом бюджета [6, с.128].
По установленным международным стандартам бюджетный дефицит не должен превышать 3% от суммы валового внутреннего продукта (ВВП) [17, c. 95].
Таким образом, государственный бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного централизованного фонда денежных средств. По своей внешней форме государственный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Состояние государственного бюджета – один из важнейших экономических показателей любой страны. Идеальным вариантом состояния общегосударственных финансов является сбалансированность доходов и расходов.
3. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.2. Анализ государственного бюджета Республики Беларусь
на современном этапе
Основным звеном финансовой системы Республики Беларусь является государственный бюджет.
Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь за 1990-2009 годы приведены в табл.3.1.
Таблица 3.1
Основные показатели консолидированного бюджета
Республики Беларусь за 1990-2009 гг.
Период |
Доход |
Расход |
Дефицит (-), профицит (+) бюджета | |||
| млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП |
1990 |
15,3 |
35,3 |
14,3 |
33,0 |
1,0 |
2,3 |
1991 |
25,9 |
28,9 |
24,4 |
28,0 |
1,5 |
1,7 |
1992 |
296,0 |
32,0 |
314,0 |
33,9 |
-18,0 |
-1,9 |
1993 |
3 623,0 |
36,8 |
4168,0 |
42,3 |
-545,0 |
-5,5 |
1994 |
6 493,0 |
36,5 |
7111,0 |
40,0 |
-618,0 |
-3,5 |
1995 |
35 468,0 |
29,2 |
38 756,0 |
31,9 |
-3 288,0 |
-2,7 |
1996 |
50 669,0 |
26,4 |
54 315,0 |
28,3 |
-3 646,0 |
-1,9 |
1997 |
112 886,0 |
30,7 |
120 832,0 |
31,9 |
-7 946,0 |
-2,2 |
1998 |
239 582,0 |
34,1 |
249 577,0 |
35,5 |
-9 995,0 |
-1,4 |
1999 |
1 054 907,0 |
34,9 |
1 142 843,0 |
37,8 |
-87 936,0 |
-2,9 |
2000 |
3181,0 |
34,8 |
3 236,4 |
35,4 |
-55,4 |
-0,6 |
2001 |
5 747,1 |
33,5 |
6 023,5 |
35,1 |
-276,4 |
-1,6 |
2002 |
8 636,1 |
33,0 |
8 681,1 |
33,2 |
-45,0 |
-0,2 |
2003 |
12 210,6 |
33,4 |
12 795,0 |
35,0 |
-584,4 |
-1,6 |
2004 |
22 056,9 |
44,6 |
22 036,4 |
44,6 |
20,5 |
0,04 |
2005 |
30 824,9 |
48,4 |
31 256,8 |
49,1 |
-431,9 |
-0,7 |
2006 |
38 391,0 |
48,5 |
37 256,0 |
47,0 |
1 135,0 |
1,4 |
2007 |
48 049,9 |
49,6 |
47 626,8 |
49,9 |
423,1 |
0,4 |
2008 |
65 666,0 |
50,6 |
63 810,0 |
49,5 |
1 852 |
1,4 |
2009 |
62 807,6 |
45,9 |
63 766,0 |
46,6 |
-958,3 |
-0,7 |
Информация о работе Финансовая система и государственный бюджет РБ