Финансовая система и государственный бюджет РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет эффективная финансовая система. Так, через финансовую систему осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.
В течение длительного времени роль финансов недооценивалась. Централизованное управление финансами оказалось чрезмерно зарегламентированным. С другой стороны, разбалансированность экономики, разрыв традиционных экономических связей, либерализация цен привели к инфляции, к дефициту бюджета, к росту размеров государственного долга, к убыточности и банкротству хозяйствующих субъектов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….

3
1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА …………………………..….
1.1. Понятие финансовой системы государства …………………………………
1.2. Сферы и звенья финансовой системы государства …………………………

5
5
10
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ..……….……..
2.1. Понятие и значение бюджета для экономики государства ………………
2.2. Экономическое содержание доходов и расходов государственного бюджета. Сбалансированность бюджета ……………………………………….

19
19

25
3. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………………..
3.2. Анализ государственного бюджета Республики Беларусь на
современном этапе ……………………………………………………………….
3.2. Направления повышения эффективности финансовой системы
Республики Беларусь …………………………………………………………….


31

31

39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..

48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….

51

Работа содержит 1 файл

Финансовая система и гос. бюджет. 2010. С.Н. doc.doc

— 516.00 Кб (Скачать)

Особого внимания и государственной  поддержки заслуживают предприятия, входящие в единую технологическую цепочку, поскольку в условиях кризиса ликвидности она превращается в «цепочку неплатежей». Инвестиционная поддержка указанной группы предприятий может дать достаточно весомый эффект финансовой санации для всей национальной экономики. Для реализации этой задачи потребуется провести реструктуризацию ряда предприятий и привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы.

В условиях кризиса ликвидности  и снижения платежеспособного спроса крайне ограничены возможности возврата в хозяйственный оборот «замороженных» активов. В связи с этим целесообразно разработать ряд новых финансовых инструментов и механизмов, позволяющих использовать данные активы в виде коммерческого кредита для финансирования приоритетных инвестиционных проектов. По оценкам, это составит примерно 30% указанных активов, т.е. около 4,0 трлн. руб. Такие инструменты могут дополнить уже существующие способы банковского кредитования высокодоходных предприятий. Необходимо разработать нормативную базу, предусматривающую возможности увеличения экспорта белорусских производителей и финансирования программ импортозамещения. Эти активы могут быть использованы также для создания гарантийных фондов, способствующих минимизации кредитных рисков.

Одновременно необходимо упростить процедуру погашения просроченной задолженности низкорентабельных и убыточных предприятий перед бюджетом, разрешив проведение зачетов взаимных требований. Для этого следует внести соответствующие изменения в Бюджетный кодекс Республики Беларусь.

Для минимизации негативных последствий кризиса необходима реализация экономической политики, ориентированной на достижение положительных  тенденций в области заработной платы, повышения ее покупательной способности и расширения внутреннего спроса. Следует проводить тщательный контроль крупных заработков и премиальных вознаграждений топ-менеджеров предприятий, получивших государственную поддержку для преодолений последствий кризиса. Должны разрабатываться и внедряться правовые механизмы дополнительной защиты материальных прав работников при банкротстве или реорганизации предприятия, и создание на его основе гарантийного института защиты заработной платы [26, с.33].

Таким образом, финансовая политика в условиях мирового финансового кризиса должна быть ориентирована на поддержание финансовой устойчивости предприятий, повышение конкурентоспособности отечественных товаров и стимулирование внутреннего спроса, что позволит в значительной степени снизить угрозы, связанные со спадом экономики.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы и предложения.

Можно дать следующее  определение финансовой системы  государства. Финансовая система –  совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая система  включает следующие сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы. Общегосударственные (централизованные) финансы включают такие звенья, как государственный бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит. Децентрализованные финансы включают финансы организаций и финансы домашних хозяйств.

Финансовая система Республики Беларусь в том виде, в котором  она существует сейчас, сложилась  на основе финансовой системы, унаследованной от бывшего СССР. С другой стороны, она впитала в себя и зарубежный опыт. Можно говорить о том, что  она адекватна финансовым системам современных развитых государств.

Основным звеном финансовой системы  является государственный бюджет. Как экономическая категория он представляет собой совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими лицами по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования фонда денежных средств государства.

Сущность бюджета, как  и любой другой экономической  категории, проявляется в ее функциях. Бюджет выполняет следующие функции: распределительную (перераспределение денежных средств между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества и т.д.) и  контрольную (сигнализация о всех отклонениях в движении бюджетных средств).

В системе государственных  финансов государственный бюджет занимает основное место, поскольку именно он используется правительством в качестве орудия перераспределения национального дохода, инструмента для регулирования и стимулирования экономических процессов. В условиях рыночной экономики государственный бюджет выступает одним из главных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Реализация ее происходит посредством таких особых экономических форм, как доходы и расходы, выражающие последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.

В соответствии с Бюджетным  кодексом Республики Беларусь доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением  средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами бюджетного законодательства источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд; расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Доходы консолидированного бюджета за 2009 год  составили 62,8 трлн. рублей, или 102 % уточненного годового плана. Расходы исполнены в сумме 63,7 трлн. рублей, или на 99,2 %. Произошло снижение объема консолидированного бюджета по отношению к 2008 году - без ФСЗН и ФНР - на 11,5%. Дефицит консолидированного бюджета составил 0,9 трлн. рублей.

Стабилизация в обществе и постепенный  экономический рост  требуют проведения активной финансовой политики и обеспечения четкого функционирования финансовой системы. На современном этапе совершенствование финансовой системы  диктуется, прежде всего, необходимостью более эффективного воздействия на деятельность производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства.

Для формирования же эффективной финансовой системы предстоит решить ряд проблем, связанных как с реформированием централизованных финансов, так и с реформированием децентрализованных финансов.  Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: создать эффективную налоговую систему путем ее упрощения, существенного снижения налогового бремени на экономику, улучшения налогового администрирования, повышения справедливости и нейтральности налогообложения; упорядочить государственные обязательства, в том числе сконцентрировать ресурсы бюджета на решении ключевых социально-экономических задач, сократить неэффективные расходы; повысить эффективность и результативность бюджетных расходов за счет перехода к программно-целевым методам бюджетного планирования на среднесрочной основе; реформировать межбюджетные отношения путем усовершенствования бюджетного процесса, повышения финансовой самостоятельности органов местного управления и самоуправления; обеспечить долгосрочную сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное управление государственным долгом, сохранив его уровень в пределах, обеспечивающих финансовую безопасность государства; существенно активизировать работу по совершенствованию деловой среды, проводя ее более решительно и системно в направлении устранения барьеров, препятствующих эффективной деятельности иностранных инвесторов и отечественных предприятий, а также позитивному восприятию страны зарубежными деловыми кругами.

С учетом всего  сказанного можно сделать вывод, что проведение грамотной финансовой  политики должно стать одним из основных инструментов финансовой стабилизации экономики республики. В дальнейшем совершенствование финансовой  политики Республики Беларусь должно  осуществляться в направлении позитивного ее влияния на экономику, повышения конкурентоспособности отечественных товаров и стимулирование внутреннего спроса, способствуя подъему жизненного уровня населения, созданию условий для повышения экономической и социальной стабильности в обществе.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алымов, Ю. Улучшение инвестиционного климата в системе мер по корректировке платежного баланса Республики Беларусь / Ю. Алымов  // Банковский вестник.  - 2009. - №22. - С.18-25.

  • Аналитическая информация об исполнении республиканского бюджета (в пределах текущего финансового года) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов  Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/execution/month-info. – Дата доступа: 06.11.2010.
  • Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года [Электронный ресурс] // Право портал. – Режим доступа: pravo.levonevsky.org/bykodeks.htm. – Дата доступа: 06.11.2010.
  • Ватов, А. Упрощенная система стала еще проще / А. Ватов // Налоговый вестник. – 2009. - №24.  – С.56-60.
  • Вахрин, П.И. Финансы: учебник / П.И. Вахрин. – М.: Маркетинг, 2000. – 502с.
  • Воробей, Г.А. Финансовое право Республики Беларусь: учеб. пособие / Г.А. Воробей. – Минск: Амалфея, 2006. – 432с.
  • Ганаго, А.  Особенности налогообложения в 2010 г. / А. Ганаго // Налоговый вестник. – 2010. - №3.  – С.20-50.
  • Герасимова, В. Снижение нагрузки не произойдет / В. Герасимова // Директор. – 2010. - №1.  – С.30-32.
  • Герасимова, В. Хорошая новость – налогов меньше. Правда, ставка НДС – больше / В. Герасимова // Финансы. Учет. Аудит . – 2010. - №1. –  С.11-12.
  • Государственные финансы: учеб. пособие / Г.К. Мультан [и др.]; под общ. ред. Г.К. Мультана. – Минск: БГЭУ, 2005. – 166с.
  • Дадалко, В.А. Финансы и кредит: курс лекций / В.А. Дадалко. – Минск: Армита-Маркетинг, 1999. – 288с.
  • Каллаур, П. Финансовая стабильность  как цель деятельности Центрального банка / П. Каллаур // Банковский вестник. – 2010. - №1. -  С.5-10.
  • Консолидированный  бюджет на 2010 год [Электронный ресурс] // Финансовые новости. – Режим доступа: http://www.finance.tut.by. – Дата доступа: 06.11.2010.
  • Корбут, Н. Финансы Беларуси: оснований для пессимизма нет / Н. Корбут // Экономика Беларуси. - 2007.  - № 1. - С.24-27.
  • Круглов, В.А. Финансовое право:  ответы на экзаменац. вопросы / В.А. Курглов. – Минск: ТетраСисетмс, 2008. – 160с.
  • Крылова, Е. Республиканский бюджет на 2010 год / Е. Крылова // Главный бухгалтер. – 2010. - №4. – С.13-15.
  • Макроэкономика: курс интенсив. подготовки  / И.В. Новикова [и др.]; под общ. ред. В.И. Новиковой. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 304с.
  • Макроэкономика: учеб. пособие / Т.С. Алексеенко  [и др.]; под ред. Л.П. Зеленковой. – Минск: ИВЦ Минфина , 2007. – 380с.
  • О республиканском бюджете на 2010 год: Закон Республики Беларусь от 29.11.2009 г. № 73-З [Электронный ресурс] // Национальный правовой  интернет-портал  Республики Беларусь. – Режим доступа:  http://www.pravo.by/webnpa/text.  – Дата доступа: 06.11.2010.
  • О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов  Республики Беларусь.– Режим доступа: http://www.minfin.gov.by.  – Дата доступа: 06.11.2010.
  • Обеспечить исполнение социальных обязательств  в государстве – наш главный ориентир // Финансы. Учет. Аудит. – 2010. -  №2. -  С.5-19.
  • Полоник, С.С. Методологические вопросы разработки проекта национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2025 годы / С.С. Полоник // Экономический бюллетень. – 2008.- №7. – С.4-29.
  • Попов, Е.М. Финансы предприятий: учебник / Е.М. Попов. – Минск: Выш. шк., 2005. – 573с.
  • Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by. – Дата доступа: 06.11.2010.
  • Современная Беларусь: энциклопедический справочник: в 3 т. / редкол. М.В. Мясникович [и др.]. - Минск: Белор. наука, 2007. - Т 2. Экономический и научный потенциал. -  680с.
  • Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2009 году // Экономический бюллетень. - 2010. -   №2. - С.4-88.
  • Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц  [и др.]; под общ. ред. проф. Н.Е. Заяц. – Минск: БГЭУ, 2006. – 351с.
  • Финансы и кредит: учеб. пособие / Л.Г. Колпина [и др.]; под общ. ред. Л.Г. Колпиной. – Минск: Выш. шк., 2010. – 367.
  • Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси: учеб. пособие /  М.К. Фисенко. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 184с.
  • Хотько, А.В. Бюджет Республики Беларусь на 2010 как оптимальный вариант возможного / А.В. Хотько // Планово-экономический отдел. – 2010. - №3. – С.15-20.
  • Шулейко, О.Л. Влияние бюджетно-налоговой политики на обеспечение устойчивости финансовой системы Республики Беларусь / О.Л. Шулейко // Экономика и управление. – 2009. - № 2. – С.81-89.
  • Информация о работе Финансовая система и государственный бюджет РБ