Система государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 10:11, реферат

Описание работы

Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

Работа содержит 1 файл

контроль и ревизия (к.р).doc

— 61.50 Кб (Скачать)

Система государственного финансового  контроля 

        Экономическая политика государства  осуществляется с помощью финансово-кредитных  рычагов. Один из наиболее важных  рычагов управления финансовой  системы является финансовый  контроль.

       Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

       Значение финансового контроля  выражается в том, что при  его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

       Финансовый контроль – это  контроль за законностью действий  в области образования и использования  денежных средств государства  и субъектов местного самоуправления  в целях эффективного социально-экономического  развития страны и отдельных регионов.

       Финансовый контроль включает  в себя: контроль за исполнением  федерального бюджета; бюджетов  субъектов Российской Федерации;  бюджетов внебюджетных фондов; контроль  за состоянием внешнего и внутреннего  долга; государственных резервов.

       Объект финансового контроля  не ограничивается проверкой  только денежных средств. В  конечном итоге он означает  контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других  ресурсов страны, поскольку в  современных условиях процесс  производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.

        Конкретные формы и методы  финансового контроля позволяют  обеспечить интересы и права   как государства и его учреждений, так и всех других экономических  субъектов; финансовые нарушения  влекут санкции и штрафы.

      В зависимости от того, кто осуществляет контроль (его субъект), что контролируется (его объект) и каковы его ли, различают  следующие виды контроля:

а) общегосударственный (вневедомственный);

б) правовой;

в) ведомственный;

г) внутрихозяйственный;

д) общественный;

е) независимый.

          Основы контроля закреплены в Конституции российской Федерации, в Конституциях республик в составе Федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

          Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль проводят органы государственной власти и управления. Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Общегосударственный финансовый контроль осуществляется как в масштабе Российской Федерации, так и в каждом субъекте Российской Федерации. На уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль обеспечивает интересы государства и общества, служит инструментом проверки выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством и соблюдения законности. Непосредственно государственный контроль осуществляют ревизионные службы Министерства финансов РФ, органы государственной власти, налоговые инспекции. Контроль специализированных инспекций (экологической, санитарной, торговой и др.) обеспечивает интересы общества (защиту здоровья и других прав населения и отдельных личностей). Например, контроль за качеством товаров входит в компетенцию торговой инспекции, а не налоговой.

          Правовой контроль как вид общегосударственного контроля осуществляется в интересах всего общества правоохранительными органами в форме проверок, ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы.

          Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные подразделения министерств, ведомств, головных организаций предприятий различных форм собственности. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных объектов. Ведомственный контроль возможен в рамках государственного сектора, акционерных организаций и т.п., когда организация имеет вертикальную структуру управления и взаимоотношений между вышестоящей и подчиненной инстанциями. Ведомственный контроль осуществляется путем систематического проведения комплексных плановых документальных ревизий, проверок; отчета руководителей организации перед вышестоящими по подчиненности органами; тематических проверок производственной, хозяйственной и финансовой деятельности; анализа бухгалтерской отчетности.

          Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми службами организаций (бухгалтериями, финансовыми отделами, внутренними аудиторами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений. Внутрихозяйственный контроль (бухгалтерский и общественный) защищает интересы предприятия и коллектива от злоупотреблении, хищений и бесхозяйственности, а также обеспечивает повышение эффективности его хозяйственной деятельности.

          Общественный финансовый контроль проводят отдельные физические лица или их объединения на добровольных началах.

          Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов. Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудитор — не государственный служащий, а независимый контролер, прошедший соответствующую аттестацию и получивший лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.

          Государственный финансовый контроль  в Российской Федерации призван  обеспечить проведение в стране  единой финансовой, кредитной и денежной политики в целях защиты ее финансовых интересов. При осуществлении своих функций органы государственного финансового контроля имеют право проводить ревизии и проверки, получать письменные и устные объяснения от должностных лиц и граждан при проведении ревизий и проверок, направлять представления и предписания по результатам проведенной ревизии или проверки в федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов рФ, а также руководителям других объектов контроля.

          В случае выявления нарушений,  за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля обязаны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.

          Финансово-контрольная деятельность регулируется Конституцией РФ, рядом федеральных законов, постановлением Правительства РФ. Вопросы государственного финансового контроля отражены в налоговом и валютном законодательстве, Таможенном кодексе РФ, положении о Минфине России, ряде других нормативных правовых документов.

          Государственный финансовый контроль  в Российской Федерации осуществляют  высшие органы государственной  власти и управления — Федеральное Собрание и его палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Важную роль в этом вопросе играет Главное контрольное управление Администрации Президента РФ.

          Федеральное Собрание образует  Счетную палату как постоянно  действующий орган государственного  финансового контроля. Счетная палата  осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации. В ее задачу входит определение, эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов. Осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, Счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

          Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды.

          На региональном уровне финансовый  контроль производится как органами  региональной власти, так и специально  создаваемыми контрольными органами. Примером такой контролирующей организации может служить деятельность Контрольно-счетной палаты Московской городской Думы.

          Контроль за состоянием республиканского  бюджета в Российской Федерации  и его исполнением осуществляет  созданный при высшем  законодательном органе Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы. В его задачу входит проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Президентом РФ.

          Ведущую роль в осуществлении  финансового контроля играют  Министерство финансов РФ и его органы на местах. Министерство финансов и его органы осуществляют контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием.

          В настоящее время реализуется  постановление Правительства РФ  № 888 по созданию контрольно-ревизионных  управлений Министерства финансов. РФ в субъектах Российской Федерации (образуемых на базе аппаратов главных контролеров-ревизоров этого Министерства), что должно улучшить вертикальную управляемость контрольных служб и повысить эффективность проверок.

          В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №276 «О Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации» в центральном аппарате Министерства финансов РФ на базе Контрольно-ревизионного управления (КРУ), Департамента организации аудиторской деятельности и Отдела контроля за использованием государственных средств в организациях Министерства обороны РФ и правоохранительных органов Департамента оборонного комплекса создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. Создание Департамента обусловлено необходимостью усиления государственного финансового контроля и совершенствования организации аудиторской деятельности, а также объединения в единый блок всех подразделений Минфина России, выполняющих контрольные функции.     

          Департамент государственного финансового контроля и аудита, в частности, выполняет следующие функции:

- проводит  в пределах своей компетенции  комплексные ревизии и тематические  проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

- организует  и проводит самостоятельно и  с привлечением КРУ Минфина  России в субъектах Российской  Федерации документальные ревизии  и проверки финансово-хозяйственной  деятельности организаций по  заданиям правоохранительных органов;

- организует  и проводит самостоятельно и  с привлечением аппаратов КРУ  Минфина России в субъектах  Российской Федерации ревизии  и финансовые проверки в организациях  по обращениям органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации и органов местного самоуправления.

          Постановлением Правительства РФ  № 888 утверждено Положение о  контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов РФ в субъекте Российской Федерации.

          Это управление является территориальным  контрольно-ревизионным органом Министерства финансов РФ и выполняет, в частности, следующие функции:

Информация о работе Система государственного финансового контроля