Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 10:11, реферат
Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.
Система
государственного финансового
контроля
Экономическая политика
Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.
Финансовый контроль – это
контроль за законностью
Финансовый контроль включает
в себя: контроль за исполнением
федерального бюджета;
Объект финансового контроля
не ограничивается проверкой
только денежных средств. В
конечном итоге он означает
контроль за использованием
Конкретные формы и методы
финансового контроля
В зависимости от того, кто осуществляет контроль (его субъект), что контролируется (его объект) и каковы его ли, различают следующие виды контроля:
а) общегосударственный (вневедомственный);
б) правовой;
в) ведомственный;
г) внутрихозяйственный;
д) общественный;
е) независимый.
Основы контроля закреплены в Конституции российской Федерации, в Конституциях республик в составе Федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.
Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль проводят органы государственной власти и управления. Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Общегосударственный финансовый контроль осуществляется как в масштабе Российской Федерации, так и в каждом субъекте Российской Федерации. На уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль обеспечивает интересы государства и общества, служит инструментом проверки выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством и соблюдения законности. Непосредственно государственный контроль осуществляют ревизионные службы Министерства финансов РФ, органы государственной власти, налоговые инспекции. Контроль специализированных инспекций (экологической, санитарной, торговой и др.) обеспечивает интересы общества (защиту здоровья и других прав населения и отдельных личностей). Например, контроль за качеством товаров входит в компетенцию торговой инспекции, а не налоговой.
Правовой контроль как вид общегосударственного контроля осуществляется в интересах всего общества правоохранительными органами в форме проверок, ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы.
Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные подразделения министерств, ведомств, головных организаций предприятий различных форм собственности. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных объектов. Ведомственный контроль возможен в рамках государственного сектора, акционерных организаций и т.п., когда организация имеет вертикальную структуру управления и взаимоотношений между вышестоящей и подчиненной инстанциями. Ведомственный контроль осуществляется путем систематического проведения комплексных плановых документальных ревизий, проверок; отчета руководителей организации перед вышестоящими по подчиненности органами; тематических проверок производственной, хозяйственной и финансовой деятельности; анализа бухгалтерской отчетности.
Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми службами организаций (бухгалтериями, финансовыми отделами, внутренними аудиторами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений. Внутрихозяйственный контроль (бухгалтерский и общественный) защищает интересы предприятия и коллектива от злоупотреблении, хищений и бесхозяйственности, а также обеспечивает повышение эффективности его хозяйственной деятельности.
Общественный финансовый контроль проводят отдельные физические лица или их объединения на добровольных началах.
Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов. Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудитор — не государственный служащий, а независимый контролер, прошедший соответствующую аттестацию и получивший лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.
Государственный финансовый
В случае выявления нарушений,
за которые предусмотрена
Финансово-контрольная деятельность регулируется Конституцией РФ, рядом федеральных законов, постановлением Правительства РФ. Вопросы государственного финансового контроля отражены в налоговом и валютном законодательстве, Таможенном кодексе РФ, положении о Минфине России, ряде других нормативных правовых документов.
Государственный финансовый
Федеральное Собрание образует
Счетную палату как постоянно
действующий орган
Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды.
На региональном уровне
Контроль за состоянием
Ведущую роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах. Министерство финансов и его органы осуществляют контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием.
В настоящее время реализуется
постановление Правительства
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №276 «О Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации» в центральном аппарате Министерства финансов РФ на базе Контрольно-ревизионного управления (КРУ), Департамента организации аудиторской деятельности и Отдела контроля за использованием государственных средств в организациях Министерства обороны РФ и правоохранительных органов Департамента оборонного комплекса создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. Создание Департамента обусловлено необходимостью усиления государственного финансового контроля и совершенствования организации аудиторской деятельности, а также объединения в единый блок всех подразделений Минфина России, выполняющих контрольные функции.
Департамент государственного финансового контроля и аудита, в частности, выполняет следующие функции:
- проводит
в пределах своей компетенции
комплексные ревизии и
- организует
и проводит самостоятельно и
с привлечением КРУ Минфина
России в субъектах Российской
Федерации документальные
- организует
и проводит самостоятельно и
с привлечением аппаратов КРУ
Минфина России в субъектах
Российской Федерации ревизии
и финансовые проверки в
Постановлением Правительства
Это управление является
Информация о работе Система государственного финансового контроля