Финансовая система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:23, реферат

Описание работы

В каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений. Каждая из них имеет свои особенности, которые проявляются прежде всего в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. Например, у предприятий сферы материального производства финансовые ресурсы формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг и др. Государственный бюджет страны образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Финансовая система Республики Беларусь…………………………………4-8
Список использованных источников………………………………………..9

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 41.81 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………….3

Финансовая  система Республики Беларусь…………………………………4-8

Список  использованных источников………………………………………..9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    В каждом государстве имеется несколько  сфер финансовых отношений. Каждая из них имеет свои особенности, которые  проявляются прежде всего в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. Например, у предприятий сферы материального производства  финансовые ресурсы формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг и др. Государственный бюджет страны образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Не одинаковы и каналы направления финансовых ресурсов у предприятий и государственного бюджета. У предприятий решающая часть финансовых ресурсов используется на формирование оборотных производственных фондов, на потребности социального характера и др. Средства государственного бюджета могут направляться на финансирование приоритетных отраслей, на содержание учреждений и организаций непроизводственной сферы (здравоохранение, образование, культура и др.). С учетом сказанного можно утверждать, что каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы, но имеющим определенные отличия. Однако эти отличия находятся внутри единого целого, все звенья тесно взаимосвязаны и составляют единую финансовую систему. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ФИНАНСОВАЯ  СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

    Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами в Республике Беларусь является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.

    Особенность финансового аппарата состоит в  том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в  состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали  эффективное воздействие на все  стороны деятельности народного  хозяйства.

    Состав  финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство  федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет  некоторые особенности. Они состоят  в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует  такое звено, как финансы федеральных  органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между  тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе  финансовой системы Беларуси.

    Необходимо  отметить, что состав и структура  финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования  экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с  другими странами в составе финансовой системы страны происходят определенные изменения.

    Каждое  звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система  в целом — совокупность различных  сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Взаимосвязь  каждой сферы и звена финансовой системы заключается в том, что  они все в совокупности оказывают  серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий.

    В целом финансовая система представлена на рисунке 1. 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 1 - Схема финансовой системы Республики Беларусь 

    Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – имеющий  силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Применительно к Республике Беларусь различают вышестоящий бюджет и нижестоящий бюджет. Вышестоящий бюджет - это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы.

    Бюджеты разных стран имеют схожую структуру  доходов (их формирование по большей  части за счет налогов) и расходов, несмотря на любые национальные и  другие особенности. В Законе РБ "О  бюджетной системе РБ и государственных  внебюджетных фондах" № 2347-XII от 4.03.1993 "государственный бюджет" определен  как "основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно- территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов)".

    Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В настоящее время в  соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов.

    В соответствии с территориальным  уровнем местных Советов депутатов  местные бюджеты делятся на:

  • бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
  • бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
  • бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.

    Различают еще такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой  совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной  единицы Республики Беларусь.

    В 2009 году в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 38,4 трлн. рублей доходов с учетом доходов  Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 102,3% годового плана. Из них на долю НДС, налога на доходы и прибыль, акцизов и подоходного  налога приходится 54,4%. При этом 31 % всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость.

    Данные  анализа налоговых поступлений  свидетельствуют о том, что централизация  доходов бюджета к ВВП в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась  с 47,8 до 48,8%, или на 1 п.п. При этом удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП вырос с 47,4 до 48,5% в сравниваемых периодах (рост –  на 1,1 п.п.), а недоимка сократилась  с 0,4 до 0,3% ВВП (падение – на 0,1 п.п.). По данным Министерства по налогам и сборам, задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 1 января 2008 года составила 234,7 млрд. рублей и сократилась по сравнению с началом 2009 года на 16,7%. 

    Одним из факторов повышения уровня централизации  бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2009 год энергетичность доходов составила 1,065 что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 6,5 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что в 2008 году энергетичность доходов была 1,16).

    Для обеспечения устойчивого роста  экономики необходимо предусматривать дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.

    Так, в соответствии с основными направлениями  социально-экономического развития Республики Беларусь бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки  экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

    В области налоговой политики необходимо продолжать налоговые реформы, которые  обеспечивают закрепление сложившихся  положительных тенденций в области  налогообложения и повышение  эффективности налоговой системы  в целом, ориентируют ее на экономическое  развитие и дальнейшее наращивание  конкурентоспособности национальной экономики.

    Одним из важнейших направлений налоговой  реформы становится необходимым  упрощение налоговой системы  и реальное снижение налогового бремени  на экономику.

    На  сегодняшний день в разгар мирового финансового кризиса стратегические цели денежно-кредитной политики должны быть следующими – обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной  системы, ее содействие достижению устойчивого  экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту  инвестиций и сбережений.

    Денежно-кредитная  политика должна быть направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей  экономической политики. Предусматривается  также обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе  его покупательной способности  и обменного курса по отношению  к иностранным валютам.

    Государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства должна быть направлена на создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры  предпринимательской деятельности, стимулированию развития предпринимательства  в малых городских поселениях и сельской местности.

      В заключение следует отметить, что действующий финансово-кредитный механизм не в полной мере способствует становлению и развитию производства, эффективному использованию финансовых ресурсов. Кризис финансовой системы РБ, дефицит госбюджета обусловили снижение объемов финансовых ресурсов, направленных на развитие предприятий. Многие предприятия ощущают нехватку средств на финансирование производственной деятельности и инвестиций. Финансовые возможности предприятий сузились, достигнув критического уровня.

      Программа оздоровления экономики и финансов предприятий, снижение их платежеспособности может быть решена только совместными  усилиями предприятия и государства. Многое зависит от эффективности  работы самих предприятий, т.е. наращивания  объема производства дешевой и качественной продукции для завоевания рынка, применения интенсивных технологий. Внедрение высокоэффективных технологий позволяет повысить производительность труда, снизить затраты на единицу  продукции, экономить материальные и энергетические ресурсы. Интенсификация производства должна обеспечить опережающий  рост окупаемости инвестиций и затрат выхода продукции, т.к. при несоблюдении данного условия теряется ее смысл. В условиях рынка организация  производственной деятельности субъектов  хозяйствования осуществляется методом  финансирования, т.е. за счет выручки  от реализации продукции вносятся платежи  в бюджет, возмещаются производственные затраты, погашаются ссуды, финансируется  прирост оборотных средств и  т.д., т.е. обеспечивается расширенное  воспроизводство предприятия.

      Республика  Беларусь переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества. Государственная власть —  это направляющая и организующая сила, способная принимать решения  и претворять их в жизнь. От того, какие критерии и приоритеты будут  положены в основу оценки эффективности  функционирования созданной системы, зависит будущий успех. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовая система РБ