Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:23, реферат
В каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений. Каждая из них имеет свои особенности, которые проявляются прежде всего в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. Например, у предприятий сферы материального производства финансовые ресурсы формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг и др. Государственный бюджет страны образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения.
Введение……………………………………………………………………….3
Финансовая система Республики Беларусь…………………………………4-8
Список использованных источников………………………………………..9
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Финансовая система Республики Беларусь…………………………………4-8
Список
использованных источников………………………………………..9
ВВЕДЕНИЕ
В
каждом государстве имеется несколько
сфер финансовых отношений. Каждая из
них имеет свои особенности, которые
проявляются прежде всего в формах и методах
мобилизации финансовых ресурсов и их
использовании. Например, у предприятий
сферы материального производства
финансовые ресурсы формируются за счет
прибыли, амортизационных отчислений,
выручки от продажи ценных бумаг и др.
Государственный бюджет страны образуется
в основном за счет налогов с предприятий
и населения. Не одинаковы и каналы направления
финансовых ресурсов у предприятий и государственного
бюджета. У предприятий решающая часть
финансовых ресурсов используется на
формирование оборотных производственных
фондов, на потребности социального характера
и др. Средства государственного бюджета
могут направляться на финансирование
приоритетных отраслей, на содержание
учреждений и организаций непроизводственной
сферы (здравоохранение, образование,
культура и др.). С учетом сказанного можно
утверждать, что каждая сфера финансовых
отношений является в определенной мере
самостоятельным звеном финансовой системы,
но имеющим определенные отличия. Однако
эти отличия находятся внутри единого
целого, все звенья тесно взаимосвязаны
и составляют единую финансовую систему.
ФИНАНСОВАЯ
СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами в Республике Беларусь является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.
Особенность
финансового аппарата состоит в
том, что он является частью государственного
аппарата, его нельзя включать в
состав финансовых отношений. Однако финансовый
аппарат оказывает
Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности. Они состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе финансовой системы Беларуси.
Необходимо
отметить, что состав и структура
финансовой системы в стране не является
неизменной. По мере развития и совершенствования
экономических отношений в
Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается в том, что они все в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий.
В
целом финансовая система представлена
на рисунке 1.
Рисунок
1 - Схема финансовой системы Республики
Беларусь
Центральное
место в финансовой системе занимает
государственный бюджет – имеющий
силу закона финансовый план государства
(роспись доходов и расходов) на
текущий (финансовый) год. Применительно
к Республике Беларусь различают вышестоящий
бюджет и нижестоящий бюджет. Вышестоящий бюджет - это республиканский
бюджет или бюджет вышестоящей административно-
Бюджеты разных стран имеют схожую структуру доходов (их формирование по большей части за счет налогов) и расходов, несмотря на любые национальные и другие особенности. В Законе РБ "О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах" № 2347-XII от 4.03.1993 "государственный бюджет" определен как "основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно- территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов)".
Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов.
В
соответствии с территориальным
уровнем местных Советов
Различают
еще такое понятие, как «консолидированный
бюджет», который представляет собой
совокупность бюджетов Республики Беларусь
или соответствующей
В 2009 году в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 38,4 трлн. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 102,3% годового плана. Из них на долю НДС, налога на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 54,4%. При этом 31 % всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость.
Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась с 47,8 до 48,8%, или на 1 п.п. При этом удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП вырос с 47,4 до 48,5% в сравниваемых периодах (рост – на 1,1 п.п.), а недоимка сократилась с 0,4 до 0,3% ВВП (падение – на 0,1 п.п.). По данным Министерства по налогам и сборам, задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 1 января 2008 года составила 234,7 млрд. рублей и сократилась по сравнению с началом 2009 года на 16,7%.
Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2009 год энергетичность доходов составила 1,065 что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 6,5 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что в 2008 году энергетичность доходов была 1,16).
Для обеспечения устойчивого роста экономики необходимо предусматривать дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.
Так,
в соответствии с основными направлениями
социально-экономического развития Республики
Беларусь бюджетно-налоговая политика
должна быть направлена на создание макроэкономических
условий для стимулирования экономического
роста и структурной
В
области налоговой политики необходимо
продолжать налоговые реформы, которые
обеспечивают закрепление сложившихся
положительных тенденций в
Одним
из важнейших направлений
На
сегодняшний день в разгар мирового
финансового кризиса
Денежно-кредитная политика должна быть направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики. Предусматривается также обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.
Государственная
политика поддержки малого и среднего
предпринимательства должна быть направлена
на создание организационных, правовых
и экономических условий, способствующих
динамичному и устойчивому
В заключение следует отметить, что действующий финансово-кредитный механизм не в полной мере способствует становлению и развитию производства, эффективному использованию финансовых ресурсов. Кризис финансовой системы РБ, дефицит госбюджета обусловили снижение объемов финансовых ресурсов, направленных на развитие предприятий. Многие предприятия ощущают нехватку средств на финансирование производственной деятельности и инвестиций. Финансовые возможности предприятий сузились, достигнув критического уровня.
Программа
оздоровления экономики и финансов
предприятий, снижение их платежеспособности
может быть решена только совместными
усилиями предприятия и государства.
Многое зависит от эффективности
работы самих предприятий, т.е. наращивания
объема производства дешевой и качественной
продукции для завоевания рынка,
применения интенсивных технологий.
Внедрение высокоэффективных
Республика
Беларусь переживает сложный период
формирования правовых, экономических,
социальных основ демократического
общества. Государственная власть —
это направляющая и организующая
сила, способная принимать решения
и претворять их в жизнь. От того,
какие критерии и приоритеты будут
положены в основу оценки эффективности
функционирования созданной системы,
зависит будущий успех.