Бюджет государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие прогрессивных отраслей национальной экономики, развитие науки и техники, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..……3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства
1.1 Формирование и функции бюджета…………………………………...…….6
1.2 Основы бюджетного устройства РФ……………………………………….12
1.3 Структура доходов и расходов, сбалансированность бюджетов ...………18
2. Роль бюджета государства в национальной экономике
2.1 Анализ доходов бюджета РФ……………………………………………….24
2.2 Анализ расходов бюджета РФ…………………………………………… ...31
2.3 Сбалансированность бюджетной системы РФ…………………………….37
3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации
3.1 Приоритетные направления бюджетной политики ……………………….40
3.2 Прогноз параметров бюджетной системы…………………………………43
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 603.50 Кб (Скачать)

     Следует отметить, что функция регулирования и стимулирования осуществляется через использование фискальных (создание фонда денежных средств, доходы бюджета) и регулирующих (маневрирование налоговыми ставками, льготами) свойств бюджета.

     Итак, можно сказать, что активным инструментом реализации бюджетной политики государства  является бюджетный механизм. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем, средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. О проводимой бюджетной политике можно судить по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающим источники формирования и направления их использования.

     В процессе функционирования бюджетные  отношения материализуются в бюджетном фонде страны. Конкретная величина бюджетного фонда зависит от факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях и др.

     В составе бюджетного фонда создаются  резервы, функционирующие в специфических  фондах.

     От  сюда вывод, что совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет также понятие бюджета.

     В хозяйственной практике бюджет рассматривается  и используется государством как  важнейший инструмент финансового  регулирования.

     В соответствии с Федеральным законом  «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ, бюджетное регулирование  – процесс распределения доходов  и перераспределения средств  между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемой с учетом государственных минимальных социальных стандартов [4, с 54]. Федеральным законом нового бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических программ, покрытия дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней. Регулирующее воздействие на субфедеральный уровень и товаропроизводителей государство оказывает также через систему налогообложения, государственные кредиты и инвестиции, процентные ставки и т.д.

     Итак, целью бюджетного регулирования является поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач деятельности и развития общества. Бюджетное регулирование достаточно развито в различных экономических системах. Однако следует отметить, что в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в движение финансовых ресурсов регионов и предприятий гораздо меньше, чем в экономике нерыночного типа и носит, как правило, косвенный характер.

     Существенным признаком бюджета является его плановость. Следовательно, бюджет - это план государственного хозяйства на предстоящий период. Квотирование бюджета и разграничение функций между законодательной и исполнительной властью придают бюджету характер политического документа. Бюджет представляет собой программу управления, предложенную исполнительной властью на одобрение парламента.

     Бюджет  как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и  обязанности участников бюджетных  отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и для ряда предприятий – возможные поступления из бюджета; все средства, выделяемые по смете госбюджетным органам, структурам полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета.

     От  сюда следует, что бюджет является специфическим, универсальным финансовым планом, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны.

     Бюджет - это план, но не основной финансовый план государства, каким его считают многие экономисты. Основным финансовым планом государства является сводный финансовый баланс. Бюджетные ресурсы находят отражение в сводном финансовом балансе, включающем всю совокупность финансовых ресурсов, мобилизованных в стране, а также направления их расходования.

     Следует отметить, что в виду особой важности бюджета для всех сфер общественной жизни, его составление, утверждение  и выполнение происходят на основе законов, устанавливаемых представительной властью, и сам принятый бюджет также является законом. В России бюджет утверждается законодательными органами власти: Государственной думой и Советом Федерации и подписывается Президентом Российской Федерации.

     Экономическое значение бюджета заключается в  том, что он формирует значительную часть конечного спроса, за счет его средств образуется заметная доля доходов населения, приобретаются крупные объемы продукции (особенно военного назначения), увеличиваются материальные резервы и осуществляются капитальные вложения.

     В рамках бюджета предоставляются субсидии, дотации, кредиты с целью поддержки определенных предприятий, научных исследований, оказывается помощь другим странам. В рамках бюджета формируется и обслуживается государственный долг. Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важнейших экономических и финансовых показателей: объема производства, суммы инвестиций, реальных доходов, величины денежной массы и т. д.

     Итак, можно сделать вывод, что бюджет – это сложная категория финансов государства. Формирование и развитие бюджета связано с развитием НД страны и его перераспределением. Следует отметить, что в современных условиях бюджет выступает в качестве: экономической категории, фонда и плана. Бюджет выполняет ряд важных функций для экономики, которые описываются в этой главе. По-моему мнению, бюджет один из основных инструментов проведения экономического, социального и политического развития общества.  

     1.2 Основы бюджетного  устройства РФ 

     Чтобы выяснить как и насколько сильно зависит развитие национальной экономики от бюджета, рассмотрим основы построения бюджетного устройства РФ.

     Бюджетное устройство страны означает организацию  бюджетной системы, принципов ее построения. Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, вопросы формирования и использования бюджетных средств. Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

     Бюджетное устройство РФ – это организационно-правовое построение бюджетной системы РФ, позволяющее выделить в её составе структурные подразделения и определить формы взаимосвязей между ними.

     Бюджетное устройство РФ включает в себя три  составляющие:

  1. Бюджетную систему.
  2. Бюджетные права, которыми наделяются органы публичной власти соответствующего уровня.
  3. Принципы разграничения бюджетных полномочий и межбюджетного регулирования.

     Построение  бюджетной системы Российской Федерации  основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

  1. федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

     3) местных бюджетов (в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений).

     Состав  бюджетной системы приведен на рис. 1.

     Бюджеты, входящие в бюджетную систему  РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов  РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

     В Бюджетном кодексе дается понятие  консолидированного бюджета - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты. 

     

     Рис. 1. «Состав бюджетной системы РФ» 

     Следует отметить, что бюджетная система  Российской Федерации основана на тринадцати принципах:

     1. единство бюджетной системы Российской  Федерации;

     2. разграничение доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы;

     3. самостоятельность бюджетов разных  уровней;

     4. полнота отражения доходов и  расходов бюджетов и источников  финансирования дефицитов бюджета;

     5. сбалансированность бюджета; 

     6. эффективность и экономность  использования бюджетных средств; 

     7. общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

     8. гласность; 

     9. достоверность бюджета; 

     10. адресность и целевой характер  использования бюджетных средств.

     11. равенство бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований;

     Необходимо  отметим, что существующий механизм бюджетного федерализма в России тяготеет к централизованному типу бюджетного устройства. При централизованном типе государственного федеративного устройства, разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов. В этих условиях финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета. При этом самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной сферы сведена к минимуму [5, с. 18].

     В настоящее время в России имеются  следующие виды взаимоотношений  в рамках бюджетного федерализма:

     1. “раздельные” налоги (федеральные,  региональные и местные);

     2. “сквозные” федеральные налоги, которые делятся по твердым нормативам между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;

     3. финансовые трансферты субъектам РФ из федерального бюджета;

     4. дотации, субсидии и субвенции;

     5. целевые федеральные программы;

     6. взаимные расчеты;

     7. бюджетные ссуды;

     8. системы финансовых взаимоотношений  внутри регионов.

     Итак, можно сделать вывод, что в  результате финансовой деятельности между  бюджетами разных уровней возникают  межбюджетные отношения. Межбюджетные отношения – это отношения  между органами государственной власти РФ, органами власти субъектов и органов местного самоуправления, связанных с формированием и исполнением соответствующих бюджетов [5, с. 20] .

     Механизм  межбюджетных отношений представлен  на рис. 2.

Информация о работе Бюджет государства