Роль бюджета государства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение роли бюджета государства в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства……………6
1.1. Экономическая сущность бюджета государства………………………..6
1.2. Функции бюджета государства…………………………………………..12
2. Роль бюджета государства в национальной экономике………………..17
2.1. Значение бюджета государства в обеспечении экономических, политических и социальных направлений развития общества……………..17
2.2. Анализ изменения доходов бюджета Российской Федерации………..21
2.3. Анализ изменения расходов бюджета Российской Федерации……….23
2.4. Анализ изменения дефицита бюджета Российской Федерации……….26
3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации.......................................................................................................31
3.1. Способы совершенствования бюджетных отношений………………..31
3.2. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса…..34
Заключение………………………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………39

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..…….3

  1. Экономическая сущность и функции бюджета государства……………6
    1. Экономическая сущность бюджета государства………………………..6
    2. Функции бюджета государства…………………………………………..12
  1. Роль бюджета  государства в национальной экономике………………..17
    1. Значение  бюджета государства в обеспечении  экономических, политических и социальных направлений развития общества……………..17
    1. Анализ  изменения доходов бюджета Российской Федерации………..21
    2. Анализ изменения расходов бюджета Российской Федерации……….23
    1. Анализ  изменения дефицита бюджета Российской Федерации……….26
  1. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации.......................................................................................................31
    1. Способы совершенствования бюджетных отношений………………..31
    2. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса…..34
 

Заключение………………………………………………………………………37 

Список  используемой литературы……………………………………………39

Введение

 

       Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним  из наиболее  важных  механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является  финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы  государство образует централизованные и воздействует на формирование  децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

       Необходимо  отметить, что конечным результатом  существования любого государства, является экономическое благополучие и процветания его граждан. Надёжная бюджетная система является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.

       В настоящее время, в странах с  рыночной экономикой составлению, утверждению, анализу исполнения государственных  годовых бюджетов уделяется огромное внимание. Принципиально важен тот  факт, что в большинстве развитых стран установилась и соблюдается демократическая процедура принятия бюджетов на общегосударственном и муниципальном уровнях. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым детальным образом, по всем расходным статьям. И даже по отдельным объектам. Тем самым устанавливается жесткий контроль, и  правительства лишены возможности растрачивать бюджетные средства.

       Для нормального существования и  развития нашего государства необходимо продумано и грамотно регулировать экономические отношения, а вмести с ними и движение денежных средств. Это связано с тем, что бюджет является источником финансирования многих составных частей государства, таких как: армия, наука, культура и т.д. С помощью бюджета стимулируются наиболее важные отрасли экономики. В итоге, при помощи бюджета государство может выполнять свои функции.

       В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном  устройстве, закреплённая в Конституции  РФ и другими актами, с применением  принципов финансово – бюджетного федерализма. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней.

       С помощью бюджетов, так же как и  посредством связанных, с ними налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы имеют одинаковые возможности для регулирования экономики. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять тем самым на структуру производства, направления его развития, эффективность. Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике. Но для того, чтобы адекватно использовать данный инструмент, необходимо хорошо представлять себе его механизм. Этим обусловлена актуальность курсовой работы.

       Целью работы является определение роли бюджета  государства в Российской Федерации.

       Исходя  из цели работы, в ней решались следующие задачи:

  1. Определение экономической сущности бюджета государства
  2. Выделение функций бюджета
  3. Определение роли бюджета государства в национальной экономике
  4. Анализ основных параметров бюджета Российской Федерации с 2006 по 2010 год;
  5. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации.

       Объектом  исследования курсовой работы является бюджет Российской Федерации.

       Предмет работы – роль бюджета государства  в Российской Федерации.

       Основные  методы исследования: аналитический, метод системного анализа, метод экономического анализа, статистический метод.

       В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы, исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, Законы о бюджетах 2006-2010 гг. (на федеральном уровне), статистические сводки с сайта Министерства финансов Российской Федерации, данные с официального портала Администрации Волгоградской области, Бюджетный Кодекс Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Экономическая сущность и функции бюджета государства
    1. Экономическая сущность бюджета государства
 

     Бюджет  – это форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления. [3.стр. 6]

     В условиях федеративного государства бюджетная система является объединением относительно самостоятельных бюджетов разных уровней. Такая  конструкция  с  одной  стороны  создает  стимулы  для  развития  каждой отдельной  территории,  а  с  другой,  при    наличии  центрального  звена – федерального  бюджета,  сохраняется  возможность  координации  развития отдельных субъектов и федерации в целом.

     Бюджетная система Российской Федерации –  основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. [9]

     В целях обеспечения единства подходов в организации бюджетного процесса на разных уровнях, достижения устойчивости и эффективности системы, Бюджетным кодексом определено, что бюджетная система основана на следующих принципах:

     - единства бюджетной системы - означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

     - разграничения доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы  РФ означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

     - самостоятельности бюджетов:

     1. право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно: обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации; определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);

     2. недопустимость установления расходных  обязательств, подлежащих исполнению  одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

     недопустимость  непосредственного исполнения расходных  обязательств органов государственной  власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;

     недопустимость  введения в действие в течение  финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

     недопустимость  изъятия в течение финансового  года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в  результате эффективного исполнения бюджетов.

     - принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований - означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным Кодексом РФ..

     - полноты отражения доходов и  расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов - означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

     - сбалансированности бюджета - означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

     - эффективности и экономности  использования бюджетных средств - означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации