Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:35, курсовая работа
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие прогрессивных отраслей национальной экономики, развитие науки и техники, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Введение ……………………………………………………………………..……3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства
1.1 Формирование и функции бюджета…………………………………...…….6
1.2 Основы бюджетного устройства РФ……………………………………….12
1.3 Структура доходов и расходов, сбалансированность бюджетов ...………18
2. Роль бюджета государства в национальной экономике
2.1 Анализ доходов бюджета РФ……………………………………………….24
2.2 Анализ расходов бюджета РФ…………………………………………… ...31
2.3 Сбалансированность бюджетной системы РФ…………………………….37
3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации
3.1 Приоритетные направления бюджетной политики ……………………….40
3.2 Прогноз параметров бюджетной системы…………………………………43
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы……………
Рассмотрим основные показатели сбалансированности федерального бюджета РФ в 2008 году, для этого проанализируем «Таблицу 5».
Таблица 5.
«Показатели сбалансированности федерального бюджета РФ»
Показатели | 2008 | |
закон | оценка | |
1 | 2 | 3 |
Доходы, всего | 8 965,70 | 9897,2 |
% к ВВП | 21,2 | 22,5 |
Нефтегазовые доходы | 4716,7 | 4952,6 |
% к ВВП | 11,2 | 11,2 |
Расходы | 7 021,90 | 7412,9 |
% к ВВП | 16,6 | 16,8 |
Ненефтегазовый дефицит | -2305,2 | -2460,3 |
% к ВВП | 5,5 | 5,6 |
Нефтегазовый трансферт | 2135 | 2135 |
% к ВВП | 5,1 | 4,85 |
Источники финансирования дефицита | 170,3 | 170,3 |
% к ВВП | 0,4 | 0,39 |
Профицит | 1943,8 | 2484,3 |
% к ВВП | 4,6 | 5,6 |
Перечисления в Резервный фонд | 3500 | 3500 |
% к ВВП | 8,3 | 7,9 |
Объем резервного фонда на конец года | 3500 | 3500 |
% к ВВП | 8,3 | 7,9 |
Перечисления в фонд национального благосостояния | 2456 | 2656,3 |
% к ВВП | 5,8 | 6 |
Объем фонда национального благосостояния | 2456 | 2656,3 |
% к ВВП | 5,8 | 6 |
Верхний предел государственного внутреннего долга | 1804,2 | 1804,2 |
% к ВВП | 4,3 | 4,3 |
Верхний предел государственного внешнего долга, млрд.долл.США | 41,9 | 41,9 |
% к ВВП | 2,4 | 2,4 |
Источник:
Министерство финансов [15].
Итак, можно сказать, что федеральный бюджет в 2008 году исполнится по оценке с профицитом 5,6% от ВВП. Следует отметить, что из общих доходов (22,5% от ВВП) половина относится на нефтегазовые доходы (11,3%), это говорит о большой зависимости бюджета страны от нефтегазового сектора экономики.
Из-за мирового кризиса 2008 года наблюдается резкое снижение цен на нефть. Однако поддержание Резервного фонда, который составляет 8,3% от ВВП, гарантирует полное исполнение бюджетом своих обязательств даже в случае резкого падения цен на нефть. Использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), который составляет 5,8%, для поддержки пенсионной системы позволит смягчить одну из самых острых проблем, связанную со «старением» населения.
Как
уже отмечалось выше, наблюдается
снижение уровня внешнего долга, который
составит в 2008 году 2,4% от ВВП, за счет преобразования
его во внутренний долг. Снижение государственного
долга снизило
В целом проводимая в последние годы макроэкономическая и бюджетная политика внесла существенный вклад в динамичный рост российской экономики. Несмотря на неустойчивое положение в результате мирового кризиса, федеральный бюджет РФ остается сбалансированном за счет средств Резервного фонда.
3. Совершенствование
бюджетных отношений
в Российской Федерации
3.1 Приоритетные направления бюджетной политики
В предыдущих главах я выделила ряд проблем бюджетной системы. Рассмотрим приоритетные направления бюджетной политики по совершенствованию бюджетного устройства. Основной документ регламентирующим развитие - «Бюджетная стратегия РФ на 2008-2010 годы».
К важным преобразованием в области финансовое обеспечение государственных обязательств и общенациональных приоритетов можно отнести замену бюджетирования по ресурсам на бюджетирования по результатам, которое подразумевает помимо прозрачности и подконтрольности распределения и использования финансовых ресурсов, повышение эффективности их распределение и использования, т.е. концентрацию средств на решении приоритетных задач и наиболее эффективное и экономное их использование. Для повышение эффективности планирования расходов предусмотрен ряд изменений. Отметим ряд основных изменений: закон о федеральном бюджете будет приниматься федеральной Думой не в четырех, а в трех чтениях, при этом действующие обязательства закреплены в бюджете, а новые решения принимаются только по объему и составу принимаемых обязательств; утвержденные программы включаются в реестр расходных обязательств и подлежат безусловному финансированию в объеме согласно паспорту программы и ряд других. В рамках этой программы также предусмотрено повышения качества бюджетной отчетности и ответственности за достижение результатов, повышение качества финансового менеджмента.
В области социальной политики предусмотрен ряд важных преобразований. Повышение уровня жизни и снижение социального неравенства обеспечено путем реализации следующих мер, предусмотренных в Бюджетном послании, и реализуются при формировании проекта федерального бюджета:
1. Определение сроков поэтапного превышения минимальной оплаты труда не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда составляющий в 2007 году 2300 рублей, будет повышен с 1 декабря 2008 года – 3000 руб., с 1 октября 2009 года – 3500 руб. К началу 2011 года минимальный размер оплаты труда должен превышать прожиточный минимум и составлять 5 238 руб.
2.
При осуществлении проекта «
3.
Увеличение расходов на
4.
Развитие системы ипотечного
кредитования. Дальнейшее развитие
получит действующая система
предоставления
Итак,
данные преобразования не содержат глубоких
структурных изменений
Предусмотрен ряд изменений и в области выравнивания бюджетной обеспеченности регионов. Рассмотрим подробнее основные из преобразований:
1.
Повышение стимулов для
2.
Стабильное закрепление
3.
Поддержка бюджетных реформ
В сфере выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, важное место занимает повышение стимулов к снижению дотационности. Закрепленные на постоянной основе налоговые источники обеспечивают стабильность роста доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. В комплексе все меры действительно могут привести к эффективному результату.
Фундаментальные
условия в области бюджетной
политики, необходимые для поддержания
макроэкономической стабильности, сформулированы
в Бюджетном кодексе. Для федерального
уровня положения кодекса
От
сюда следует, что не все преобразования
принесут необходимого результата. Так,
усовершенствования в области социального
развития я считаю недостаточными. Они
носят в некоторой мере лишь проектный
характер, не увязанный с другими макроэкономическими
показателями. А вот сферу выравнивания
бюджетов регионов коснуться достаточно
глубокие преобразования, которые я считаю,
могут принести результат.
Планирование занимает важное место в современной экономике. Рассмотрев плановые показатели бюджета на 2009-2011 гг., можно понять будут ли влиять изменения, описанные в предыдущей главе на совершенствование бюджетного устройства, сможем оценить в каких сферах экономики бюджет будет занимать более значимое место.
Сначала
рассмотрим основные показатели федерального
бюджета, для этого проанализируем
«Таблицу 6»
Таблица 6.
«Основные параметры федерального бюджета 2008-2011гг, % ВВП»
Показатели | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Доходы, всего | 22,5 | 21,2 | 19,8 | 19 |
в том числе нефтегазовые | 11,3 | 9,2 | 7,6 | 6,9 |
из них нефтегазовый трансферт | 4,8 | 4,9 | 4,5 | 3,7 |
ненефтегазовые | 11,2 | 12,1 | 12,2 | 12,1 |
Расходы всего | 16,8 | 17,5 | 17,4 | 16,7 |
Профицит | 5,6 | 3,7 | 2,4 | 2,3 |
Источник:
Министерство финансов [15].
Итак, доходы федерального бюджета в 2011 году сократятся на 3,5% ВВП по отношению к 2008. Это произойдет из-за сокращения нефтегазовых доходов на 4,4 % ВВП, соответственно совершенствованию бюджетной системы нефтегазовый трансферт сократиться в 2011 году до 3,7% ВВП. Прогнозируется увеличение ненефтегазовых доходов на 0,9 % ВВП. Расходы в 2011 году сократятся на 0,1 % ВВП, однако в 2009-2010 наблюдается их рост на 0,7% и 0,6% соответственно. Бюджет исполняется с профицитом, однако наблюдается его сокращение на 3,3%. Таким образом, при формировании проекта федерального бюджета соблюден принцип адекватности роста бюджетных расходов темпам роста экономики.
Для
того чтобы проанализировать структуру
расходов на планируемый период рассмотрим
«Таблицу 7».
Таблица 7.
«Расходы федерального бюджета за 2008-2011,% ВВП»
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Всего расходов | 16,8 | 17,5 | 17,4 | 16,7 |
Общегосударственные вопросы | 2 | 2,6 | 2,1 | 1,8 |
Национальная оборона | 2,3 | 2,5 | 2,4 | 2,2 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1,8 | 2,1 | 2 | 1,9 |
Национальная экономика | 1,8 | 2 | 2,1 | 2,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Охрана окружающей среды | 0 | 0 | 0 | 0 |
Образование | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,7 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Здравоохранение и спорт | 0,5 | 0,7 | 0,6 | 0,6 |
Социальная политика | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,5 |
Межбюджетные трансферты | 5,7 | 5,8 | 6,1 | 5,9 |