Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:35, курсовая работа
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие прогрессивных отраслей национальной экономики, развитие науки и техники, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Введение ……………………………………………………………………..……3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства
1.1 Формирование и функции бюджета…………………………………...…….6
1.2 Основы бюджетного устройства РФ……………………………………….12
1.3 Структура доходов и расходов, сбалансированность бюджетов ...………18
2. Роль бюджета государства в национальной экономике
2.1 Анализ доходов бюджета РФ……………………………………………….24
2.2 Анализ расходов бюджета РФ…………………………………………… ...31
2.3 Сбалансированность бюджетной системы РФ…………………………….37
3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации
3.1 Приоритетные направления бюджетной политики ……………………….40
3.2 Прогноз параметров бюджетной системы…………………………………43
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы……………
Рис.2.
«Механизм межбюджетных
отношений»
Можно сказать, что межбюджетные отношения составляют сложную и многоуровневую систему отношений.
Анализ действующей практики показывает, что в механизме межбюджетных отношений в России одновременно действует два принципа: с одной стороны, унифицированный подход к регионам при формировании бюджетных доходов, с другой стороны – дифференцированный подход на стадии формирования расходной части бюджета. Это приводит к возникновению встречных финансовых потоков, может возникать временной разрыв. Временной разрыв, возникающий в процессе движения средств из региона в федеральный бюджет, а затем из федерального в региональные, вынуждает отдельные субъекты РФ прибегать к различного рода займам, кредитам [5, с. 19].
Кроме того, одной из основных проблем межбюджетных отношений и бюджета в целом является неодинаковое экономическое, политическое и социальное развитие регионов.
Следует отметить, что для сбалансированности в развитии регионов в составе бюджета функционирует пять специальных фондов, через которые осуществляется выделение средств из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в виде финансовой помощи.
Так, за счет Федерального фонда финансовой поддержки регионов РФ, начиная с 1994 г., осуществляются дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов РФ. Регионы, нуждающиеся в финансовой помощи, получают средства из этого фонда в виде трансфертов. Объем трансферта рассчитывается по формуле, учитывающей территориальные бюджетные доходы и численность населения региона. В настоящее время применяется методика распределения средств фонда, предложенная в 2000-2001 годах. В основу методики положено разграничение регионов по уровню бюджетной обеспеченности на следующие виды: регионы доноры, дотационные регионы, высоко дотационные регионы.
В 2000 г. был создан Фонд регионального развития, который предназначен для финансирования федеральных программ развития регионов.
В 2001 г. в Федеральном бюджете создан Фонд компенсаций. Средства этого фонда в виде целевых субвенций и субсидий направляются на реализацию федеральных законов по выплате социальных пособий, пенсий инвалидам, детских пособий, предоставлению льгот.
Фонд софинансирования социальных расходов создан в 2002 г. для предоставления населению субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Фонд
реформирования региональных финансов
создан в 2002 г. Средства фонда в виде
субсидий предоставляются отобранным
на конкурсной основе регионам при
условии осуществления ими
Можно
сделать вывод, что бюджетное устройство
РФ включает в себя три составляющие: бюджетную
систему; бюджетные права; принципы разграничения
бюджетных полномочий и межбюджетного
регулирования. Следует отметить, что
бюджетная система состоит из трёх уровней:
федерального, регионального и местного
бюджетов. Бюджетная система основывается
на принципах функционирования, которые
описываются в этой главе. Кроме того,
отметим, что Россия тяготеет к централизованному
типу бюджетного федерализма. Можно сказать,
что межбюджетные отношения РФ составляют
сложную и многоуровневую систему отношений.
Механизм межбюджетных отношений включает:
принципы разграничения расходных полномочий
и межбюджетного регулирования. Отметим,
что основной проблемой межбюджетных
отношений и бюджета в целом является
неодинаковое экономическое, политическое
и социальное развитие регионов, которое
компенсируется за счет различных фондов.
1.3
Структура доходов
и расходов, сбалансированность
бюджетов
Для того чтобы выяснить, на какие сферы экономической, политической и социальной структуры общества влияет бюджет, рассмотрим структуру доходов и расходов бюджета. Первоначально рассмотрим бюджетную классификацию.
По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны, что делает структуру бюджета ёще более сложной. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономике их классифицируют по определенным признакам.
Итак, бюджетная классификация - это группировка по однородным признакам доходов и расходов, расположенных и зашифрованных в установленном порядке, а также источников финансирования бюджетов.
Такая классификация используется для составления и исполнения бюджета, она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов.
В основе бюджетной классификации лежит группировка показателей. Умелое использование данных позволяет видеть картину движения бюджетных ресурсов. Сопоставление плановых и отчетных данных дает возможность делать выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов, сосредоточении основных денежных ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития.
Новая бюджетная классификация была введена в 1997 году Федеральным законом "О бюджетной классификации РФ" от 15 августа 1996 года.
В соответствии с этим законом бюджетная классификация включает:
Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники их формирования. Бюджетная классификация содержит следующие группы доходов: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления, доходы целевых бюджетных фондов, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Следует отметить, что основные расходные статьи бюджета РФ являются межбюджетные трансферты (более 30%), военные расходы (25%), расходы на экономические цели, социальные расходы.
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Всего выделено три группы расходов: 1) текущие расходы, 2) капитальные расходы, 3) предоставление бюджетных кредитов и бюджетных ссуд за вычетом погашения.
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.
Классификацию
видов государственных
Классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ имеет двухступенчатую систему построения. Например, внешний долг РФ в том числе по кредитам, полученным от включает: международные финансовые организации, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета представляет собой группировку расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.
Значит, доходы и расходы бюджета составляют бюджетный фонд.
Отметим, что возможны три состояния бюджетного фонда: сбалансированность бюджета, дефицит, профицит.
Необходимым
условием финансово-бюджетной
Проблема
сбалансирования бюджета
Наиболее сложная и часто встречающаяся ситуация – дефицит бюджета. Дефицит бюджета характеризуется превышением расходов бюджета над его доходами. Когда доходы превышают расходы (профицит), то излишек доходов, если он временный, может использоваться на удовлетворение чрезвычайных потребностей, на образование резервного фонда.
Поскольку современная российская экономика зависима от нефтегазового сектора, рассмотрим его влияние на формирование бюджета. Несомненно, значимую роль в формировании доходов бюджета занимают нефтегазовые доходы, которые включают в себя доходы федерального бюджета от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (нефть, газ), вывозную таможенную пошлину на нефть, природный газ и на товары, выработанные из нефти. Возможно образование не нефтегазового дефицита, который составляет разницу между объемов дохода федерального бюджета и общим объемом расходов. Для покрытия дефицита используется нефтегазовый трансферт – часть средств федерального бюджета (доходов и средств резервного фонда).
Предусмотрен следующий механизм поступления нефтегазовых доходов: доходы от продажи нефти и газа поступают в виде нефтегазового трансферта в федеральный бюджет. Когда лимит будет выбран, денежные средства будут поступать в резервный фонд до тех пор, пока не накопится определенная сумма. Затем остатки доходов будут формировать фонд национального благосостояния. Величина резервного фонда подстраховывает от неожиданного падения цен на нефть, а средства фонда национально благосостояния предназначены для финансирования пенсионных обязательств в будущем.
Следует отметить, что в современных условиях мирового кризиса наблюдается резкое снижение цен на нефть, что сильно пошатывает состояние экономики РФ, в частности бюджета. Одна из основных проблем российского бюджета сохранить сбалансированность.
Я думаю, что классификация бюджета наглядно отражает источники доходов бюджета и направления расходования средств. В современном российском бюджете большое место занимают нефтегазовые доходы, за счет которых формируется резервный фонд, фонд национального благосостояния. Рассмотрев статьи расходов бюджета можно сказать, что бюджет оказывает большое влияние на национальную экономику, развитие политической и социальной структуры. Большое значение для стабильного развития экономики и других сфер деятельности государства является сбалансированность бюджета (равенство доходов и расходов). Однако российской экономике, зависимой от цен на нефть, в современных условиях мирового кризиса и резкого падения цен на нефть, мы считаем, достаточно сложно будет это сделать.
2. Роль бюджета
государства в
национальной экономике
2.1 Анализ доходов бюджета РФ
Для того чтобы выяснить какую роль занимает бюджет в национальной экономике, проанализируем структуру доходов РФ с 2000 по 2008 годы.
Рассмотрим «Таблицу 1», которая позволит нам проанализировать уровень доходов (в следующей главе и расходов) бюджета РФ с 2000 по 2007 года.
Таблица 1.
«Динамика основных показателей бюджетной системы в 2000-2007 г.г.»
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Консолидированный бюджет | ||||||||
Доходы | 2 091 448 | 2 683 673 | 3 519 228 | 4 138 750 | 5 430 766 | 7 611 586 | 9 459 570 | 11 763 256 |
Расходы | 1 976 934 | 2 419 350 | 3 422 320 | 3 967 233 | 4 669 548 | 5 941 380 | 7 357 888 | 9 928 930 |
Баланс | 114 514 | 264 323 | 96 908 | 171 517 | 761 218 | 1 670 207 | 2 101 681 | 1 834 326 |
Федеральный бюджет | ||||||||
Доходы | 1 132 100 | 1 593 978 | 2 204 728 | 2 586 191 | 3 428 873 | 5 125 093 | 6 278 888 | 7 779 104 |
Расходы | 1 029 200 | 1 321 903 | 2 012 151 | 2 358 546 | 2 698 867 | 3 512 183 | 4 284 803 | 5 983 036 |
Баланс | 102 900 | 272 075 | 192 575 | 227 645 | 730 006 | 1 612 910 | 1 994 085 | 1 796 069 |
Консолидированные бюджеты регионов | ||||||||
Доходы | 1 065 857 | 1 322 401 | 1 633 648 | 1 930 423 | 2 403 158 | 2 997 559 | 3 797 334 | 4 841 785 |
Расходы | 1 330 153 | 1 330 153 | 1 687 140 | 1 984 252 | 2 371 947 | 2 940 427 | 3 657 755 | 4 803 308 |
Баланс | -264 296 | -7 752 | -53 493 | -53 830 | 31 211 | 57 132 | 139 579 | 38 478 |
Внебюджетные фонды | ||||||||
Доходы | 785 112 | 832 259 | 1 060 914 | 1 256 474 | 1 374 784 | 1 799 514 | 2 321 624 | 2 714 151 |
Расходы | 665 881 | 820 920 | 1 057 352 | 1 183 691 | 1 305 727 | 1 712 274 | 2 205 194 | 2 543 859 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Баланс | 119 231 | 11 339 | 3 562 | 72 783 | 69 057 | 87 240 | 116 430 | 170 292 |
ВВП | 7 302 | 9 039 | 10 863 | 13 285 | 17 048 | 21 625 | 26 781 | 32 987 |
% ВВП | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Консолидированный бюджет | ||||||||
Доходы | 28.6% | 29.7% | 32.4% | 31.2% | 31.9% | 35.2% | 35.3% | 35.7% |
Расходы | 27.1% | 26.8% | 31.5% | 29.9% | 27.4% | 27.5% | 27.5% | 30.1% |
Баланс | 1.6% | 2.9% | 0.9% | 1.3% | 4.5% | 7.7% | 7.8% | 5.6% |
Федеральный бюджет | ||||||||
Доходы | 15.5% | 17.6% | 20.3% | 19.5% | 20.1% | 23.7% | 23.4% | 23.6% |
Расходы | 14.1% | 14.6% | 18.5% | 17.8% | 15.8% | 16.2% | 16.0% | 18.1% |
Баланс | 1.4% | 3.0% | 1.8% | 1.7% | 4.3% | 7.5% | 7.4% | 5.4% |
Консолидированные бюджеты регионов | ||||||||
Доходы | 14.6% | 14.6% | 15.0% | 14.5% | 14.1% | 13.9% | 14.2% | 14.7% |
Расходы | 18.2% | 14.7% | 15.5% | 14.9% | 13.9% | 13.6% | 13.7% | 14.6% |
Баланс | -3.6% | -0.1% | -0.5% | -0.4% | 0.2% | 0.3% | 0.5% | 0.1% |
Внебюджетные фонды | ||||||||
Доходы | 10.8% | 9.2% | 9.8% | 9.5% | 8.1% | 8.3% | 8.7% | 8.2% |
Расходы | 9.1% | 9.1% | 9.7% | 8.9% | 7.7% | 7.9% | 8.2% | 7.7% |
Баланс | 1.6% | 0.1% | 0.0% | 0.5% | 0.4% | 0.4% | 0.4% | 0.5% |