Роль бюджета государства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить теоретические основы бюджета России, определить значение бюджета в обеспечении экономических, политических социальных направлениях развития общества.
Для осуществления нашей цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть формирование и функции бюджета, основы бюджетного устройства РФ, принципы бюджетной системы, определить современные проблемы функционирования бюджета государства и изучить приоритетные направления бюджетной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………..
Ι Экономическая сущность и функции бюджета государства………
1.Понятие «бюджет»………………………………………………….
2.Функции бюджета……………………………………………………
3.Принципы бюджетной системы РФ……………………………….
ΙΙ Роль бюджета государства в национальной экономике…………
1.Доходы бюджета……………………………………………………
2.Расходы бюджета…………………………………………………….
3.Сбалансированность бюджета………………………………………
4.Межбюджетные отношения…………………………………………
ΙΙΙ Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 239.00 Кб (Скачать)


 

Федеральное Бюджетное Государственное Общеобразовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт

Кафедра Финансов, бюджета и страхования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

на тему «Роль бюджета государства в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание



 

Введение………………………………………………………………..

Ι Экономическая сущность и функции бюджета государства………

1.Понятие «бюджет»………………………………………………….

2.Функции бюджета……………………………………………………

3.Принципы бюджетной системы РФ……………………………….

ΙΙ Роль бюджета государства в национальной экономике…………

1.Доходы бюджета……………………………………………………

2.Расходы бюджета…………………………………………………….

3.Сбалансированность бюджета………………………………………

4.Межбюджетные отношения…………………………………………

ΙΙΙ Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

5

5

6

9

11

11

18

23

24

 

27

34

36



 

 

 

Введение

Значительную роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Ведь он объединяет в себе главные доходы и расходы государства. Бюджет представляет собой основной финансовый плановый документ государства на текущий год, имеющий силу закона.

Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации бюджет имеет важную социально – экономическую роль. Бюджетные средства все в большей степени сосредотачиваются на решении глобальных, общенациональных задач: структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя. Можно сказать, что в условиях мирового кризиса бюджет Российской Федерации достаточно подготовлен, поскольку он ориентирован на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений.

Несмотря, на достаточную устойчивость бюджета Российской Федерации, он имеет ряд проблем – это дефицит региональных и местных бюджетов, проблема сбалансированности и необходимость управления государственным долгом, зависимость российской экономики и бюджета в том числе от цен на нефть и другие.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что тема роли бюджета государства в Российской Федерации является актуальной.

Предметом данной курсовой работы является бюджет государства, а объектом – национальная экономика.

Цель работы – изучить теоретические основы бюджета России, определить  значение бюджета в обеспечении экономических, политических социальных направлениях развития общества.

Для осуществления нашей цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть формирование и функции бюджета, основы бюджетного устройства РФ, принципы бюджетной системы, определить современные проблемы функционирования бюджета государства и изучить приоритетные направления бюджетной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ι Экономическая сущность и функции бюджета государства

1 . Понятие «бюджет»

На заре человеческого общества государства не существовало. Люди совместно владели и распоряжались материальными ресурсами, а добываемые средства существования распределялись по полу и возрасту. С появлением индивидуального производства, частной собственности и социального расслоения возникает государство. С возникновением, которого, появилась необходимость отыскивания ресурсов для его содержания.

В современных условиях роль и значение государства во всех странах, в том числе и РФ, возрастает, вследствие чего увеличиваются и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является содержания функций государства в обществе. Однако главное следствие этого процесса заключается в другом. Все большая доля продукта, созданного в обществе, попадает теперь в руки государства и перераспределяется от непосредственных производителей к другим группам. Осуществляется это посредством специального финансового инструмента, называемого государственным бюджетом страны.  Подобно тому, как каждая семья старается заранее планировать и соизмерять свои будущие расходы с доходами, так и правительства составляют специальный финансовый план. Такой план, сводящий воедино доходы и расходы будущего, называется бюджетом. Научных определений бюджета достаточно много, но хотелось бы остановится на определении , данном в Бюджетном кодексе РФ.

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [2]

Бюджетная система же - это совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

-1 уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

-2 уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

-3 уровень - местные бюджеты.

Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, бюджет государства как экономическая категория это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования и использования общегосударственных и общемуниципальных денежных фондов в целях обеспечения выполнения функций государства и местных органов власти.

2. Функции бюджета

Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

1.      Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

2.      Информационная функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

3.      Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей. Данная функция бюджета в разных странах реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько развиты процедуры участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете и контроле за его исполнением. Важное значение имеет установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей за действиями выборных органов.

4.      Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономике обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержке депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.

Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.

Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной экономической политики. Некоторые из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости от текущих условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами политики государства, сложившимися традициями и общественными предпочтениями, а также рядом других факторов.

 

3. Принципы бюджетной системы РФ

Любая бюджетная система строится на принципах, в нашей стране они прописаны в Бюджетном кодексе РФ[2]:

1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

Информация о работе Роль бюджета государства в РФ