Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:35, курсовая работа
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие прогрессивных отраслей национальной экономики, развитие науки и техники, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Введение ……………………………………………………………………..……3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства
1.1 Формирование и функции бюджета…………………………………...…….6
1.2 Основы бюджетного устройства РФ……………………………………….12
1.3 Структура доходов и расходов, сбалансированность бюджетов ...………18
2. Роль бюджета государства в национальной экономике
2.1 Анализ доходов бюджета РФ……………………………………………….24
2.2 Анализ расходов бюджета РФ…………………………………………… ...31
2.3 Сбалансированность бюджетной системы РФ…………………………….37
3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации
3.1 Приоритетные направления бюджетной политики ……………………….40
3.2 Прогноз параметров бюджетной системы…………………………………43
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы……………
Рассмотрим
подробнее структуру расходов в
РФ, для этого проанализируем « Таблицу
4».
Таблица 4.
«Расходы федерального бюджета % ВВП»
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2001-2008 (ср. знач.) | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Всего расходов | 19,3 | 18,4 | 19.0 | 17.8 | 15.8 | 16.3 | 15.9 | 18.1 | 16,8 | 17,5 |
Общегосударственные вопросы | 4.5 | 3.7 | 3.5 | 3.0 | 2.4 | 2.3 | 2.0 | 2.5 | 2.0 | 2.9 |
Национальная оборона | 2.6 | 2.8 | 2.9 | 2.8 | 2.5 | 2.7 | 2.5 | 2.5 | 2.3 | 2.6 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1.5 | 1.6 | 1.8 | 1.9 | 1.9 | 2.1 | 2.0 | 2.0 | 1.8 | 1.9 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Национальная экономика | 1.4 | 1.4 | 1.6 | 1.3 | 1.2 | 1.2 | 1.3 | 2.1 | 1.8 | 1.5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 0.3 | 0.0 | 0.1 | 0.1 | 0.1 | 0.0 | 0.2 | 0.9 | 0,2 | 0.2 |
Охрана окружающей среды | 0.1 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 |
Образование | 0.7 | 0.8 | 1.0 | 1.0 | 0.9 | 0.7 | 0.8 | 0.9 | 0.8 | 0.9 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 0.2 | 0.2 | 0.2 | 0.2 | 0.2 | 0.2 | 0.2 | 0.2 | 0.2 | 0.2 |
Здравоохранение и спорт | 0.4 | 0.4 | 0.4 | 0.4 | 0.4 | 0.4 | 0.5 | 0.6 | 0.5 | 0.4 |
Социальная политика | 0.6 | 0.8 | 1.0 | 1.0 | 0.9 | 0.8 | 0.7 | 0.6 | 0.6 | 0.8 |
Межбюджетные трансферты | 7 | 6,6 | 6.5 | 6.0 | 5.3 | 5.8 | 5.6 | 5.8 | 5.7 | 6.0 |
Источник:
Министерство финансов [15].
Средний уровень расходов федерального бюджета в 2001-2008 гг. составил 17,5% ВВП, в т.ч. 16,8% в 2008 году. Основными статьями расходов в этот период были «Межбюджетные трансферты» (6% ВВП), «Национальная оборона» (2,3% ВВП) и «Общегосударственные вопросы» (2,0% ВВП).
Средний уровень расходов на общегосударственные вопросы в 2001-2008 гг. составил 2,9% ВВП (3,7% ВВП в 2001 году и 2,0% ВВП в 2008 году), при этом до 2006, 2008 гг. доля расходов по этому разделу в относительном выражении к ВВП сокращалась.
Основными
направлениями расходования средств
по разделу в течение
Расходы на финансирование национальной обороны в 2001-2008 гг. составили в среднем 2,6% ВВП. По сравнению с 2001 г. в 2008 г. расходы по этому разделу снизились с 2,8% ВВП до 2,3% ВВП. Основными направлениями расходования средств было финансирование Вооруженных сил Российской Федерации (средняя доля в ВВП – 2%, средняя доля в расходах по разделу – 75,5%), прикладные научные исследования в области национальной обороны (0,4% ВВП, 14,3%).
Средний уровень расходов на финансирование национальной безопасности и правоохранительной деятельности в 2001-2008 гг. составил 1,9% ВВП. В 2008 г. по сравнению с 2001 г. расходы по этому разделу увеличились с 1,6% ВВП до 1,8% ВВП. Рост произошел за счет увеличения финансирования органов внутренних дел (с 0,4% ВВП до 0,6% ВВП) и органов безопасности (с 0,3 % ВВП до 0,4 % ВВП).
Расходы на финансирование национальной экономики в 2001-2008 гг. составили в среднем 1,5% ВВП. В 2008 г. по сравнению с 2001 г. расходы по этому разделу увеличились на 0,4 п.п. ВВП (с 1,4% ВВП до 1,8% ВВП), причем основной рост пришелся на 2007 г. (2,1%). В 2008 году из федерального бюджета финансируется 47 ФЦП. Наибольший удельный вес по объему финансирования в 2008 году приходится на транспорт (36,3%), развитие регионов (13,6%), жилище (9,0%), развитие атомного ЭПК (7,3%), инновации (5,5%), оборону (5,3%), космос (4,7%).
Расходы на финансирование жилищно-коммунального хозяйства в 2001-2008 гг. составили 0,2% ВВП в среднем за год. Наблюдается особый рост расходов в 2007 году относительно других. Однако в 2008 г. по расходы по этому разделу сравниваются по сравнению с остальными.
Расходы на финансирование образования в 2001-2008 гг. составили 0,9% ВВП в среднем за год. В структуре расходов на образование направлениями расходов были финансирование высшего профессионального образования (средняя доля в ВВП – 0,6%, средняя доля в расходах по разделу – 65,7%), среднего профессионального образования (0,1% ВВП, 11,3%), а также начального профессионального образования (0,1% ВВП, 10,6%).
Итак, можно сказать, что достаточно высокий уровень расходов на образование положительно сказывается на эффективности работы образовательных учреждений. Однако, несмотря на важные преобразования, имевшие место в последние годы и достаточного высокого финансирования в сфере образования еще остаются серьезные проблемы, которые существенно снижают эффективность деятельности: отсутствие стимулов у учителей, региональные различия в финансировании, различия в финансировании между городом и деревней, недостаточное внимание системе профессионального образования и обучения, недостаточное качество образования. В России в 2000-е гг. количество учащихся, приходящихся на одного учителя в общеобразовательных учреждениях, постепенно снижалось. Если в 2000 г. этот показатель составлял 12 человек, то в 2006 г. – 10 человек. Данная проблема приобретает особенное значение с учётом того, что в соответствии с прогнозом, уже через семь-десять лет, сохранится необходимость лишь в 30-40 процентах от существующих ныне учреждений профессионального образования.
Средний уровень расходов на финансирование культуры, кинематографии и средств массовой информации в 2001-2008 гг. составил 0,2% ВВП. В течение всего рассматриваемого периода это значение оставалось практически неизменным.
Расходы на финансирование здравоохранения и спорта в 2001-2008 гг. составили 0,4% ВВП в среднем за год. В 2008 г. по сравнению с 2001 г. расходы по этому разделу увеличились на 0,1 п.п. ВВП, составив 0,6% ВВП – максимальное значение за период. Однако даже этого увеличения не достаточно для развития здравоохранения соответствующего уровня.
Следует отметить, что система здравоохранения в России на данном этапе сталкивается с целым рядом проблем, которые в долгосрочной перспективе могут привести к серьезным последствиям. Существуют трудности, связанные с доступом к медицинскому обслуживанию – сеть медицинских учреждений не охватывает мелкие населенные пункты и пригороды, специализированные больницы также сконцентрированы главным образом в крупных городах и областных центрах.
По оценкам, амортизация основных фондов, а также медицинской техники и оборудования в системе здравоохранения составляет около 60%. По данным Министерства финансов, на конец 2006 года 27,9% больниц и 23,1% поликлиник требовали капитального ремонта, 3,7% и 1,6%, соответственно, были в аварийном состоянии.
Изношенность основных фондов, медицинской техники – одна из основных проблем в здравоохранении.
Расходы на финансирование социальной политики в 2001-2008 гг. составили 0,8% ВВП в среднем за год. В 2008 г. по сравнению с 2001 г. расходы по этому разделу сократились на 0,2 п.п. ВВП, составив 0,6% ВВП.
Следует отметить, что в сфере социальной политики имеется ряд важных проблем. Одна из основных – проблема бедности и крайне неравномерного распределения доходов населения сохраняют остроту и актуальность. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 42,3 млн.чел. в 2000 г. до 19,5 млн.чел. в 2007 г. (т.е. более чем вдвое). В результате уровень бедности среди населения упал за это время с 19,0% до 13,7%. Однако дифференциация населения по уровню доходов за последние восемь лет усилилась. Соотношение доходов двух крайних децильных групп населения в Российской Федерации в 2000 году равнялось 13,9 раза, в 2007 году – 16,8 раза. В 2007 году на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 31,41% общего объема денежных доходов населения, а на долю 10% наименее обеспеченного населения – 1,9%. Одним из факторов неравномерного распределения доходов населения является существенная дифференциация в заработной плате между различными видами экономической деятельности. Отметим также, что заработная плата продолжает оставаться главным фактором роста доходов населения. Ее доля в структуре денежных доходов в последние годы увеличилась и составила в 2007 году 70,4% [15].
Помимо дифференциации заработной платы в последнее время все чаще встает вопрос имущественной дифференциации. Согласно выводам экспертов, подавляющее большинство россиян в настоящее время не имеют возможности приобрести жилье в собственность даже по ипотеке. При этом по уровню обеспеченности населения жильем (без учета качества и комфортности) Россия отстает от многих как развитых, так и развивающихся стран.
Следует отметить, что в связи с мировым кризисом в 2008 году возник ряд бюджетных проблем в области социальной политики. Это в первую очередь сокращение рабочих мест, лишение людей единственного дохода, зарплаты. К ним также следует отнести кризис ипотечной системы.
Средний уровень расходов на финансирование межбюджетных трансфертов в 2001-2008 гг. составил 6,0% ВВП. В 2008 г. по сравнению с 2001 г. расходы по этому разделу сократились на 0,9 п.п. ВВП и составило 5,7 % от ВВП.
Основными направлениями расходования средств по разделу в течение всего периода были трансферты внебюджетным фондам (средняя доля в ВВП – 2,9%, средняя доля в расходах по разделу – 46,9%), а также финансовая помощь бюджетам других уровней (1,6% ВВП, 34,1%).
Итак,
бюджет играет важную роль в развитии
национальной экономики, что видно в структуре
статьей расходов бюджета. Наиболее важными
статьями, мы считаем, социальную политику,
здравоохранение, межбюджетные трансферты.
В данных сферах развития общества из-за
недостаточного финансирования, наблюдается
ряд структурных проблем, которые требуют
решения. Следует отметить, что углубление
некоторых проблем в 2008 году связано с
мировым кризисом. Несмотря на большое
количество проблем, есть ряд важных преобразований
за счет бюджетных средств. К ним следует
отнести сокращение государственно долга,
которое снизило макроэкономические риски
и, таким образом, стало важным фактором
повышения инвестиционной привлекательности
российской экономики, кроме того, позволило
направить сэкономленные ресурсы на развитие
экономики, решение социальных задач,
реализацию национальных проектов. Мы
считаем, что важной статьёй расходов
также является национальная экономика.
Следует отметить, что из федерального
бюджета финансируется большое количество
ФЦП по развитию национальной экономики.
2.3
Сбалансированность
бюджетной системы
РФ
Сбалансированность бюджетной системы сильно влияет на развитие национальной экономики, поэтому рассмотрим баланс бюджета РФ в последние годы.
Консолидированный бюджет исполнялся в последние годы с профицитом от 5 до 8 процентов ВВП, что видно в «Таблице 1». По этому показателю Россия отличается от большинства других стран. Так, в среднем по странам ОЭСР бюджет исполняется с дефицитом около 2% ВВП. Вместе с тем, в условиях быстрого роста цен на нефть многие нефтедобывающие страны имели еще большие размеры профицита. Так, в Норвегии в 2005-2007 гг. бюджет исполняется с профицитом от 15 до 18% ВВП. Нефтяные страны исполняют свои бюджеты с профицитом для того, чтобы осуществлять контроль за денежным предложением, обеспечить низкий уровень инфляции в экономике и устойчивость макроэкономики [15].