Бюджет государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Сущность бюджета государства, его задачи и функции.
Взаимосвязь бюджета с другими звеньями финансовой системы государства и его роль в социально-экономическом развитии общества.

Работа содержит 1 файл

ГМФ.doc

— 83.50 Кб (Скачать)
  1. Сущность  бюджета государства.
 

           Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является бюджет.

Бюджет  – это форма образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задачи и функций государства и местного самоуправления.

    Бюджет  является основным финансовым планом государства и дает органам власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий.

    Бюджет  выполняет следующие задачи:

- перераспределение ВВП;

- государственное  регулирование и стимулирование  экономики;

- финансовое  обеспечение бюджетной сферы  и осуществление социальной политики государства;

- контроль  за образованием и использованием  централизованных фондов денежных средств.

    Бюджет (англ. budget - «денежная сумка») - роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок. Государственный бюджет обычно составляется на год. С одной стороны, бюджет - это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и расходования, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.

    Развитие  бюджетного механизма в условиях рынка должно происходить в направлении все более эффективного влияния бюджета на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей, демонополизации экономики, развитие её частного сектора, приватизацию производства и др.

    Посредством таких финансовых рычагов, как налоги, государственные инвестиции, бюджетные  кредиты, объемы бюджетного финансирования создаются предпосылки для влияния  государства на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению основных производственных фондов, развитию АПК, инфраструктуры общественного производства, созданию нового механизма финансирования науки, здравоохранения, культуры, совершенствованию государственной системы подготовки и переподготовки кадров, развитию структуры рабочих мест на рынке труда.

    Изучение  бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных  основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

    Функции бюджета – это дискуссионный  вопрос. Существуют 2 подхода к определению  функций бюджета: первый подход классический (выделяющий 2 функции: распределительная и контрольная).  А также другой подход, добавляющий к вышеперечисленным функциям ещё три: общетеоретическую, аналитическую и критическую.

    Итак, согласно классической теории бюджет выполняет следующие функции:

  1. распределительно-перераспределительную;
  2. контрольную;

    Значение  распределительно-перераспределительной функции обусловлено тем, что через бюджет осуществляется формирование государственных финансов и их распределение (использование). Причем с экономической точки зрения считается, что через бюджет происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта, что придает бюджету макроэкономическое регулятивное значение. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

    Контрольная функция бюджета позволяет через  формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

    Бюджетный контроль преследует в основном три  цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

    Бюджетная система  России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

  • первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ  и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты

    Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории (БК РФ, ст. 6). Консолидированный бюджет субъекта РФ  составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

    Бюджетным кодексом РФ (гл. 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Взаимосвязь бюджета  с другими звеньями  финансовой системы  государства и  его роль в социально-экономическом  развитии общества. 

    Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной  системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно  федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной  социально-экономической стратегии.

    Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они составляют 93,5%, а  около 34% от них составляет налог  на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных  налогов поступает в федеральный  бюджет не полностью, часть из них  направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты.

    Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной  системы. Бюджет субъекта РФ – это  форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ (БК РФ, ст.15). Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфрастуктуры общества.

    В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между уровнями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

    Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.

    К регулирующим доходам относится  вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

    Местные бюджеты составляют третий уровень  бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как  форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в значительной части проводится за счет местных бюджетов.

    Наиболее  ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройство территорий, с новым строительством. Также в последние годы широко практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жильё, социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в муниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетных расходов.

    Важным  звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение. С 1992 года в России начало действовать более двух десятков внебюджетных экономических и социальных фондов. Но к настоящему времени федеральные экономические внебюджетные фонды были упразднены.

    Внебюджетные  фонды – один из методов перераспределения  националь- ного дохода органами власти в пользу определенных социальных групп насе- ления. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами.

    Государственными  внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Средства  Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации временно свободных средств. При отсутствии средств Фонд может использовать кредиты банков.

    Средства  Пенсионного фонда используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации  пенсионерам, пособий для детей  в возрасте от 1,5 до 6 лет, а также  на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.

    Фонд  социального страхования  РФ (ФСС РФ) – второй по значению внебюджетный социальный фонд. Он действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 года. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года.

    Основными задачами Фонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников; подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

    Государственный фонд занятости населения  РФ (ГФЗН) образован по закону РСФСР «О занятости населения РСФСР» (19 апреля 1991г.). Он создан для финансирования мероприятий связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла с появлением в стране особой категории граждан – безработных.

    Средства  ГФЗН направляются на:

  • программы активной политики занятости (профессиональное обучение, создание и сохранение рабочих мест, компенсационные выплаты и субсидии к заработной плате, организацию общественных работ и прочее);
  • программы материальной поддержки безработных – пособия, матери- альная помощь, досрочная пенсия;
  • информационную поддержку программ занятости;
  • страховой резерв;
  • содержание служащих Фонда.

Информация о работе Бюджет государства