Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:35, курсовая работа
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие прогрессивных отраслей национальной экономики, развитие науки и техники, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Введение ……………………………………………………………………..……3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства
1.1 Формирование и функции бюджета…………………………………...…….6
1.2 Основы бюджетного устройства РФ……………………………………….12
1.3 Структура доходов и расходов, сбалансированность бюджетов ...………18
2. Роль бюджета государства в национальной экономике
2.1 Анализ доходов бюджета РФ……………………………………………….24
2.2 Анализ расходов бюджета РФ…………………………………………… ...31
2.3 Сбалансированность бюджетной системы РФ…………………………….37
3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации
3.1 Приоритетные направления бюджетной политики ……………………….40
3.2 Прогноз параметров бюджетной системы…………………………………43
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы……………
Источник: Министерство финансов [15].
Итак, можно сказать, что доходы бюджетной системы в последние годы лежат в пределах от 31,9 до 35,7 процентов ВВП. Отметим, что в условиях 2007 года 57% всех доходов поступало в федеральный бюджет, 30% в региональные бюджеты и 13% - во внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского и социального страхования). Однако следует отметить, что это распределение существенно зависит от внешней конъюнктуры, поскольку в федеральном бюджете аккумулируются нефтегазовые доходы, существенно зависящие от мировых цен на нефть и газ.
Следует отметить, что начиная с 2000 года в России было проведено существенное реформирование налоговой системы. Реформа затронула как институциональные аспекты отношений между налогоплательщиками и государством, так и принципы уплаты и ставки отдельных налогов. Радикальным изменениям подверглись все основные виды налогов. Из основных изменений в налоговом законодательстве необходимо выделить следующие:
1.
Вместо отдельных взносов во
внебюджетные фонды с 2001 года
был введён Единый социальный
налог (ЕСН), призванный упростить
администрирование. Ставка
2. Унифицирована ставка налога на доходы физических лиц - 13%;
3. В 2002 году вместо трех налоговых платежей (плата за пользование недрами при добыче полезных ископаемых; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат) был введён налог на добычу полезных ископаемых;
4. С 2004 года снижена ставка НДС с 20% до 18%.
Таким
образом, мы можем сказать, что с
2000 года ярко проявляется регулирующая
роль бюджета в национальной экономике
РФ, т.е. налоговое регулирование межбюджетной
обеспеченности. Рассмотрим подробнее
влияние регулирующих свойств бюджета
на российскую экономику, в частности
налоговые доходы бюджета. Как видно из
«Таблицы 1», снижение ставок ключевых
налогов не привело к сокращению бюджетных
доходов. Это произошло благодаря тому,
что одновременно было повышено налогообложение
нефтегазового сектора. Реформирование
экспортных пошлин и налога на добычу
полезных ископаемых в этом секторе позволило
увеличить изъятие природной ренты, образующейся
в результате роста мировых цен на энергоносители.
Перенос налоговой нагрузки с обрабатывающего
на сырьевой сектор позволил ослабить
негативное влияние удорожания сырья
на мировых рынках на конкурентоспособность
российских товаропроизводителей. Рассмотрим
уровень налоговой нагрузки в РФ. Для этого
проанализируем «Таблицу 2».
Таблица 2.
«Налоговые доходы бюджетной системы, % в ВВП за 2000-2007г.»
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Налоговые доходы всего | 35.7 | 35.7 | 35.6 | 34.6 | 35.3 | 36.6 | 36.4 | 36.7 |
Налог на прибыль | 5.4 | 5.7 | 4.3 | 4.0 | 5.1 | 6.2 | 6.2 | 6.6 |
НДФЛ | 2.4 | 2.9 | 3.3 | 3.4 | 3.4 | 3.3 | 3.5 | 3.8 |
НДС | 6.2 | 7.2 | 7.0 | 6.7 | 6.3 | 6.8 | 5.6 | 6.9 |
Акцизы | 2.3 | 2.7 | 2.4 | 2.6 | 1.4 | 1.2 | 1.0 | 1.0 |
Таможенные пошлины | 3.1 | 3.7 | 3.0 | 3.4 | 5.0 | 7.5 | 8.3 | 7.0 |
НДПИ и налоги на природные ресурсы | 1.1 | 1.4 | 3.1 | 3.0 | 3.4 | 4.2 | 4.3 | 3.6 |
ЕСН | 7.3 | 7.2 | 6.9 | 6.6 | 6.3 | 5.4 | 5.4 | 5.6 |
Прочие налоги | 8.0 | 4.8 | 5.6 | 4.9 | 4.4 | 2.0 | 2.0 | 2.2 |
Источник:
Министерство финансов [15].
Итак, можно сказать, что в целом уровень налоговой нагрузки в российской экономике, определяемый как отношение уплаченных налогов к ВВП, остается на уровне 35-37%. Однако необходимо отметить, что такая нагрузка сформировалась в условиях постоянно растущих цен на нефть. Если рассчитать налоговую нагрузку при неизменных ценах на нефть, то она имеет явную тенденцию к снижению.
Проанализируем динамику налоговой нагрузки на ненефтегазовый сектор на «Графике 1».
График 1. «Динамика налоговой нагрузки на экономику в целом и на ненефтегазовый сектор %ВВП»
Можно сделать аналогичный вывод, что уровень налоговой нагрузки в этом секторе имеет тенденцию к снижению. Налоговая нагрузка снизилась с 32-33% добавленной стоимости в начале налоговой реформы до 28-29% в последние годы.
Сравним уровень налоговой нагрузки в РФ и других странах. При сравнении налоговой нагрузки в России и других странах необходимо учитывать, что среди наиболее развитых стран можно выделить две группы: «социально-ориентированные» западноевропейские государства, где типичная налоговая нагрузка составляет 35-45% ВВП (в Швеции и Дании она достигает 50% ВВП) и государства, в меньшей степени возлагающие на себя социальные обязательства по бесплатному социальному и медицинскому обеспечению (такие, как США и Япония), где нагрузка лежит в диапазоне 25-30% ВВП. Средняя по ОЭСР налоговая нагрузка составляет 36% ВВП.
Среди стран категории «развивающиеся рынки» также четко выделяются две группы: бывшие социалистические страны Восточной Европы, как правило, имеющие налоговую нагрузку 30-40% ВВП и остальные, для которых типична нагрузка 20-30% ВВП. Таким образом, по уровню налогов в не-нефтегазовом секторе наша страну можно отнести к категории стран с невысокой нагрузкой (хотя в этой группе есть страны, где нагрузка еще ниже).
Межстрановой анализ структуры налоговой нагрузки показывает, что для развитых стран Западной Европы характерен высокий уровень налогов на потребление и социальных платежей (в сумме они составляют от 18% до 28% ВВП), а также подоходного налога (8-10% ВВП). В переходных экономиках Центральной и Восточной Европы уровень налогов этой группы еще выше (23-28% ВВП), однако подоходный налог не столь велик (3-7% ВВП). Среди государств с относительно легким налоговым бременем США отличаются высоким налогообложением физических лиц (9% ВВП), тогда как другие страны с относительно низкой налоговой нагрузкой (Мексика, Ю.Корея, Япония) имеют умеренные налоги как на потребление и социальные нужды (до 15% ВВП), так и на доходы граждан (3-5% ВВП) [15].
В России налоги на потребление и социальные отчисления составляют в сумме 12,5% ВВП, а налог на доходы физических лиц – менее 4% ВВП. Это позволяет отнести ее к группе стран с невысокой нагрузкой в части налогообложения потребления и социальных отчислений, хотя общий уровень налоговой нагрузки составляет 35-37% ВВП. Это видимое противоречие объясняется значительной ролью, которую играют в российском бюджете налоги на международную торговлю - прежде всего экспортные пошлины - и ресурсные налоги, тогда как в большинстве других странах они полностью отсутствуют либо занимают незначительный удельный вес. В России на эти налоги приходится почти треть всех налоговых поступлений. Более 10,5% ВВП составляют таможенные пошлины и ресурсные налоги, фактически служащие средством изъятия природной ренты, т.е. доходов от использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности.
Рассмотрим
структуру налоговых доходов
бюджетной системы, для этого
проанализируем «Таблицу 3». Наибольший
вес в налоговых доходах
Таблица 3.
«Структура налоговых доходов бюджетной системы % к итогу»
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Налоговые доходы всего | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 |
Налог на прибыль | 15.1 | 16.1 | 12.0 | 11.5 | 14.4 | 16.8 | 17.1 | 17.9 |
НДФЛ | 6.6 | 8.0 | 9.3 | 10.0 | 9.5 | 8.9 | 9.5 | 10.5 |
НДС | 17.4 | 20.1 | 19.6 | 19.3 | 17.8 | 18.6 | 15.5 | 18.7 |
Акцизы | 6.4 | 7.6 | 6.9 | 7.5 | 4.1 | 3.3 | 2.8 | 2.6 |
Таможенные пошлины | 8.8 | 10.4 | 8.4 | 9.9 | 14.3 | 20.5 | 22.9 | 19.2 |
НДПИ и налоги на природные ресурсы | 3.0 | 4.1 | 8.6 | 8.6 | 9.6 | 11.5 | 11.9 | 9.9 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ЕСН | 20.4 | 20.1 | 19.4 | 19.1 | 17.8 | 14.9 | 14.7 | 15.3 |
Прочие налоги | 22.4 | 13.6 | 15.9 | 14.2 | 12.5 | 5.6 | 5.6 | 5.9 |
Источник:
Министерство финансов [15].
Итак, можно сделать вывод, что налог на прибыль организаций в % от ВВП в 2007 году по сравнению с 2000 годом возрос на 1,2 п.п. до 6,6%. НДФЛ увеличился с 2,4% ВВП в 2000 году до 3,8% ВВП в 2007 году, за последние 2 года его доля увеличивалась на 0,3 п.п. ВВП ежегодно. Таможенные пошлины увеличились с 3,1%ВВП в 2000 году до 7% ВВП в 2007 году, что связано как с высокими мировыми ценами на энергоносители, так и с изменениями налогового законодательства. Этими же причинами вызван более чем трехкратный рост налога на добычу полезных ископаемых.
Снижение ЕСН с 7,3% ВВП в 2000 году до 5,6% ВВП в 2007 году связано, прежде всего, со снижением налоговых ставок и сохранением номинальных пороговых значений ставки при значительном росте номинальной заработной платы.
При рассмотрении распределения налогов по отраслям можно сделать вывод, что сравнительно велика лишь налоговая нагрузка в нефтяном секторе, где она превышает 60% от полной добавленной стоимости. В других отраслях налоговая нагрузка не выходит за границы 30% добавленной стоимости. Это оказывает влияние и на структуру доходов бюджетной системы. В 2007 году основная доля поступлений в размере 32% - приходилась на добывающую отрасль, 17% - на обрабатывающие производства, 8% - операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, 8% - на оптовую и розничную торговлю, 7% - на транспорт и связь, 5% - на строительство, 4% - на финансовую деятельность.
В
общем можно сказать, что бюджет играет
важную роль в национальной экономике,
особенно в области налогового регулирования.
2.2
Анализ расходов
бюджета РФ
Для того чтобы выяснить какую роль занимает бюджет в национальной экономике, очень важно рассмотреть непосредственно на что тратятся деньги из бюджета, т.е. расходы.
Используя «Таблицу 1» , отметим, что расходы бюджетной системы в последние годы находились в среднем на уровне от 27,4 до 30,1 процентов ВВП. Это значительно ниже уровня, характерного для наиболее развитых стран, составляющего около 40% в среднем по ОЭСР и 46% в среднем по ЕС. В то же время в отдельных странах категории «развивающиеся рынки» (Таиланд, Мексика, Чили) уровень расходов заметно ниже и составляет от 18 до 25% ВВП.
Структура бюджетных расходов в нашей стране имеет существенные отличия от других стран. Сравнение данных по странам ОЭСР (усредненным за последние несколько лет) и России (за 2007 год) показывает, что уровень государственных инвестиций в нашей стране можно назвать сравнительно высоким, тогда как социальные расходы - на образование и здравоохранение в России ниже среднего уровня [15].