Бюджет государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие прогрессивных отраслей национальной экономики, развитие науки и техники, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..……3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства
1.1 Формирование и функции бюджета…………………………………...…….6
1.2 Основы бюджетного устройства РФ……………………………………….12
1.3 Структура доходов и расходов, сбалансированность бюджетов ...………18
2. Роль бюджета государства в национальной экономике
2.1 Анализ доходов бюджета РФ……………………………………………….24
2.2 Анализ расходов бюджета РФ…………………………………………… ...31
2.3 Сбалансированность бюджетной системы РФ…………………………….37
3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации
3.1 Приоритетные направления бюджетной политики ……………………….40
3.2 Прогноз параметров бюджетной системы…………………………………43
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 603.50 Кб (Скачать)

     Источник: Министерство финансов [15].

     Итак, можно сказать, что доходы бюджетной  системы в последние годы лежат  в пределах от 31,9 до 35,7 процентов  ВВП. Отметим, что в условиях 2007 года 57% всех доходов поступало в федеральный бюджет, 30% в региональные бюджеты и 13% - во внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского и социального страхования). Однако следует отметить, что это распределение существенно зависит от внешней конъюнктуры, поскольку в федеральном бюджете аккумулируются нефтегазовые доходы, существенно зависящие от мировых цен на нефть и газ.

     Следует отметить, что начиная с 2000 года в  России было проведено существенное реформирование налоговой системы. Реформа затронула как институциональные аспекты отношений между налогоплательщиками и государством, так и принципы уплаты и ставки отдельных налогов. Радикальным изменениям подверглись все основные виды налогов. Из основных изменений в налоговом законодательстве необходимо выделить следующие:

     1. Вместо отдельных взносов во  внебюджетные фонды с 2001 года  был введён Единый социальный  налог (ЕСН), призванный упростить  администрирование. Ставка первого  диапазона налога изначально  была установлена на уровне 35,6%, а с 2005 года снижена до 26%;

     2. Унифицирована ставка налога  на доходы физических лиц - 13%;

     3. В 2002 году вместо трех налоговых  платежей (плата за пользование  недрами при добыче полезных  ископаемых; отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы; акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат) был введён налог на добычу полезных ископаемых;

     4. С 2004 года снижена ставка НДС  с 20% до 18%.

     Таким образом, мы можем сказать, что с 2000 года ярко проявляется регулирующая роль бюджета в национальной экономике РФ, т.е. налоговое регулирование межбюджетной обеспеченности. Рассмотрим подробнее влияние регулирующих свойств бюджета на российскую экономику, в частности налоговые доходы бюджета. Как видно из «Таблицы 1», снижение ставок ключевых налогов не привело к сокращению бюджетных доходов. Это произошло благодаря тому, что одновременно было повышено налогообложение нефтегазового сектора. Реформирование экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых в этом секторе позволило увеличить изъятие природной ренты, образующейся в результате роста мировых цен на энергоносители. Перенос налоговой нагрузки с обрабатывающего на сырьевой сектор позволил ослабить негативное влияние удорожания сырья на мировых рынках на конкурентоспособность российских товаропроизводителей. Рассмотрим уровень налоговой нагрузки в РФ. Для этого проанализируем «Таблицу 2». 
 

     Таблица 2.

     «Налоговые доходы бюджетной системы, % в ВВП за 2000-2007г.»

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Налоговые доходы всего 35.7 35.7 35.6 34.6 35.3 36.6 36.4 36.7
Налог на прибыль 5.4 5.7 4.3 4.0 5.1 6.2 6.2 6.6
НДФЛ 2.4 2.9 3.3 3.4 3.4 3.3 3.5 3.8
НДС 6.2 7.2 7.0 6.7 6.3 6.8 5.6 6.9
Акцизы 2.3 2.7 2.4 2.6 1.4 1.2 1.0 1.0
Таможенные  пошлины 3.1 3.7 3.0 3.4 5.0 7.5 8.3 7.0
НДПИ  и налоги на природные ресурсы 1.1 1.4 3.1 3.0 3.4 4.2 4.3 3.6
ЕСН 7.3 7.2 6.9 6.6 6.3 5.4 5.4 5.6
Прочие  налоги 8.0 4.8 5.6 4.9 4.4 2.0 2.0 2.2

     Источник: Министерство финансов [15]. 

     Итак, можно сказать, что в целом  уровень налоговой нагрузки в  российской экономике, определяемый как отношение уплаченных налогов к ВВП, остается на уровне 35-37%. Однако необходимо отметить, что такая нагрузка сформировалась в условиях постоянно растущих цен на нефть. Если рассчитать налоговую нагрузку при неизменных ценах на нефть, то она имеет явную тенденцию к снижению.

     Проанализируем  динамику налоговой нагрузки на ненефтегазовый сектор на «Графике 1».

     График 1. «Динамика налоговой нагрузки на экономику в целом и на ненефтегазовый сектор %ВВП»

     Можно сделать аналогичный вывод, что  уровень налоговой нагрузки в  этом секторе имеет тенденцию к снижению. Налоговая нагрузка снизилась с 32-33% добавленной стоимости в начале налоговой реформы до 28-29% в последние годы.

     Сравним уровень налоговой нагрузки в  РФ и других странах. При сравнении налоговой нагрузки в России и других странах необходимо учитывать, что среди наиболее развитых стран можно выделить две группы: «социально-ориентированные» западноевропейские государства, где типичная налоговая нагрузка составляет 35-45% ВВП (в Швеции и Дании она достигает 50% ВВП) и государства, в меньшей степени возлагающие на себя социальные обязательства по бесплатному социальному и медицинскому обеспечению (такие, как США и Япония), где нагрузка лежит в диапазоне 25-30% ВВП. Средняя по ОЭСР налоговая нагрузка составляет 36% ВВП.

     Среди стран категории «развивающиеся рынки» также четко выделяются две группы: бывшие социалистические страны Восточной Европы, как правило, имеющие налоговую нагрузку 30-40% ВВП и остальные, для которых типична нагрузка 20-30% ВВП. Таким образом, по уровню налогов в не-нефтегазовом секторе наша страну можно отнести к категории стран с невысокой нагрузкой (хотя в этой группе есть страны, где нагрузка еще ниже).

     Межстрановой  анализ структуры налоговой нагрузки показывает, что для развитых стран  Западной Европы характерен высокий уровень налогов на потребление и социальных платежей (в сумме они составляют от 18% до 28% ВВП), а также подоходного налога (8-10% ВВП). В переходных экономиках Центральной и Восточной Европы уровень налогов этой группы еще выше (23-28% ВВП), однако подоходный налог не столь велик (3-7% ВВП). Среди государств с относительно легким налоговым бременем США отличаются высоким налогообложением физических лиц (9% ВВП), тогда как другие страны с относительно низкой налоговой нагрузкой (Мексика, Ю.Корея, Япония) имеют умеренные налоги как на потребление и социальные нужды (до 15% ВВП), так и на доходы граждан (3-5% ВВП) [15].

     В России налоги на потребление и социальные отчисления составляют в сумме 12,5% ВВП, а налог на доходы физических лиц  – менее 4% ВВП. Это позволяет отнести ее к группе стран с невысокой нагрузкой в части налогообложения потребления и социальных отчислений, хотя общий уровень налоговой нагрузки составляет 35-37% ВВП. Это видимое противоречие объясняется значительной ролью, которую играют в российском бюджете налоги на международную торговлю - прежде всего экспортные пошлины - и ресурсные налоги, тогда как в большинстве других странах они полностью отсутствуют либо занимают незначительный удельный вес. В России на эти налоги приходится почти треть всех налоговых поступлений. Более 10,5% ВВП составляют таможенные пошлины и ресурсные налоги, фактически служащие средством изъятия природной ренты, т.е. доходов от использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности.

     Рассмотрим  структуру налоговых доходов  бюджетной системы, для этого  проанализируем «Таблицу 3». Наибольший вес в налоговых доходах бюджетной  системы по итогам 2007 года занимали таможенные пошлины (19,2%), НДС (18,7%), налог  на прибыль организаций (17,9%), ЕСН (15,3%). 

     Таблица 3.

     «Структура  налоговых доходов  бюджетной системы % к итогу»

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Налоговые доходы всего 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0
Налог на прибыль 15.1 16.1 12.0 11.5 14.4 16.8 17.1 17.9
НДФЛ 6.6 8.0 9.3 10.0 9.5 8.9 9.5 10.5
НДС 17.4 20.1 19.6 19.3 17.8 18.6 15.5 18.7
Акцизы 6.4 7.6 6.9 7.5 4.1 3.3 2.8 2.6
Таможенные  пошлины 8.8 10.4 8.4 9.9 14.3 20.5 22.9 19.2
НДПИ  и налоги на природные ресурсы 3.0 4.1 8.6 8.6 9.6 11.5 11.9 9.9
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ЕСН 20.4 20.1 19.4 19.1 17.8 14.9 14.7 15.3
Прочие  налоги 22.4 13.6 15.9 14.2 12.5 5.6 5.6 5.9

     Источник: Министерство финансов [15]. 

     Итак, можно сделать вывод, что налог  на прибыль организаций в % от ВВП  в 2007 году по сравнению с 2000 годом возрос на 1,2 п.п. до 6,6%. НДФЛ увеличился с 2,4% ВВП в 2000 году до 3,8% ВВП в 2007 году, за последние 2 года его доля увеличивалась на 0,3 п.п. ВВП ежегодно. Таможенные пошлины увеличились с 3,1%ВВП в 2000 году до 7% ВВП в 2007 году, что связано как с высокими мировыми ценами на энергоносители, так и с изменениями налогового законодательства. Этими же причинами вызван более чем трехкратный рост налога на добычу полезных ископаемых.

     Снижение  ЕСН с 7,3% ВВП в 2000 году до 5,6% ВВП в 2007 году связано, прежде всего, со снижением налоговых ставок и сохранением номинальных пороговых значений ставки при значительном росте номинальной заработной платы.

     При рассмотрении распределения налогов  по отраслям можно сделать вывод, что сравнительно велика лишь налоговая нагрузка в нефтяном секторе, где она превышает 60% от полной добавленной стоимости. В других отраслях налоговая нагрузка не выходит за границы 30% добавленной стоимости. Это оказывает влияние и на структуру доходов бюджетной системы. В 2007 году основная доля поступлений в размере 32% - приходилась на добывающую отрасль, 17% - на обрабатывающие производства, 8% - операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, 8% - на оптовую и розничную торговлю, 7% - на транспорт и связь, 5% - на строительство, 4% - на финансовую деятельность.

     В общем можно сказать, что бюджет играет важную роль в национальной экономике, особенно в области налогового регулирования. 
 

     2.2 Анализ расходов  бюджета РФ 

     Для того чтобы выяснить какую роль занимает бюджет в национальной экономике, очень важно рассмотреть непосредственно на что тратятся деньги из бюджета, т.е. расходы.

     Используя «Таблицу 1» , отметим, что расходы  бюджетной системы в последние  годы находились в среднем на уровне от 27,4 до 30,1 процентов ВВП. Это значительно ниже уровня, характерного для наиболее развитых стран, составляющего около 40% в среднем по ОЭСР и 46% в среднем по ЕС. В то же время в отдельных странах категории «развивающиеся рынки» (Таиланд, Мексика, Чили) уровень расходов заметно ниже и составляет от 18 до 25% ВВП.

     Структура бюджетных расходов в нашей стране имеет существенные отличия от других стран. Сравнение данных по странам  ОЭСР (усредненным за последние несколько  лет) и России (за 2007 год) показывает, что уровень государственных инвестиций в нашей стране можно назвать сравнительно высоким, тогда как социальные расходы - на образование и здравоохранение в России ниже среднего уровня [15].

Информация о работе Бюджет государства