Анализ финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:48, дипломная работа

Описание работы

Финансовое положение предприятия и перспективы его изменения находятся под влиянием не только факторов финансового характера, но и многих факторов вообще не имеющих стоимостной оценки. В их числе: возможные политические и общеэкономические изменения, перестройка организационной структуры управления отраслью или предприятием, профессиональная и общеобразовательная подготовка персонала и т.п.
Одна из главных и основных целей функционирования предприятия является получение прибыли.
Целью курсовой работы является проведение финансового анализа на примере ОАО «Чайка», выявление результатов анализа как основы для принятия управленческих решений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Организационная и экономическая
характеристика ОАО «Чайка»
1.1 Общие сведения о предприятии……………………………………...3
1.2 Учетная политика предприятия……………………………………....4
1.3 Анализ основных технико-экономических показателей…………...6
1.3.1 Анализ производства и реализации продукции…………………...10
1.3.2 Анализ использования производственно-технического
потенциала предприятия………………………………………………....12
1.3.3 Анализ труда, его мотивации и оплаты…………………………...18
Глава 2. Учет и методы анализа финансового
состояния предприятия
2.1 Учет и методы анализа счета 90 «Продажи»………………………24
2.2 Учет и методы анализа счета 91 «Прочие доходы и расходы»…...34
2.3 Учет и методы анализа счета 98 «Доходы будущих периодов»….43
2.4 Учет и методы анализа счета 99 «Прибыль и убытки»……………49
2.5 Учет и методы анализа счета 84 «Нераспределенная……………..54
прибыль (непокрытый убыток)
Глава 3. Основные результаты деятельности
предприятия ОАО «Чайка»
3.1 Анализ финансовых результатов…………………………………….59
3.2 Анализ финансовой устойчивости…………………………………..65
3.3 Анализ ликвидности баланса хозяйствующего субъекта
и оценка платежеспособности предприятия…………………………….68
3.4 Общая оценка деловой активности предприятия………………….73
3.5 Общая оценка структуры имущества предприятия………………..76
3.6 Факторный анализ рентабельности организации……………………80
3.7 Анализ основных фондов предприятия……………………………..82
3.8 Оценка вероятности банкротства предприятия……………………..86
3.9 Классификация финансового состояния предприятия……………...90
Заключение (выводы и предложения)………………………………...95
Список использованной литературы…………………………………96
Приложение

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 851.50 Кб (Скачать)

Некоторое увеличение числа работающих в ОАО «Чайка» (на 2 человек ежегодно) следует рассматривать как результат организационно-технических мероприятий, проводимых на предприятии ОАО «Чайка», направленных на упорядочение кадрового состава и дальнейшую рационализацию трудовых процессов.

Так, на 2012 год численность работающих на предприятии планировалась больше по сравнению с планом 2011 года на 4 человека.

Достаточно жесткая связь, установившаяся в отчетном году между численностью работающих и наличной производственно-технической  базой, поставила в прямую зависимость  от использования потенциальных  возможностей последней производительность труда на предприятии. Это видно из сопоставления динамики следующих показателей:

 

                                                                                                                 Таблица 4.1

№ п/п

Показатель

Фактические данные

2011

2012

1.

Коэффициент использования производственной мощности

0,90

0,83

2.

Выпуск продукции в расчете  на одного работающего, тыс.руб.

375

398,4

 

То же, в процентах к 2010году

100

106,2


 

Выпуск продукции, приходящийся на каждого работника, тем более  рост этого показателя, прежде всего значимы для непосредственных производителей, работающих на предприятии по трудовому договору (контракту). Выпущенная продукция является выражением вложенного ими труда, основанием для его оплаты в соответствии с количеством и качеством. Оплата труда выступает мотивом, логическим итогом их трудовой деятельности.

Владелец предприятия  воспринимает производительность труда  как хозяйственное явление в  трех взаимосвязанных аспектах: с  точки зрения производства, рынка  и результата. Владелец оценивает:

  • во-первых, степень использования рабочей силы, которая сконцентрирована на предприятии в целях обеспечения выпуска продукции при данном техническом уровне производства и которая ежемесячно оплачивается работодателем. Такая оценка осуществляется на основе двух показателей: выпуска продукции в расчете на одного работающего; объема товарной продукции, приходящегося на одного работника.

Первый показатель отражает количество материальных ценностей. Второй показатель является стоимостным параметром: количественно выражает сумму оптовых цен. Последний параметр раскрывает другую сторону понятия производительности труда, как бы переводит его из сферы производственных возможностей  в сферу хозяйственных отношений, складывающихся между производителями продукции и ее потребителями.

В ОАО «Чайка» первый показатель хотя и увеличился за отчетный год на 3,8 процента, в целом не претерпел изменений. Уменьшение второго показателя в 2012 году на 0,2 процента по сравнению с уровнем 2011 года был обусловлен инфляционными процессами.

  • во-вторых, целесообразность использования рабочей силы, оплаченного труда относительно потребностей рынка, спроса и предложения на произведенную работниками продукцию. Обобщающим показателем является объем реализованной продукции, в среднем приходящейся на каждого работника.

Плановые значения сравниваемых показателей  совпадают. Фактические значения показателей  имеют одинаковую динамику (в  2012 году рост по сравнению с уровнем 2011 года – в пределах 0,2-6,2 процентов), но в то же время по отношению друг к другу обнаруживают часто меняющуюся, двойственную тенденцию, что вытекает из следующих данных, тыс.руб.:

                                                                                                                              
                                                                                                                Таблица 4.2.

Показатели

Фактические данные

2011

2012

В расчете на одного работающего:

   

Товарная продукция

878,3

876,5

Реализованная продукция (объем ее продаж)

873,3

872,5

Соотношение показателей, в %

99,4

99,5


 

Так в 2011 году первый показатель превосходил второй, что и сохранялось в 2012 году. Однако расхождения в значениях показателей не превышали 0,1 процента.

  • в-третьих, результативность использования рабочей силы как итог предпринимательской деятельности.

Для отражения этого аспекта  в анализе целесообразно использовать два показателя, взятые из расчета  на одного работающего: прибыль (или  убыток) от реализации продукции и  прибыль (или убыток) отчетного периода.  Показатель прибыли (или убытка) от реализации продукции в расчете на одного работающего характеризует конечный результат от использования труда в производственных целях. Показатель прибыли (или убытка) отчетного периода в расчете на одного работающего отражает итоги коммерческой стороны трудовой деятельности.

В ОАО «Чайка» оба показателя указывают на положительный результат (прибыль), так как показатель прибыли от реализации продукции уменьшился за отчетный год незначительно (на 1,1 тыс.руб.), а показатель прибыли отчетного года увеличился за отчетный год на 2,2 тыс.руб.

Так, за период 2011-2012 годов показатель рентабельности труда уменьшился в 0,9 раза, а одноименный показатель, исчисленный по прибыли отчетного года – в 1,7 раза.

Показатель количества средств, направленных на оплату труда  недостаточно информативен. Опираясь на значения этого показателя, можно лишь оценить плановые и фактические расходы предприятия на указанные цели, их динамику. Так, по данным таблицы , ежегодно на оплату труда направлялось 0,1-0,4 процента  больше средств, чем первоначально планировалось. При этом общий рост расходов, связанных с оплатой труда, в 2011-2012 годах составил 1,7 раза.

Значения показателя среднемесячной оплаты труда  указывает  на приемлемый уровень номинальной оплаты труда, сложившейся на предприятии, - на середину 2012 года он составлял 2893,7 тыс. руб.

В ОАО «Чайка» соотношение между темпами изменения размеров показателей будет иметь вид:

 

                                                                                                          Таблица 4.3.

Показатели

Фактические данные 2012 года, процент к 2011 году

1. Выпуск продукции  в расчете на одного работающего

111,1

2. Среднемесячная оплата  труда

169,6


 

Среднемесячная оплата труда должна была составить в 2012 году – 1706,3 х 1,111 = 1895,7 тыс.руб., а не 2893,7 тыс.руб., что имело место в действительности.

Последовательное соотнесение  количества средств, направленных на оплату труда, с товарной и реализованной  продукцией, результатом от реализации продукции и результатом в целом за отчетный год, исчисленными на основе текущих цен за определенный промежуток времени, позволяет установить:

Во-первых, повышение эффективности  расходования средств на оплату труда  в целях выпуска товарной продукции. Так, в 2012 году каждый рубль, затраченный на оплату труда, в совокупности с другими затратами, приносил  предприятию 6,3 руб. товарной продукции. По сравнению с уровнем 2011 года показатель снизился  на 38,8 процента, что с позиций предпринимательства следует признать малоприемлемым  итогом использования средств на оплату труда в отчетном году;

Во-вторых, снижение эффективности  расходования средств на оплату труда  с точки зрения реализации выпущенной продукции. В 2012 году на предприятии в расчете на один рубль оплаты труда было реализовано продукции 6,3 руб., или 6,3 – 6,3 = 0 руб. (столько же, сколько произведено). Из каждого рубля, израсходованного на оплату труда, 1/ 6,3 х 0 = 0 руб. пошло на оплату производства части продукции. В расчете на весь объем средств, в 2012 году направленных на оплату труда, потери предприятия по данной статье затрат определились в размере 34724 х 0 = 0 тыс.руб., что составляет 0 процента от полной себестоимости товарной продукции;

В-третьих, снижение результативности расходования средств на оплату труда с точки зрения итога (размера прибыли), полученного от реализации продукции. В 2012 году каждый рубль, затраченный на оплату труда, обернулся для предприятия 0,07 руб. прибыли от реализации продукции, по сравнению с 2011 годом показатель находился на уровне 0,13 руб. прибыли на рубль расходов, связанных с оплатой труда. Отсюда снижение прибыльности расходов за 2011-2012 годы составило 0,07/ 0,13 х 100 = 53,9 процента;

В-четвертых, повышение  результативности расходования средств на оплату труда с точки зрения итога (размера прибыли), полученного от производственно-хозяйственной и финансово-коммерческой деятельности предприятия. В 2012 году на каждый рубль, израсходованный на оплату труда, на предприятии приходилось 0,04 руб. прибыли отчетного года. Относительно исходного уровня 2011 года показатель увеличился за отчетный год на 33,3 процента и не превзошел соответствующий показатель, рассчитанный по прибыли от реализации продукции (0,04 против 0,07)    на 42,9 процента.

Проведенный анализ не обнаруживает процессов или явлений, существенно  отличающихся от тех, которые присущи  текущему этапу хозяйственного развития предприятий коммунального хозяйства.

 

Показатели, характеризующие приложение труда, его производительность и оплату

Таблица 4

Показатели

2011

2012

Фактические данные

 

План

Факт

%выполне-ния плана

План

Факт

%выполне-ния плана

К 2011 году в %

1

2

3

4

5

6

7

8

 

1.Среднегодовая численность промышленно-

производственного персонала, чел.

230

240

104,3

250

251

100,4

104,6

2.Выпуск продукции , тыс. руб.

90000

90000

100

100000

100000

100

111,1

3.Товарная продукция, тыс. руб.

210000

210800

100,4

220000

220000

100

104,4

4. Реализованная продукция, тыс.  руб.

210000

209600

99,8

220000

219000

99,5

104,5

5.Прибыль (убыток) от реализации продукции, тыс. руб.

2590

2597

100,3

2430

2437

100,3

93,8

6.Прибыль (убыток) отчетного периода,  тыс. руб.

700

713

101,9

1290

1297

100,5

181,9

7.В расчете на одного работающего:

             

А.Выпуск продукции , тыс. руб.

391,3

375

95,8

400

398,4

99,6

106,2

Б.Товарная продукция, тыс. руб.

913

878,3

96,2

880

876,5

99,6

99,8

В.Реализованная продукция, тыс. руб.

913

873,3

95,7

880

872,5

99,1

100

Г.Прибыль (убыток) от реализации продукции, тыс. руб.

11,3

10,8

95,6

9,7

9,7

100

89,8

Д.Прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб.

3

3

100

5,2

5,2

100

173,3

Количество средств, направленных на оплату труда, т.р.

20400

20475

100,4

34700

34724

100,1

169,6

Ж. Среднемесячная оплата труда, руб.

1700

1706,3

100,4

2891,7

2893,7

100,1

169,6

8.В расчете на 1 руб. оплаты труда, руб.

             

А.Товарная продукция, тыс. руб.

10,3

10,3

100

6,3

6,3

100

61,2

Б.Реализованная продукция, тыс. руб.

10,3

10,2

99

6,3

6,3

100

61,8

В.Прибыль (убыток) от реализации продукции, тыс. руб.

0,13

0,13

100

0,07

0,07

100

53,8

Г.Прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб.

0,03

0,03

100

0,04

0,04

100

133,3


 

 

Глава № 2. Учет и методы анализа финансового  состояния

2.1. Учет и методы анализа  счета 90 «Продажи»

 

Счет 90 «Продажи» предназначен для  обобщения информации о доходах  и расходах, связанных с обычными видами  деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

-готовые продукции  и полуфабрикатам собственного  производства;

-работам и услугам промышленного характера; работам и услугам непромышленного характера;

-покупным изделиям (приобретенным  для комплектации);

-строительным, монтажным, проектно-изыскательным, геологоразведочным, научно-исследовательским и т. п. работам;

-товарам;

-услугам по перевозке  грузов и пассажиров;

-транспортно-экспедиционным  и погрузочно-разгрузочным операциям;

-услугам связи;

-предоставлению за  плату во временное пользование  (временное владение и пользование)  своих активов по договору  аренды (когда это является предметом деятельности организации;

-участию в уставных  капиталах других организаций  (когда это является предметом  деятельности организации) и т.  п.

При признании в бухгалтерском  учете сумма выручки от продажи  товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др. в дебет счета 90 «Продажи».

В организациях, занятых  производством сельскохозяйственной продукции, по кредиту счета 90 «Продажи»  отражается выручка от продажи продукции (в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»),а по дебету – плановая себестоимость ее (в течение года, когда фактическая себестоимость не выявлена) и разница между плановой и фактической себестоимостью проданной продукции (в конце года). Плановая себестоимость проданной продукции, а также суммы разниц списываются в дебет счета 90 «Продажи» (или сторнируются в корреспонденции с теми счетами, на которых учитывалась эта продукция.

В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих  учет товаров по продажам ценам, по кредиту счета 90»Продажи» отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов),а по дебету – их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 «Товар») с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 «Торговая наценка»).

Информация о работе Анализ финансовой отчетности