Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:48, дипломная работа
Финансовое положение предприятия и перспективы его изменения находятся под влиянием не только факторов финансового характера, но и многих факторов вообще не имеющих стоимостной оценки. В их числе: возможные политические и общеэкономические изменения, перестройка организационной структуры управления отраслью или предприятием, профессиональная и общеобразовательная подготовка персонала и т.п.
Одна из главных и основных целей функционирования предприятия является получение прибыли.
Целью курсовой работы является проведение финансового анализа на примере ОАО «Чайка», выявление результатов анализа как основы для принятия управленческих решений.
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Организационная и экономическая
характеристика ОАО «Чайка»
1.1 Общие сведения о предприятии……………………………………...3
1.2 Учетная политика предприятия……………………………………....4
1.3 Анализ основных технико-экономических показателей…………...6
1.3.1 Анализ производства и реализации продукции…………………...10
1.3.2 Анализ использования производственно-технического
потенциала предприятия………………………………………………....12
1.3.3 Анализ труда, его мотивации и оплаты…………………………...18
Глава 2. Учет и методы анализа финансового
состояния предприятия
2.1 Учет и методы анализа счета 90 «Продажи»………………………24
2.2 Учет и методы анализа счета 91 «Прочие доходы и расходы»…...34
2.3 Учет и методы анализа счета 98 «Доходы будущих периодов»….43
2.4 Учет и методы анализа счета 99 «Прибыль и убытки»……………49
2.5 Учет и методы анализа счета 84 «Нераспределенная……………..54
прибыль (непокрытый убыток)
Глава 3. Основные результаты деятельности
предприятия ОАО «Чайка»
3.1 Анализ финансовых результатов…………………………………….59
3.2 Анализ финансовой устойчивости…………………………………..65
3.3 Анализ ликвидности баланса хозяйствующего субъекта
и оценка платежеспособности предприятия…………………………….68
3.4 Общая оценка деловой активности предприятия………………….73
3.5 Общая оценка структуры имущества предприятия………………..76
3.6 Факторный анализ рентабельности организации……………………80
3.7 Анализ основных фондов предприятия……………………………..82
3.8 Оценка вероятности банкротства предприятия……………………..86
3.9 Классификация финансового состояния предприятия……………...90
Заключение (выводы и предложения)………………………………...95
Список использованной литературы…………………………………96
Приложение
Некоторое увеличение числа работающих в ОАО «Чайка» (на 2 человек ежегодно) следует рассматривать как результат организационно-технических мероприятий, проводимых на предприятии ОАО «Чайка», направленных на упорядочение кадрового состава и дальнейшую рационализацию трудовых процессов.
Так, на 2012 год численность работающих на предприятии планировалась больше по сравнению с планом 2011 года на 4 человека.
Достаточно жесткая связь, установившаяся в отчетном году между численностью работающих и наличной производственно-технической базой, поставила в прямую зависимость от использования потенциальных возможностей последней производительность труда на предприятии. Это видно из сопоставления динамики следующих показателей:
№ п/п |
Показатель |
Фактические данные | |
2011 |
2012 | ||
1. |
Коэффициент использования производственной мощности |
0,90 |
0,83 |
2. |
Выпуск продукции в расчете на одного работающего, тыс.руб. |
375 |
398,4 |
То же, в процентах к 2010году |
100 |
106,2 |
Выпуск продукции, приходящийся на каждого работника, тем более рост этого показателя, прежде всего значимы для непосредственных производителей, работающих на предприятии по трудовому договору (контракту). Выпущенная продукция является выражением вложенного ими труда, основанием для его оплаты в соответствии с количеством и качеством. Оплата труда выступает мотивом, логическим итогом их трудовой деятельности.
Владелец предприятия воспринимает производительность труда как хозяйственное явление в трех взаимосвязанных аспектах: с точки зрения производства, рынка и результата. Владелец оценивает:
Первый показатель отражает количество материальных ценностей. Второй показатель является стоимостным параметром: количественно выражает сумму оптовых цен. Последний параметр раскрывает другую сторону понятия производительности труда, как бы переводит его из сферы производственных возможностей в сферу хозяйственных отношений, складывающихся между производителями продукции и ее потребителями.
В ОАО «Чайка» первый показатель хотя и увеличился за отчетный год на 3,8 процента, в целом не претерпел изменений. Уменьшение второго показателя в 2012 году на 0,2 процента по сравнению с уровнем 2011 года был обусловлен инфляционными процессами.
Плановые значения сравниваемых показателей совпадают. Фактические значения показателей имеют одинаковую динамику (в 2012 году рост по сравнению с уровнем 2011 года – в пределах 0,2-6,2 процентов), но в то же время по отношению друг к другу обнаруживают часто меняющуюся, двойственную тенденцию, что вытекает из следующих данных, тыс.руб.:
Показатели |
Фактические данные | |
2011 |
2012 | |
В расчете на одного работающего: |
||
Товарная продукция |
878,3 |
876,5 |
Реализованная продукция (объем ее продаж) |
873,3 |
872,5 |
Соотношение показателей, в % |
99,4 |
99,5 |
Так в 2011 году первый показатель превосходил второй, что и сохранялось в 2012 году. Однако расхождения в значениях показателей не превышали 0,1 процента.
Для отражения этого аспекта
в анализе целесообразно
В ОАО «Чайка» оба показателя указывают на положительный результат (прибыль), так как показатель прибыли от реализации продукции уменьшился за отчетный год незначительно (на 1,1 тыс.руб.), а показатель прибыли отчетного года увеличился за отчетный год на 2,2 тыс.руб.
Так, за период 2011-2012 годов показатель рентабельности труда уменьшился в 0,9 раза, а одноименный показатель, исчисленный по прибыли отчетного года – в 1,7 раза.
Показатель количества средств, направленных на оплату труда недостаточно информативен. Опираясь на значения этого показателя, можно лишь оценить плановые и фактические расходы предприятия на указанные цели, их динамику. Так, по данным таблицы , ежегодно на оплату труда направлялось 0,1-0,4 процента больше средств, чем первоначально планировалось. При этом общий рост расходов, связанных с оплатой труда, в 2011-2012 годах составил 1,7 раза.
Значения показателя среднемесячной оплаты труда указывает на приемлемый уровень номинальной оплаты труда, сложившейся на предприятии, - на середину 2012 года он составлял 2893,7 тыс. руб.
В ОАО «Чайка» соотношение между темпами изменения размеров показателей будет иметь вид:
Показатели |
Фактические данные 2012 года, процент к 2011 году |
1. Выпуск продукции
в расчете на одного |
111,1 |
2. Среднемесячная оплата труда |
169,6 |
Среднемесячная оплата труда должна была составить в 2012 году – 1706,3 х 1,111 = 1895,7 тыс.руб., а не 2893,7 тыс.руб., что имело место в действительности.
Последовательное соотнесение количества средств, направленных на оплату труда, с товарной и реализованной продукцией, результатом от реализации продукции и результатом в целом за отчетный год, исчисленными на основе текущих цен за определенный промежуток времени, позволяет установить:
Во-первых, повышение эффективности расходования средств на оплату труда в целях выпуска товарной продукции. Так, в 2012 году каждый рубль, затраченный на оплату труда, в совокупности с другими затратами, приносил предприятию 6,3 руб. товарной продукции. По сравнению с уровнем 2011 года показатель снизился на 38,8 процента, что с позиций предпринимательства следует признать малоприемлемым итогом использования средств на оплату труда в отчетном году;
Во-вторых, снижение эффективности расходования средств на оплату труда с точки зрения реализации выпущенной продукции. В 2012 году на предприятии в расчете на один рубль оплаты труда было реализовано продукции 6,3 руб., или 6,3 – 6,3 = 0 руб. (столько же, сколько произведено). Из каждого рубля, израсходованного на оплату труда, 1/ 6,3 х 0 = 0 руб. пошло на оплату производства части продукции. В расчете на весь объем средств, в 2012 году направленных на оплату труда, потери предприятия по данной статье затрат определились в размере 34724 х 0 = 0 тыс.руб., что составляет 0 процента от полной себестоимости товарной продукции;
В-третьих, снижение результативности расходования средств на оплату труда с точки зрения итога (размера прибыли), полученного от реализации продукции. В 2012 году каждый рубль, затраченный на оплату труда, обернулся для предприятия 0,07 руб. прибыли от реализации продукции, по сравнению с 2011 годом показатель находился на уровне 0,13 руб. прибыли на рубль расходов, связанных с оплатой труда. Отсюда снижение прибыльности расходов за 2011-2012 годы составило 0,07/ 0,13 х 100 = 53,9 процента;
В-четвертых, повышение результативности расходования средств на оплату труда с точки зрения итога (размера прибыли), полученного от производственно-хозяйственной и финансово-коммерческой деятельности предприятия. В 2012 году на каждый рубль, израсходованный на оплату труда, на предприятии приходилось 0,04 руб. прибыли отчетного года. Относительно исходного уровня 2011 года показатель увеличился за отчетный год на 33,3 процента и не превзошел соответствующий показатель, рассчитанный по прибыли от реализации продукции (0,04 против 0,07) на 42,9 процента.
Проведенный анализ не обнаруживает
процессов или явлений, существенно
отличающихся от тех, которые присущи
текущему этапу хозяйственного развития
предприятий коммунального
Показатели |
2011 |
2012 |
Фактические данные | |||||
План |
Факт |
%выполне-ния плана |
План |
Факт |
%выполне-ния плана |
К 2011 году в % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1.Среднегодовая численность производственного персонала, чел. |
230 |
240 |
104,3 |
250 |
251 |
100,4 |
104,6 | |
2.Выпуск продукции , тыс. руб. |
90000 |
90000 |
100 |
100000 |
100000 |
100 |
111,1 | |
3.Товарная продукция, тыс. |
210000 |
210800 |
100,4 |
220000 |
220000 |
100 |
104,4 | |
4. Реализованная продукция, тыс. руб. |
210000 |
209600 |
99,8 |
220000 |
219000 |
99,5 |
104,5 | |
5.Прибыль (убыток) от реализации продукции, тыс. руб. |
2590 |
2597 |
100,3 |
2430 |
2437 |
100,3 |
93,8 | |
6.Прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб. |
700 |
713 |
101,9 |
1290 |
1297 |
100,5 |
181,9 | |
7.В расчете на одного |
||||||||
А.Выпуск продукции , тыс. руб. |
391,3 |
375 |
95,8 |
400 |
398,4 |
99,6 |
106,2 | |
Б.Товарная продукция, тыс. руб. |
913 |
878,3 |
96,2 |
880 |
876,5 |
99,6 |
99,8 | |
В.Реализованная продукция, тыс. руб. |
913 |
873,3 |
95,7 |
880 |
872,5 |
99,1 |
100 | |
Г.Прибыль (убыток) от реализации продукции, тыс. руб. |
11,3 |
10,8 |
95,6 |
9,7 |
9,7 |
100 |
89,8 | |
Д.Прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб. |
3 |
3 |
100 |
5,2 |
5,2 |
100 |
173,3 | |
Количество средств, направленных на оплату труда, т.р. |
20400 |
20475 |
100,4 |
34700 |
34724 |
100,1 |
169,6 | |
Ж. Среднемесячная оплата труда, руб. |
1700 |
1706,3 |
100,4 |
2891,7 |
2893,7 |
100,1 |
169,6 | |
8.В расчете на 1 руб. оплаты труда, руб. |
||||||||
А.Товарная продукция, тыс. руб. |
10,3 |
10,3 |
100 |
6,3 |
6,3 |
100 |
61,2 | |
Б.Реализованная продукция, тыс. руб. |
10,3 |
10,2 |
99 |
6,3 |
6,3 |
100 |
61,8 | |
В.Прибыль (убыток) от реализации продукции, тыс. руб. |
0,13 |
0,13 |
100 |
0,07 |
0,07 |
100 |
53,8 | |
Г.Прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб. |
0,03 |
0,03 |
100 |
0,04 |
0,04 |
100 |
133,3 |
Глава № 2. Учет и методы анализа финансового состояния
2.1. Учет и методы анализа счета 90 «Продажи»
Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:
-готовые продукции и полуфабрикатам собственного производства;
-работам и услугам промышленного характера; работам и услугам непромышленного характера;
-покупным изделиям (приобретенным для комплектации);
-строительным, монтажным, проектно-изыскательным, геологоразведочным, научно-исследовательским и т. п. работам;
-товарам;
-услугам по перевозке грузов и пассажиров;
-транспортно-экспедиционным
и погрузочно-разгрузочным
-услугам связи;
-предоставлению за
плату во временное
-участию в уставных
капиталах других организаций
(когда это является предметом
деятельности организации) и т.
При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др. в дебет счета 90 «Продажи».
В организациях, занятых
производством
В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажам ценам, по кредиту счета 90»Продажи» отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов),а по дебету – их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 «Товар») с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 «Торговая наценка»).