Финансовый результат

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:24, курс лекций

Описание работы

Анализируя состав и динамику прибыли следует иметь в виду, что ее размер во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.

Работа содержит 1 файл

Глава 6н (Фин.рез).doc

— 866.00 Кб (Скачать)

операционного капитала

 
Показатель Значение  показателя
t0 t1
Прибыль от реализации,  тыс. руб. 17900 19296
Прочие  операционные результаты, тыс. руб. –180 –266
Прибыль от операционной деятельности, тыс. руб. 17720 19030
Среднегодовая сумма операционного капитала, тыс. руб. 34510 42525
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 95250 99935
Коэффициент оборачиваемости капитала 2,76 2,35
 

     На основании данных табл.6.9, 6.10 и 6.21 произведем расчет влияния  факторов способом цепной подстановки:

 

 

 

 

 

 

.

    В целом фактический уровень рентабельности  операционного капитала снизился за отчетный период на 6,5 % (44,8 – 51,3), в том  числе за счет изменения:

  • объема  продаж
50,7 – 51,3 = –0,6
  • структура продаж
53,8 – 50,7 = + 3,1
  • цен реализации
61,2 – 53,8  =  +7,4
  • уровня переменных затрат
57,9 – 61,2  =  –3,3
  • суммы постоянных затрат
52,8 – 57,9  =   –5,1
  • прочих финансовых результатов от основной деятельности
52,6 – 52,8 =  –0,2
  • коэффициента оборачиваемости капитала
44,8 – 52,6 =  –7,8
 

    Как показывают расчеты, уровень рентабельности капитала снизился в основном из–за  замедления его оборачиваемости  и повышения себестоимости продукции. Положительно повлияли  сдвиги в  структуре продаж и рост отпускных цен. 

    При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго  уровня,  от которых зависит изменение  среднереализационных цен, себестоимости  продукции  и  внереализационных  результатов.

    Для анализа  рентабельности операционного капитала  рекомендуем также использовать факторную модель, предложенную   А.Д.Шереметом [69].

где Р – прибыль от реализации продукции;

    F – средняя стоимость основных фондов;

    E – средние остатки материальных оборотных средств;

    N – выручка от реализации продукции;

    P/N – рентабельность  продаж;

    F/N + E/N – капиталоемкость продукции (обратный показатель  коэффициенту оборачиваемости);

    S/N –  затраты  на рубль продукции;

    U/N, M/N,  A/N – соответственно  зарплатоемкость, материалоемкость и  фондоемкость продукции.

 

    Заменяя постепенно базисный уровень каждого  факторного показателя  на  фактический,  можно  определить,  насколько  изменился уровень рентабельности операционного капитала за счет зарплатоемкости,  материалоемкости, фондоемкости,  капиталоемкости продукции, т.е. за счет факторов, характеризующих уровень интенсификации производства.

    Преимущество  рассмотренных  методик  анализа  показателей рентабельности состоит в том, что при их использовании учитывается взаимосвязь элементов модели,  в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более  точное  исчисление  влияния  факторов  и  как следствие  - более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.  

 

6.8. Методика  подсчета  резервов увеличения  суммы прибыли и рентабельности

                        Основные источники резервов роста прибыли и рента–

                        бельности. Методика их подсчета.

 

    Резервы увеличения  суммы  прибыли определяются по каждому виду  продукции.  Основными их источниками являются увеличение объема реализации  продукции,  снижение ее себестоимости,  повышение качества товарной продукции,  реализация ее на

более выгодных  рынках  сбыта  и т.д. (рис. 6.7).

 

 
 

Рис.6.7. Основные направления поиска резервов увеличения прибыли

от  операционной деятельности

 

    Для определения  резервов роста прибыли  по первому источнику (табл.6.22) необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации   умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

.

 

Таблица 6.22

 

 Резервы роста  прибыли за счет увеличения объема

реализации  продукции

 
Вид продукции Резерв увеличения объема продаж, туб Фактическая прибыль  на единицу продукции, руб. Резерв увеличения суммы прибыли, тыс.руб.
А 194 700 135,8
В 210 980 205,8
С 174 1790 311,4
D 106 2050 217,0
Итого 870
 

    Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения  себестоимости   продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции по методике, изложенной в § 7.10, умножается  на  планируемый  объем ее продаж с учетом резервов его роста  (табл.6.23). В формализованном виде этот расчет можно записать так:

 

Таблица 6.23

Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции

 
Вид продукции Резерв снижения себестоимости единицы продукции, руб. Планируемый объем  реализации продукции,    туб Резерв увели–чения прибыли, тыс.руб.
А 200 5044 1008,8
В 120 5510 661,2
С 100 3224 322,4
D 130 2665 346,6
Итого 2339,0
 

    Существенным  резервом роста прибыли  является улучшение  качества   продукции.  Он  определяется    следующим образом:  изменение удельного веса каждого сорта умножается на  отпускную  цену  соответствующего сорта,  результаты суммируются и полученное изменение средней цены   умножается  на  планируемый  объем  реализации данного вида продукции (табл.6.24):

 
 
 
 
 

Таблица 6.24

 

Резервы роста прибыли за счет улучшения  сортового состава

по изделию  D

Сорт Цена, руб. Удельный  вес Изменение средней цены реализации, руб.
факти–

ческий

планиру–

емый

+,–
Высший 8000 0,8 0,9 +0,1 +800
Первый 7000 0,1 0,1
Второй 6000 0,1 –0,1 –600
Итого 1,0 1,0 +200
 

    В связи с увеличением удельного  веса продукции высшего сорта  и сокращением удельного веса II сорта средняя  цена  реализации  изделия  D возрастет на 200 руб., а сумма прибыли за возможный объем реализации – на  533 тыс.руб.

Р­П = +200 руб. · 2665 туб = 533 тыс.руб.

    Аналогично  подсчитываются резервы роста прибыли  за счет изменения рынков сбыта.

В заключение  анализа  необходимо  обобщить  все выявленные резервы роста  прибыли (табл. 6.25).

Таблица  6.25

Обобщение резервов увеличения суммы прибыли, тыс.руб.

Источник  резервов Вид продукции
А В С D Итого
Увеличение  объема продаж 135,8 205,8 311,4 217,0 870
Снижение  себестоимости продукции 1008,8 661,2 322,4 346,6 2339
Повышение качества продукции 72,0 86,0 533,0 691
И т.д.          
Итого 1216,6 953,0 633,8 1096,6 3900
 

    Основными источниками  резервов  повышения  уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции  (Р­П) и снижение ее себестоимости (Р¯С). Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

                     

где Р­R – резерв  роста рентабельности;

Информация о работе Финансовый результат