Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:24, курс лекций
Анализируя состав и динамику прибыли следует иметь в виду, что ее размер во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.
операционного капитала
Показатель | Значение показателя | |
t0 | t1 | |
Прибыль от реализации, тыс. руб. | 17900 | 19296 |
Прочие операционные результаты, тыс. руб. | –180 | –266 |
Прибыль от операционной деятельности, тыс. руб. | 17720 | 19030 |
Среднегодовая сумма операционного капитала, тыс. руб. | 34510 | 42525 |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. | 95250 | 99935 |
Коэффициент оборачиваемости капитала | 2,76 | 2,35 |
На основании данных табл.6.9, 6.10
и 6.21 произведем расчет влияния
факторов способом цепной
В
целом фактический уровень
|
50,7 – 51,3 = –0,6 |
|
53,8 – 50,7 = + 3,1 |
|
61,2 – 53,8 = +7,4 |
|
57,9 – 61,2 = –3,3 |
|
52,8 – 57,9 = –5,1 |
|
52,6 – 52,8 = –0,2 |
|
44,8 – 52,6 = –7,8 |
Как
показывают расчеты, уровень рентабельности
капитала снизился в основном из–за
замедления его оборачиваемости
и повышения себестоимости
При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов.
Для анализа рентабельности операционного капитала рекомендуем также использовать факторную модель, предложенную А.Д.Шереметом [69].
где Р – прибыль от реализации продукции;
F – средняя стоимость основных фондов;
E – средние остатки материальных оборотных средств;
N – выручка от реализации продукции;
P/N – рентабельность продаж;
F/N + E/N – капиталоемкость продукции (обратный показатель коэффициенту оборачиваемости);
S/N – затраты на рубль продукции;
U/N, M/N, A/N – соответственно зарплатоемкость, материалоемкость и фондоемкость продукции.
Заменяя
постепенно базисный уровень каждого
факторного показателя на фактический,
можно определить, насколько
изменился уровень
Преимущество рассмотренных методик анализа показателей рентабельности состоит в том, что при их использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие - более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.
6.8. Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности
Основные источники резервов роста прибыли и рента–
бельности. Методика их подсчета.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на
более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис. 6.7).
Рис.6.7. Основные направления поиска резервов увеличения прибыли
от операционной деятельности
Для определения резервов роста прибыли по первому источнику (табл.6.22) необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:
Таблица 6.22
Резервы роста прибыли за счет увеличения объема
реализации продукции
Вид продукции | Резерв увеличения объема продаж, туб | Фактическая прибыль на единицу продукции, руб. | Резерв увеличения суммы прибыли, тыс.руб. |
А | 194 | 700 | 135,8 |
В | 210 | 980 | 205,8 |
С | 174 | 1790 | 311,4 |
D | 106 | 2050 | 217,0 |
Итого | – | – | 870 |
Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции по методике, изложенной в § 7.10, умножается на планируемый объем ее продаж с учетом резервов его роста (табл.6.23). В формализованном виде этот расчет можно записать так:
Таблица 6.23
Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции
Вид продукции | Резерв снижения
себестоимости единицы |
Планируемый объем реализации продукции, туб | Резерв увели–чения прибыли, тыс.руб. |
А | 200 | 5044 | 1008,8 |
В | 120 | 5510 | 661,2 |
С | 100 | 3224 | 322,4 |
D | 130 | 2665 | 346,6 |
Итого | – | – | 2339,0 |
Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества продукции. Он определяется следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализации данного вида продукции (табл.6.24):
Таблица 6.24
Резервы роста прибыли за счет улучшения сортового состава
по изделию D
Сорт | Цена, руб. | Удельный вес | Изменение средней цены реализации, руб. | ||
факти–
ческий |
планиру–
емый |
+,– | |||
Высший | 8000 | 0,8 | 0,9 | +0,1 | +800 |
Первый | 7000 | 0,1 | 0,1 | — | — |
Второй | 6000 | 0,1 | – | –0,1 | –600 |
Итого | — | 1,0 | 1,0 | — | +200 |
В связи с увеличением удельного веса продукции высшего сорта и сокращением удельного веса II сорта средняя цена реализации изделия D возрастет на 200 руб., а сумма прибыли за возможный объем реализации – на 533 тыс.руб.
РП = +200 руб. · 2665 туб = 533 тыс.руб.
Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения рынков сбыта.
В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли (табл. 6.25).
Таблица 6.25
Обобщение резервов увеличения суммы прибыли, тыс.руб.
Источник резервов | Вид продукции | ||||
А | В | С | D | Итого | |
Увеличение объема продаж | 135,8 | 205,8 | 311,4 | 217,0 | 870 |
Снижение себестоимости продукции | 1008,8 | 661,2 | 322,4 | 346,6 | 2339 |
Повышение качества продукции | 72,0 | 86,0 | – | 533,0 | 691 |
И т.д. | |||||
Итого | 1216,6 | 953,0 | 633,8 | 1096,6 | 3900 |
Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции (РП) и снижение ее себестоимости (Р¯С). Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:
где РR – резерв роста рентабельности;