Финансовые результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:56, реферат

Описание работы

В современной экономической науке термин "прибыль" и его содержание вызывают множество споров и разночтений. Существующая в настоящее время возможность неоднозначной интерпретации определений видов прибыли порождает проблемные ситуации, связанные с оценкой и исследованием этой сложной экономической категории.

Работа содержит 1 файл

1 глава целая.docx

— 108.37 Кб (Скачать)

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

1.1 Финансовые результаты производства, их экономическая сущность и значение

 

 

В современной экономической  науке термин "прибыль" и его  содержание вызывают множество споров и разночтений. Существующая в настоящее  время возможность неоднозначной  интерпретации определений видов  прибыли порождает проблемные ситуации, связанные с оценкой и исследованием  этой сложной экономической категории. По мере развития экономической теории комплекс понятий и терминов, определяющих прибыль, претерпел значительные изменения  от самого простого в качестве дохода от производства и реализации до понятия, характеризующего конечные финансовые результаты во всем многообразии коммерческой деятельности [2,c.513].

Понятие прибыли по мере развития экономической теории постоянно  усложнялось. Причем трактовки прибыли  были и остаются до сих пор довольно спорными. Без сомнения, общим для  всех исследователей-экономистов в  области прибыли является мнение о том, что прибыль представляет собой разницу, отклонение, остаток. Исследователи единодушно рассматривают  прибыль как "нечто", содержащееся в выручке от продажи. Разногласия, причем весьма существенные, возникают  при попытке установить, из каких  же компонентов состоит это "нечто". Так, по Дж. Ст. Миллю, например, прибыль  подсчитывается путем вычитания  из доходов компании затрат на закупку  необходимых товаров и услуг (сырье, транспорт), а также выплачиваемой  персоналу заработной платы. Подобная трактовка прибыли как составного дохода была оспорена Мак-Киллохом, а  затем после некоторых колебаний и А. Маршаллом [7,с.132]. По их мнению, вычитать из доходов компании следует, помимо выше названных затрат также и вознаграждение используемых в данном производстве капиталов. Следует сразу же отметить, о каких капиталах идет речь: привлеченных, собственных или о капитале в целом — неясно. Далее, основываясь на идеях X. фон Тюнена и Л. Вальраса, Наит и Уэстон ввели понятие чистой прибыли, своего рода остатка из остатка, из которого помимо уже названных элементов изъяты вознаграждения руководству компании и премии за риск.

К. Маркс, исследуя природу  прибавочной стоимости, указывает, что "прибавочную стоимость или  ту часть всей стоимости товара, в которой воплощен прибавочный — или неоплаченный — труд рабочего, я называю прибылью". Иными словами, нормальная и средняя прибыль, по Марксу, образуется в виде доли неоплаченного труда рабочих при продаже товаров по их действительной стоимости [4,с.699].

В современной экономике  прибыль рассматривают с двух позиций — микроэкономического и макроэкономического уровней. На микроэкономическом уровне ее связывают с процессом образования в действующих организациях, а на макроэкономическом — определяется место прибыли в доходе государства [15,с.383].

Например, из теоретических  исследований В.П. Петрова следует, что прибыль формируется в  процессе кругооборота и оборота  средств в макроэкономике и характеризует  прирост (увеличение) реального богатства  государства в денежном выражении. Она на практике проявляется в  форме увеличенного богатства отдельных  предпринимателей. Поэтому прибыль  всех предприятий в совокупности должна равняться сумме прироста богатства государства. Аналогично прибыль можно рассматривать  в мировом пространстве[19,c.696].

Американский экономист  Самуэльсон считал, что прибыль — это безусловный доход от факторов производства, это вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, это монопольный доход и этическая категория [20,с.208].

Существует несколько  трактовок прибыли в зависимости  от методов исчисления: бухгалтерская, экономическая и налоговая.

Бухгалтерская прибыль — прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предпринимателя, в том числе упущенной выгоды [26,с.386].

Экономическая прибыль — разница между доходами и экономическими издержками, включающими наряду с общими издержками альтернативные (вмененные) издержки; исчисляется как разность между бухгалтерской и нормальной прибылью предпринимателя.

Доходами организации  признается увеличение экономических  выгод в результате поступления  активов или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов  участников (собственников имущества). Доходы в зависимости от характера, условий получения и направлений  деятельности организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности, операционные доходы и прочие доходы [34,c.172].

В доходы от обычных видов  деятельности включаются:

— выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ и оказанных услуг;

— плата за временное пользование и владение активами организации, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; за участие в уставных капиталах других организаций, когда это является предметом деятельности организации;

— суммовые разницы и другие доходы.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод  в результате выбытия активов  или возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы организации подразделяются на: расходы по обычным видам деятельности, операционные расходы и прочие расходы.

Расходы по обычным видам  деятельности включают:

— расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и других материально-производственных запасов;

— расходы материально-производственных запасов непосредственно для целей производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;

— расходы на оплату труда;

— коммерческие расходы;

— управленческие расходы и др.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.

Для целей формирования организацией финансового результата от обычных  видов деятельности определяется себестоимость  продукции, работ, услуг на базе расходов от обычной деятельности, которые  группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.

Основными факторами изменения  доходов являются: приращение выручки  от продаж продукции, работ, услуг; изменение  структуры продаж в целях повышения  спроса на них; положительные курсовые и суммовые разницы и др. Основными  факторами изменения расходов являются: увеличение объема продаж продукции, работ, услуг; увеличение материальных и трудовых затрат на производство продукции; необоснованный рост коммерческих и управленческих расходов и др. [32,с.414].

Финансовый результат  — обобщающий показатель анализа и оценки эффективности (неэффективности) деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях (этапах) его формирования. Финансовый результат (чистая прибыль) от деятельности формируется как разность между доходами и расходами от производственной, финансовой и инвестиционной деятельности [19,с.696].

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем  рентабельности. Показатели рентабельности показывают эффективность работы предприятия  в целом, доходность различных направлений  деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат. Их экономический смысл — сколько получено прибыли на каждый рубль вложенных средств. И, поскольку это относительные показатели, они практически не подвержены влиянию инфляции. Предприятие считается рентабельным (прибыльным, доходным), если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия [10,c.220].

Необходимо отметить, что  для организаций, бухгалтерская  отчетность которых предназначена  в основном для налоговых органов, характерно занижение прибыли и активов.

 

 

1.2 Планирование прибыли и рентабельности

 

 

Прежде всего, прибыль  нужно рассмотреть как экономическую  категорию, научную абстракцию, выражающую определенные производственные экономические  отношения по поводу формирования и  использования совокупного национального  продукта (ВВП), стоимости и прибавочной  стоимости (прибавочного продукта). В  реальной же экономической жизни  прибыль может принимать форму  денежных средств, материальных ценностей, фондов, и ресурсов. Конкретные формы проявления прибыли тесно связаны с национальным регулированием экономики. При изучении вопроса следует обратить внимание на то, что в настоящее время используется несколько понятий прибыли: бухгалтерская валовая, прибыль до налогообложения, чистая и т. д.

Прибыль планируется раздельно  по видам, а именно:

— прибыль от продажи продукции и товаров;

— прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

— прибыль от реализации основных средств;

— прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;

— прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;

— прибыль (убыток) от внереализационных операций.

Управление процессом  формирования прибыли предприятия  направлено на:

— максимизацию величины прибыли в соответствии с ресурсным потенциалом предприятия и условиями рынка;

— обеспечение оптимального соотношения между величиной формируемой прибыли и уровнем риска;

— выполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами, собственниками предприятия, государственными организациями;

— получение собственных финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии развития предприятия;

— обеспечение роста рыночной стоимости предприятия, бизнеса;

— стимулирование персонала и решение других задач.

Важной функцией управления прибылью является расчет плановой прибыли. Величина плановой прибыли должна быть экономически обоснованной, достаточной  для своевременного выполнения в  полном объеме всех обязательств предприятия, а также обеспечивать его постоянное развитие.

 Планирование прибыли  — это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективном использовании в соответствии с целями и задачами развития предприятия.

Планирование прибыли  предполагает разработку прогнозов  по величине прибыли и направлениям ее использования, текущее и оперативное  планирование, формирование, распределение  и использование прибыли предприятия. Процесс прогнозирования прибыли  заключается в разработке политики управления прибылью предприятия на ряд предстоящих лет, которая  определяет систему долгосрочных целей  формирования и распределения прибыли  в соответствии со стратегией развития предприятия [34,c.172].

Текущее планирование предполагает разработку конкретных планов, основанных на целевых показателях предприятия, планируемых объемах производственной, инвестиционной и финансовой деятельности, разработанной системе норм и  нормативов затрат отдельных видов  ресурсов, действующих налоговых  ставках, результатах анализа прибыли  за предшествующий период. Основным видом  текущего плана прибыли является план доходов и расходов предприятия. Оперативное планирование формирования и использования прибыли заключается  в разработке системы бюджетов (бюджетировании). Бюджет представляет собой оперативный  финансовый план краткосрочного периода (до 1 года), отражающий расходы и  поступления средств в процессе осуществления конкретных направлений  хозяйственной деятельности [31,c.352].

На практике применяются  различные методы планирования прибыли. Наиболее распространенным является метод  прямого счета.

При прямом счете планируемая  прибыль на продукцию, подлежащую реализации в предстоящем периоде, определяется как разница между доходами и  расходами по всем направлениям деятельности предприятия. При использовании  данного метода необходимо учитывать  прибыль в остатках готовой продукции  на начало и конец планового периода. Этот метод расчета наиболее эффективен при выпуске небольшого ассортимента продукции [22,c.322].

Метод прямого счета используется при обосновании создания нового или расширения действующего предприятия  либо при осуществлении какого-либо проекта. Разновидностью метода прямого  счета является метод поассортиментного  планирования прибыли (т.е. определения  прибыли по каждой ассортиментной группе).

Достоинством метода прямого  счета является его простота. Однако его целесообразно использовать при планировании прибыли на краткосрочный  период [9,c.216].

Для составления плана  прибыли используются и другие методы, например анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности, нормативный метод, метод  экстраполяции, а также другие аналитические  методы.

Информация о работе Финансовые результаты