Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:24, курс лекций
Анализируя состав и динамику прибыли следует иметь в виду, что ее размер во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.
Согласно этим данным, из–за изменения структуры средний уровень маржинальной рентабельности повысился на 0,526 %, а прибыль увеличилась на 508 тыс.руб. (0,526 % · 96600).
6.6. Анализ уровня
Зависимость среднего уровня отпускных цен от качества реализуемой продукции, рынков сбыта, сроков реализации, уровня инфляции и др. Методика расчета влияния данных факторов на изменение среднего уровня цен.
Среднереализационная цена единицы продукции – отношение выручки от реализации соответствующего вида продукции к физическому объему его продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние такие факторы, как качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.
Качество товарной продукции – один из основных факторов, от которых зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливают более высокие цены, и наоборот.
Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (DЦкач) можно определить по формуле:
где Цн и Цп – соответственно цена изделия нового и прежнего качества;
VРПн - объем реализации продукции нового качества;
VРПобщ – общий объем реализованной продукции i–го вида за отчетный период.
Расчет влияния сортового
В основу первого способа положен принцип цепной подстановки: сравнивается сумма выручки за общий объем фактически реализованной продукции і–го вида при ее фактическом и базисном сортовом составе (табл.8.13). Если полученную разность разделить на общее количество фактически реализованной продукции, узнаем, как изменилась средняя цена за счет ее качества. Алгоритм этого расчета можно записать так:
В основу второго способа расчета положен способ абсолютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту надо умножить на базисный уровень цены единицы продукции соответствующего сорта и результаты суммировать:
Полученные данные свидетельствуют о том, что в результате улучшения качества продукции, т.е. повышения удельного веса продукции I сорта и уменьшения II, выручка от ее реализации увеличилась на 114375 руб., а средняя цена 1 тубы – на 37,5 руб.
Таблица 6.14
Расчет влияния качества изделия С на его среднюю цену реализации
Сорт про–дук–ции | Цена, руб. | Объем продаж, туб | Удельный вес сортов ,% | Объем продаж фактиче–ский при базисной сортности | Выручка, руб. | ||||
t0 |
t1 |
t0 |
t1 |
D |
при факти–ческой сорт–ности | при базисной сорт–ности | |||
I | 7500 | 2160 | 2592,5 | 0,80 | 0,85 | +0,05 | 2440 | 19447750 | 18300000 |
II | 6750 | 540 | 457,5 | 0,20 | 0,15 | –0,05 | 610 | 3088125 | 4117500 |
Итого | – | 2700 | 3050 | 1,00 | 1,00 | – | 3050 | 22531875 | 22417500 |
По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков и каналов сбыта продукции (табл.6.15). В связи с изменением каналов реализации продукции средний уровень цены 1 тубы увеличился на 40 руб., а сумма прибыли – на 122 тыс.руб. (40 руб.· 3050 туб).
Таблица 6.15
Влияние каналов сбыта продукции на изменение
средней цены единицы продукции по изделию С
Рынок сбыта | Цена 1 туб, руб. | Объем продаж, туб | Структура рынков сбыта, % | Изменение средней цены, руб. | |||
t0 | t1 | t0 | t1 | +,– | |||
Госзаказ | 6700 | 1620 | 1677,5 | 60 | 55 | –5 | –335 |
По договорным ценам | 7500 | 810 | 1067,5 | 30 | 35 | +5 | +375 |
Прочие | 7300 | 270 | 305 | 10 | 10 | – | – |
Итого | – | 2700 | 3050 | 100 | 100 | – | +40 |
Если на протяжении исследуемого периода произошло изменение отпускных цен на продукцию в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации по новым ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.
В заключение обобщаются результаты анализа по каждому виду продукции (табл. 6.16).
Таблица 6.16
Факторы изменения среднереализационных цен
Фактор | Изменение средней цены, руб. | |||
Изделие А | Изделие В | Изделие С | Изделие D | |
Качество продукции | +450 | –50 | +37,5 | +52 |
Рынки и каналы сбыта | –400 | –33 | +40 | +83 |
Инфляция | +150 | +183 | +272,5 | +165 |
Итого | +200 | +100 | +350 | +300 |
6.7 . Анализ прочих финансовых доходов и расходов
Состав прочих доходов и расходов, методика их анализа,
факторы изменения их величины
Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это, прежде всего доходы и расходы от инвестиционной и финансовой деятельности, также прочие операционные доходы и расходы.
К инвестиционным доходам относятся проценты к получению по облигациям, депозитам, государственным ценным бумагам, дивиденды к получению по акциям, доходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных средств и иных активов и т.п.
К инвестиционным расходам относятся расходы, связанные с выбытием основных средств, нематериальных и финансовых активов, с приобретением ценных бумаг и др.
Финансовые доходы – это доходы от роялти, от лизинга, от курсовых разниц, от безвозмездного получения активов, грандов и т.д.
Финансовые расходы включают выплату процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов).
Прочие операционные доходы и расходы – это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности; доходы и расходы от реализации текущих активов; доходы (расходы) по текущей аренде; убытки от уценки и недостачи имущества; судебные издержки и т.д.
В ходе анализа изучают состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю (табл.6.17).
Таблица 6.17
Динамика прочих финансовых доходов и расходов
Источник доходов и убытков | Прошлый период | Отчетный период | ||
тыс.руб. | доля, % | тыс.руб. | доля, % | |
Доходы по ценным бумагам | 360 | 46,2 | 462 | 47,6 |
Доходы от участия в совместных предприятиях | 420 | 53,8 | 508 | 52,4 |
Прибыль от инвестиционной деятельности | 780 |
100 |
970 |
100 |
Штрафы и пени полученные | 20 | +11,1 | 100 | +37,6 |
Штрафы и пени выплаченные | –124 | –68,9 | –230 | –86,5 |
Убытки от списания дебиторской задолженности | –50 |
–27,8 |
–70 |
–26,3 |
Потери от уценки и недостачи материальных ценностей | –26 | –14,4 | –66 | –24,8 |
Сальдо прочих операционных доходов и расходов | –180 | 100 | –266 | 100 |