Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:24, курс лекций
Анализируя состав и динамику прибыли следует иметь в виду, что ее размер во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.
Особенно
большое значение имеет многоуровневый
порядок расчета маржи
Рис. 6.4. Многоступенчатый порядок
определения финансового
Показатель |
Группы и виды изделий | |||
А | В | С | D | |
Выручка | 25220 | 32330 | 22418 | 19968 |
Переменные затраты | 15035 | 18550 | 10980 | 9585 |
Маржа покрытия 1 | 10185 | 13780 | 11438 | 10383 |
Прямые постоянные затраты для изделия | 3605 |
3250 |
3438 |
3583 |
Маржа покрытия 2 | 6580 | 10530 | 8000 | 6800 |
Постоянные
затраты
для группы изделий |
3354 |
3000 | ||
Маржа покрытия 3 | 13756 | 11800 | ||
Общехозяйственные расходы | 6260 | |||
Финансовый результат | 19296 |
6.4. Анализ
финансовых результатов от
работ и услуг
Последовательность анализа. Методика факторного анализа
прибыли от реализации
продукции в
целом и
отдельных ее видов.
Основную
часть прибыли предприятия
В процессе анализа изучают динамику, выполнение плана прибыли от реализации продукции (табл.8.6) и определяют факторы изменения ее суммы.
Таблица 6.6. Динамике прибыли от реализации продукции
Вид
Продукции |
Сумма прибыли, тыс.руб. | Изменение прибыли | ||
t0 | t1 | тыс.руб. | % | |
А | 5700 | 3395 | –2305 | –40,40 |
В | 5600 | 5194 | –406 | –7,25 |
С | 3510 | 5459 | +1949 | +55,50 |
D | 3090 | 5248 | +2158 | +69,80 |
Итого | 17900 | 19296 | +1396 | +7,80 |
По традиционной методике для факторного анализа прибыли обычно используют следующую модель:
где VРП – физический объем продаж;
р – цена за единицу продукции;
с – себестоимость единицы продукции.
При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Как правило, при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как меньше постоянных затрат приходится на одно изделие. И, наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из–за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.
Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины целесообразнее использовать следующую модель:
где b – переменные затраты на единицу продукции (усеченная себестоимость единицы
продукции);
А – постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции в отчетном периоде.
Эта модель применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. С помощью данной модели измеряется и прямое и косвенное влияние объема продаж на изменение финансового результата, т.е. учитывается его мультипликативный эффект, что позволяет более правильно оценить влияние факторов на изменение суммы прибыли.
Исходные данные для факторного анализа прибыли приведены в табл.6.7.
Таблица 6.7
Данные для факторного анализа прибыли по изделию А
Показатель | Значение показателя | |
t0 | t1 | |
Объем реализации продукции, шт. | 5700 | 4850 |
Цена единицы продукции, тыс.руб. | 5,0 | 5,2 |
Себестоимость изделия, тыс.руб. | 4,0 | 4,5 |
В том числе переменные затраты, тыс.руб. | 2,8 | 3,1 |
Сумма постоянных расходов, тыс.руб. | 6840 | 6790 |
Прибыль, тыс.руб. | 5700 | 3395 |
Общее изменение прибыли составляет
DПобщ = 3395 – 5700 = –2305 тыс.руб.,
В том числе за счет изменения:
количества реализованной продукции
DПVРП = Пусл1 –П0 = 3830 - 5700 = -1870 тыс.руб.;
цены реализации
DПp = Пусл2 – Пусл1 = 4800 – 3830 = +970 тыс.руб.;
удельных переменных затрат
DПb = Пусл3 –Пусл2 = 3345 - 4800 = -1455 тыс.руб.;
суммы постоянных затрат
DПА = П1 – Пусл3= 3395 - 3345 = +50 тыс.руб.
Такие
же расчеты делают по каждому
виду продукции, и результаты систематизируют
(табл. 6.8).
Таблица 6.8
Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции
Изделие | Объем продаж, туб | Цена, тыс.руб. | Переменные затраты на единицу продук–ции, тыс.руб. | Сумма постоянных затрат на весь выпуск, тыс.руб. | ||||
t0 | t1 | t0 | t1 | t0 | t1 | t0 | t1 | |
А | 5700 | 4850 | 5,0 | 5,2 | 2,8 | 3,1 | 6840 | 6790 |
В | 5600 | 5300 | 6,0 | 6,1 | 3,6 | 3,5 | 7840 | 8586 |
С | 2700 | 3050 | 7,0 | 7,35 | 3,5 | 3,6 | 5940 | 5979 |
D | 1900 | 2560 | 7,5 | 7,8 | 3,75 | 3,744 | 4035 | 5135 |
Итого | 15900 | 15760 | – | – | – | – | 24655 | 26490 |
Вид
продукции |
Сумма прибыли, тыс.руб. | Изменение суммы прибыли, тыс.руб. | |||||
t0 | t1 | общее |
В том числе за счет | ||||
объема продаж | цены | уровня переменных затрат | суммы постоян–ных затрат | ||||
А | 5700 | 3395 | –2305 | –1870 | +970 | –1455 | +50 |
В | 5600 | 5194 | –406 | –720 | +530 | +530 | –746 |
С | 3510 | 5459 | +1949 | +1225 | +1068 | –305 | –39 |
D | 3090 | 5248 | +2158 | +2475 | +768 | +15 | –1100 |
Итого | 17900 | 19296 | +1396 | +1110 | +3336 | –1215 | –1835 |