Финансовый результат

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:24, курс лекций

Описание работы

Анализируя состав и динамику прибыли следует иметь в виду, что ее размер во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.

Работа содержит 1 файл

Глава 6н (Фин.рез).doc

— 866.00 Кб (Скачать)

    Действующие нормативные акты допускают следующие  методы регулирования прибыли субъектом  хозяйствования.

  1. Изменение стоимостных границ отнесения  имущества  к  основным средствам или к оборотным активам,  что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи  с  различными способами отнесения их на затраты.
  2. Изменение метода переоценки основных средств: путем индексации первоначальной стоимости   с использованием среднестатистических коэффициентов пересчета или  прямым пересчетом первоначальной стоимости в цены, сложившиеся на дату переоценки на соответствующие виды основных средств. От выбранного метода переоценки основных средств зависит фонд переоценки имущества (добавочный капитал), сумма амортизационных отчислений и как результат – величина прибыли и собственного капитала предприятия.
  3. Применение  различных  методов переоценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним.
  4. Использование метода ускоренной амортизации по активной  части основных средств также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли, а следовательно, и налогов на прибыль.
  5. Выбор метода оценки потребленных производственных запасов (NIFO, FIFO, LIFO).
  6. Изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (по фактическим затратам  или равномерными частями за счет созданного ремонтного фонда).
  7. Изменение сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода.
  8. Изменение метода определения прибыли от  реализации  продукции (по моменту отгрузки продукции или моменту ее оплаты).

    Таким образом, учетная политика, формируемая администрацией, открывает большой

простор для выбора методологических приемов,  способных радикально менять  всю  картину  финансовых  результатов  и финансового состояния предприятия.

    В процессе  анализа  необходимо установить  соответствие принятой  учетной политики предприятия действующим нормативным положениям по ведению бухгалтерского учета и определить влияние изменений в учетной политике на сумму брутто–прибыли, налогооблагаемой прибыли и чистой прибыли,  а также на размер  потребляемой и капитализированной прибыли. Для этого следует отразить в специальной таблице уровень перечисленных показателей до и после изменения каждого метода учетной политики субъекта хозяйствования. 

  6.3. Анализ маржи покрытия (маржинальной прибыли)

          Сущность, значение и порядок  расчета маржи  покрытия. Факторы  изменения ее суммы. Методика расчета  их влияния. Роль маржинальной рентабельности в  оценке сегментарной эффективности.

    Маржа покрытия (маржинальная прибыль) – разность между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг  и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию – очень ценный показатель  при анализе финансовых результатов. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.

    С ее помощью можно правильнее ранжировать  отдельные виды продукции и отдельные сегменты предприятия по уровню рентабельности. Она служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования  оптимального варианта  различного рода управленческих решений.

    Маржа покрытия на единицу продукции показывает вклад каждой дополнительно произведенной единицы продукции в общую сумму маржинальной прибыли, которая является источником покрытия постоянных расходов и генерирования прибыли.

    Сравнение маржинальной прибыли с суммой постоянных расходов организации отражает финансовый результат  от операционной деятельности.

  П= МП – А.

    Если МП< А – предприятие терпит убытки,

    Если МП > A – предприятие получает прибыль,

    Если МП = А – финансовый результат  равен 0 (безубыточное производство).

    Для факторного анализа ее  величины можно использовать следующие модели:

  • на единицу продукции (удельная маржинальная прибыль)

;

  • на весь объем продаж і–го вида продукции

;

  • в целом по предприятию

;

где МП – сумма маржи покрытия;

           р – цена единицы продукции;

           b – переменные затраты на единицу продукции (усеченная себестоимость);

     VРП – физический объем реализованной продукции;

       Уді – удельные веса отдельных видов продукции в общем объеме продаж.

    Расчет  влияния данных факторов покажет  вклад каждого из них в формирование общей суммы маржи покрытия отчетного периода (табл.8.2). По данным моделям можно оценивать степень чувствительности ее величины к изменению соответствующих факторов в прогнозном периоде.

Таблица  6.2.

Расчет  влияния факторов на изменение маржи  покрытия

Вид

 продук–ции

Объем продаж, туб Цена 1 туб, тыс.руб. Переменные  затраты на

1 туб,  тыс.руб.

Маржа покрытия, тыс.руб. Изменение маржи покрытия, тыс.руб
общее в том  числе за счет
t0 t1 t0 t1 t0 t1 t0 t1 VРП р b
А 5700 4850 5,0 5,2 2,8 3,1 12540 10185 –2355 –1870 +970 –1455
В 5600 5300 6,0 6,1 3,6 3,5 13440 13780 +340 –720 +530 +530
С 2700 3050 7,0 7,35 3,5 3,6 9450 11438 +1988 +1225 +1068 –305
D 1900 2560 7,5 7,8 3,75 3,744 7125 10383 +3258 +2475 +768 +15
Итого         42555 45786 +3231 +1110 +3336 –1215
 

    Определение усеченной себестоимости по переменной части затрат и  маржи покрытия  по каждому виду продукции позволяет более правильно определить доходность каждого продукта и его вклад в генерирование общей суммы покрытия и прибыли предприятия по сравнению с традиционным методом калькулирования полной себестоимости продукции. При  полном калькулировании  себестоимости продукции, как правило, допускается значительное искажение ее уровня вследствие того, что очень трудно правильно выбрать базу распределения накладных расходов, в результате чего себестоимость одних видов продукции явно завышается, а других – занижается. Принятые на этой основе изменения в структурной политике могут оказаться ошибочными, т.е. могут быть сняты с производства изделия, вносящие на самом деле значительный вклад в общий доход предприятия. Это можно проиллюстрировать на примере (табл. 6.3).  
 
 
 
 
 
 

  Таблица 6.3.

  Сравнительный анализ доходности изделий, основанный на полной

  и усеченной их себестоимости

 
Показатель
Изделия
А В С
1.Объем  продаж, шт. 800 750 500
2.Цена  единицы, руб. 100 120 150
3.Полная  себестоимость, руб. 110 90 105
4.Прибыль  на единицу продукции, руб. (п.2 – п.3) –10 +30 +45
5.Рентабельность  продаж, % (п.4 / п.2 · 100) –10 25 30
6.Ранжирование изделий по уровню рентабельности 3 2 1
7.Усеченная  себестоимость, руб. 60 75 97,5
8.Маржа  покрытия на единицу продукции,  руб. (п.2–п.7) 40 45 52,5
9.Маржинальная  рентабельность (п.8 / п.2 · 100) 40 37,5 35,0
10.Ранжирование изделий по маржинальной рентабельности 1 2 3
 

    Как показывают приведенные данные, наибольшую сумму маржинальной прибыли и  более высокий уровень маржинальной рентабельности  обеспечивает изделие  А. Но поскольку постоянные затраты  были распределены пропорционально прямой заработной плате, удельный вес в общей сумме которой данного изделия высок, то его полная себестоимость  оказалась выше цены, а производство убыточным. Учитывая, что на сегодняшний день не существует идеальной базы для распределения накладных расходов,  более объективная оценка доходности отдельных видов продукции и отдельных сегментов деятельности достигается на основе маржинальной рентабельности.

    Сократив  изделие А, которое было убыточным  по методу калькуляции полной себестоимости, но имело  положительную маржу покрытия,   предприятие  теряет значительную сумму прибыли  и снижает общий уровень рентабельности,  что подтверждают данные табл. 6.4. 

  Таблица 6.4

  Финансовый  результат при  разных  вариантах  структуры продукции

 
Показатель
Значение  показателя
до  исключения изделия А после исключения изделия А
Выручка от продаж, тыс. руб 245 165
Переменные  затраты, тыс. руб. 153 105
Маржа покрытия, тыс. руб. 92 60
Постоянные  затраты, тыс. руб. 55 55
Прибыль от продаж, тыс. руб. 37 5
Средний уровень рентабельности продаж, % 15,1 3,0
 

    Следовательно, такое решение было бы ошибочным. Исчисление усеченной себестоимости  и маржи покрытия  позволяет  избежать этой ошибки.

    Таким образом, показатель маржи покрытия в процентах к выручке  является  важным инструментом принятия решений. Если предприятие увеличит продажи продукции с более высокими значениями данного показателя, то оно получит более высокую сумму покрытия, а соответственно и более высокую сумму прибыли. Поэтому планирование производства и сбыта продукции должно ориентироваться именно на этот критерий с целью достижения  оптимального финансового результата.

Информация о работе Финансовый результат