Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:24, курс лекций
Анализируя состав и динамику прибыли следует иметь в виду, что ее размер во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.
Действующие
нормативные акты допускают следующие
методы регулирования прибыли
Таким образом, учетная политика, формируемая администрацией, открывает большой
простор
для выбора методологических приемов,
способных радикально менять всю
картину финансовых результатов
и финансового состояния
В
процессе анализа необходимо установить
соответствие принятой учетной политики
предприятия действующим нормативным
положениям по ведению бухгалтерского
учета и определить влияние изменений
в учетной политике на сумму брутто–прибыли,
налогооблагаемой прибыли и чистой прибыли,
а также на размер потребляемой и капитализированной
прибыли. Для этого следует отразить в
специальной таблице уровень перечисленных
показателей до и после изменения каждого
метода учетной политики субъекта хозяйствования.
6.3. Анализ маржи покрытия (маржинальной прибыли)
Сущность, значение и порядок расчета маржи покрытия. Факторы изменения ее суммы. Методика расчета их влияния. Роль маржинальной рентабельности в оценке сегментарной эффективности.
Маржа покрытия (маржинальная прибыль) – разность между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию – очень ценный показатель при анализе финансовых результатов. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.
С ее помощью можно правильнее ранжировать отдельные виды продукции и отдельные сегменты предприятия по уровню рентабельности. Она служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования оптимального варианта различного рода управленческих решений.
Маржа покрытия на единицу продукции показывает вклад каждой дополнительно произведенной единицы продукции в общую сумму маржинальной прибыли, которая является источником покрытия постоянных расходов и генерирования прибыли.
Сравнение маржинальной прибыли с суммой постоянных расходов организации отражает финансовый результат от операционной деятельности.
П= МП – А.
Если МП< А – предприятие терпит убытки,
Если МП > A – предприятие получает прибыль,
Если МП = А – финансовый результат равен 0 (безубыточное производство).
Для факторного анализа ее величины можно использовать следующие модели:
где МП – сумма маржи покрытия;
р – цена единицы продукции;
b – переменные затраты на единицу продукции (усеченная себестоимость);
VРП – физический объем реализованной продукции;
Уді – удельные веса отдельных видов продукции в общем объеме продаж.
Расчет влияния данных факторов покажет вклад каждого из них в формирование общей суммы маржи покрытия отчетного периода (табл.8.2). По данным моделям можно оценивать степень чувствительности ее величины к изменению соответствующих факторов в прогнозном периоде.
Таблица 6.2.
Расчет влияния факторов на изменение маржи покрытия
Вид
продук–ции |
Объем продаж, туб | Цена 1 туб, тыс.руб. | Переменные
затраты на
1 туб, тыс.руб. |
Маржа покрытия, тыс.руб. | Изменение маржи покрытия, тыс.руб | |||||||
общее | в том числе за счет | |||||||||||
t0 | t1 | t0 | t1 | t0 | t1 | t0 | t1 | VРП | р | b | ||
А | 5700 | 4850 | 5,0 | 5,2 | 2,8 | 3,1 | 12540 | 10185 | –2355 | –1870 | +970 | –1455 |
В | 5600 | 5300 | 6,0 | 6,1 | 3,6 | 3,5 | 13440 | 13780 | +340 | –720 | +530 | +530 |
С | 2700 | 3050 | 7,0 | 7,35 | 3,5 | 3,6 | 9450 | 11438 | +1988 | +1225 | +1068 | –305 |
D | 1900 | 2560 | 7,5 | 7,8 | 3,75 | 3,744 | 7125 | 10383 | +3258 | +2475 | +768 | +15 |
Итого | – | – | 42555 | 45786 | +3231 | +1110 | +3336 | –1215 |
Определение
усеченной себестоимости по переменной
части затрат и маржи покрытия
по каждому виду продукции позволяет более
правильно определить доходность каждого
продукта и его вклад в генерирование
общей суммы покрытия и прибыли предприятия
по сравнению с традиционным методом калькулирования
полной себестоимости продукции. При
полном калькулировании себестоимости
продукции, как правило, допускается значительное
искажение ее уровня вследствие того,
что очень трудно правильно выбрать базу
распределения накладных расходов, в результате
чего себестоимость одних видов продукции
явно завышается, а других – занижается.
Принятые на этой основе изменения в структурной
политике могут оказаться ошибочными,
т.е. могут быть сняты с производства изделия,
вносящие на самом деле значительный вклад
в общий доход предприятия. Это можно проиллюстрировать
на примере (табл. 6.3).
Таблица 6.3.
Сравнительный анализ доходности изделий, основанный на полной
и усеченной их себестоимости
Показатель |
Изделия | ||
А | В | С | |
1.Объем продаж, шт. | 800 | 750 | 500 |
2.Цена единицы, руб. | 100 | 120 | 150 |
3.Полная себестоимость, руб. | 110 | 90 | 105 |
4.Прибыль на единицу продукции, руб. (п.2 – п.3) | –10 | +30 | +45 |
5.Рентабельность продаж, % (п.4 / п.2 · 100) | –10 | 25 | 30 |
6.Ранжирование изделий по уровню рентабельности | 3 | 2 | 1 |
7.Усеченная себестоимость, руб. | 60 | 75 | 97,5 |
8.Маржа
покрытия на единицу продукции, |
40 | 45 | 52,5 |
9.Маржинальная рентабельность (п.8 / п.2 · 100) | 40 | 37,5 | 35,0 |
10.Ранжирование изделий по маржинальной рентабельности | 1 | 2 | 3 |
Как
показывают приведенные данные, наибольшую
сумму маржинальной прибыли и
более высокий уровень
Сократив
изделие А, которое было убыточным
по методу калькуляции полной себестоимости,
но имело положительную маржу покрытия,
предприятие теряет значительную сумму
прибыли и снижает общий уровень рентабельности,
что подтверждают данные табл. 6.4.
Таблица 6.4
Финансовый результат при разных вариантах структуры продукции
Показатель |
Значение показателя | |
до исключения изделия А | после исключения изделия А | |
Выручка от продаж, тыс. руб | 245 | 165 |
Переменные затраты, тыс. руб. | 153 | 105 |
Маржа покрытия, тыс. руб. | 92 | 60 |
Постоянные затраты, тыс. руб. | 55 | 55 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. | 37 | 5 |
Средний уровень рентабельности продаж, % | 15,1 | 3,0 |
Следовательно, такое решение было бы ошибочным. Исчисление усеченной себестоимости и маржи покрытия позволяет избежать этой ошибки.
Таким образом, показатель маржи покрытия в процентах к выручке является важным инструментом принятия решений. Если предприятие увеличит продажи продукции с более высокими значениями данного показателя, то оно получит более высокую сумму покрытия, а соответственно и более высокую сумму прибыли. Поэтому планирование производства и сбыта продукции должно ориентироваться именно на этот критерий с целью достижения оптимального финансового результата.