Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:31, курсовая работа
Прибыль представляет собой часть вновь созданной стоимости и выступает одной из форм чистого дохода общества, образующе¬гося в сфере материального производства.Организация получает прибыль после того, как воплощенная в созданном продукте стои¬мость, осуществив стадию обращения, принимает денежную фор¬му.
1. Финансовые результаты деятельности как объект анализа хозяйственной деятельности
1.1 Экономическая сущность, закономерности развития и резервы роста доходов, прибыли и рентабельности оптовой торговой организации
Прибыль представляет собой часть вновь созданной стоимости и выступает одной из форм чистого дохода общества, образующегося в сфере материального производства. [27, с. 210].Организация получает прибыль после того, как воплощенная в созданном продукте стоимость, осуществив стадию обращения, принимает денежную форму. Она является частью выручки от реализации продукции (работ, услуг), которая остается после вычета налогов, уплачиваемых из выручки, и затрат на производство. В отличие от прибыли, доход организации представляет собой реализованную вновь созданную стоимость (часть выручки, которая остается после вычета из нее материальных затрат на производство продукции).
Сущность прибыли может рассматриваться с различных позиций. Наиболее распространенным является рассмотрение прибыли с функциональной точки зрения и с позиции происхождения.
Основоположником функционального подхода является американский экономист П. Самуэльсон. Он определял прибыль как безусловный доход от факторов производства; как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности; как монополистический доход в определенных рыночных ситуациях; как этическую категорию.
Сторонники немецкой экономической школы (Ф.Хайек, Д.Са-хал) рассматривают прибыль с позиции ее происхождения, а именно как «награду», заработанную благодаря предпринимательской инициативе; прибыль «неожиданную», полученную при благоприятной рыночной ситуации и обстоятельствах, признанную органом государственной власти или соответствующим законодательством (легализованную).
Отечественными авторами, такими как Грузинов В.П., Сенько А.Н., прибыль также трактуется по-разному:
Прибыль — это денежное выражение стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства, передаваемого в торговлю через систему скидок и надбавок в качестве платы за реализацию товаров (продукции, услуг) и закрепляемого за торговым организацией.
Прибыль - сумма, на которую доход превышает затраты. Чаще всего прибыль определяют как разность между полной выручкой и полными издержками, т.е. как чистую выручку [9, c. 38].
Прибыль как экономическая категория выступает:
- в качестве целевого ориентира деятельности организации;
- результативным оценочным показателем деятельности организации;
- источником развития организации и финансирования его деятельности.
- являясь оценочным показателем, прибыль характеризует совокупную эффективность использования всех ресурсов организации.
Наличие прибыли позволяет удовлетворить экономические интересы государства, организации, работников и собственников. [27, с. 210].
Наличие прибыли для удовлетворения экономических интересов государства обеспечивается через уплату налогов, которые затем государство использует для решения социальных задач.
Экономические интересы организации заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении и направляемой на его развитие.
Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием дополнительных возможностей для их материального стимулирования.
Собственники также заинтересованы в росте прибыли, так как рост прибыли означает увеличение собственности и увеличение получаемых ими дивидендов.
В экономической практике различают множество видов прибыли - номинальная, минимальная, нормальная, целевая, максимальная, консолидированная, экономическая, бухгалтерская, чистая и т. д.
Номинальная прибыль характеризует фактический размер полученной прибыли [35, с. 105].
Минимальная, нормальная, максимальная прибыли связаны с разными уровнями объема производства и указывают, в какой области находится организация (безубыточности, прибыльности, убыточности). Минимальной считается прибыль, которая обеспечивает организации минимальный уровень доходности на вложенный капитал. Величина минимального уровня доходности принимается равной среднему проценту ставки банка по депозитам, сложившейся за исследуемый период.
Нормальная прибыль - минимальный доход или плата, необходимая для удержания организации в определенной отрасли.
Максимальная прибыль определяет целевую установку при планировании деятельности организации. Ее достижение означает снижение издержек производства и обращения до минимума [23, c. 236].
Объем производства, обеспечивающий максимум прибыли, устанавливается в точке, в которой достигается равенство предельного дохода и предельных издержек.
Экономическая прибыль представляет собой разность между выручкой (валовой прибылью) и экономическими издержками (сумма явных и неявных издержек).
Бухгалтерская прибыль - разность между полученной выручкой и бухгалтерскими издержками (явными).
Источниками экономической прибыли является реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции, инновационная деятельность,
монопольная ситуация, не страхуемые риски (изменение рыночной конъюнктуры, налогового законодательства, риск, связанный с освоением новых товарных территориальных рынков, риск, обусловленный наличием инфляционных процессов в национальной экономике).
Источниками бухгалтерской прибыли являются реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции.
Прибыль в организации рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие его деловой активности. Оценивая уровень или изменение деловой активности, проводят различия между понятиями ожидаемой прибыли (которая может быть получена в будущем в результате хозяйствования) и фактически полученной.
С учетом этого различают следующие функции прибыли:
инвестиционная - поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;
результативная - фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности организации;
финансирующая - часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования организации;
стимулирующая - часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников организации и выплат дивидендов владельцам капитала.
Рентабельность - синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности торговых организаций за определенный период. Это процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, издержкам обращения, средней стоимости внеоборотных и оборотных средств, расходам на оплату труда и т.п. Одни из них используются для оценки текущего положения организации, другие - при проведении динамического и сравнительного анализа показателей рентабельности [35, с. 458].
Особое внимание в организациях уделяется обобщению выявленных резервов повышения прибыльности и эффективности хозяйственной деятельности организации и разработка рекомендаций по их реализации, выработка решений по оптимальному управлению экономикой. [27, с. 212].
Анализ прибыли торгового организации заканчивается обобщением выявленных возможностей и прогнозных резервов роста прибыли, повышения рентабельности.
При определении возможностей увеличения прибыли за счет использования выявленных прогнозных резервов роста валовой прибыли, реализованные торговые надбавки должны быть скорректированы на предполагаемые издержки обращения и налоги, так как мобилизация резервов роста валовой прибыли за счет вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов требует определенных расходов и налогов.
Для обобщения прогнозных резервов роста прибыли торгового организации используются следующие показатели деятельности организации:
- снижение расходов на оплату труда за счет использования прогнозных резервов повышения производительности труда торговых работников;
- сокращение транспортных расходов за счет развития централизованной доставки товаров;
- отказ от аренды отдельных ненужных складских и других помещений;
- реализация излишних и неиспользуемых основных средств;
- рост прибыли за счет сокращения закупки товаров через оптовых посредников;
- рост прибыли за счет сокращения сверхнормативного списания товарных потерь, уценки и порчи товаров;
- рост прибыли за счет дополнительной закупки товаров у местных поставщиков на льготных условиях;
- увеличение прибыли за счет сокращения и предупреждения образования внереализационных расходов, потерь и убытков [10, с. 54].
Для реализации выявленных резервов увеличения прибыли необходимо разработать экономические, технические, организационные, социальные мероприятия и принять меры по их полному и качественному выполнению.
На основе экономико-математических методов, других современных методов планирования, используя результаты проведенного факторного анализа доходов, прибыли и рентабельности, следует определить прогнозные финансовые результаты хозяйственной и другой деятельности торгового организации на ближайшую и длительную перспективу. При планировании доходов и прибыли, в частности, могут быть использованы методы экстраполяции, корреляции, регрессии и др.
1.2. Источники информации и показатели оценки финансовых результатов деятельности организации
Информационная система анализа прибыли и рентабельности включает в себя совокупность входящей информации, результаты ее промежуточной обработки, выходные данные и конечные результаты анализа, поступающие в систему управления, то есть представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты деятельности организации [9,с.38].
Рационально организованный и соответствующим образом регулируемый информационный поток служит надежной базой для построения моделей в соответствии с задачами анализа. Формирование системы информационного обеспечения анализа прибыли и рентабельности – это процесс целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей для прогнозирования и принятия управленческих решений.
Содержание системы информационного обеспечения, ее широта и глубина определяются отраслевыми особенностями деятельности организации, их организационно-правовой формой и другими условиями.
Система показателей, характеризующих общеэкономическое развитие страны, служит основой проведения анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования субъекта при разработке комплексной политики управления финансовой устойчивостью и выявлении резервов ее повышения, ориентируясь на среднеотраслевые показатели.
К исходной информации в анализе предъявляются определенные требования. Главное из них – удовлетворять потребности широкого круга пользователей с разными и подчас противоречивыми интересами.
Требования к учетной информации:
1. Уместность учетной и отчетной информации означает ее своевременность, ценность, полезность для прогнозирования и оценки результатов.
2. Достоверность информации характеризуется: правдивостью, соответствию нормативным актам; возможностью проверки и прозрачностью.
3. Рациональность экономической информации предполагает ее достаточность, оперативность, высокий коэффициент использования первичной информации, отсутствие излишних данных [30,с.89].
Аналитические расчеты – весьма трудоемкий процесс, поскольку связан с большим объемом разнообразных вычислений, что требует использования современной вычислительной техники. Технические качества ЭВМ дают возможность повысить эффективность аналитических расчетов: сократить сроки анализа; заменить приближенные расчеты более точными вычислениями; решать многомерные задачи анализа, не выполнимые традиционными методами.
Информационное обеспечение анализа прибыли и рентабельности, его структура и содержание определяются действующими формами отчетности организации. Следует отметить, что они могут меняться, приближаясь к стандартам, действующим в международной практике бухгалтерского учета. Периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность организации - это лишь «сырая информация», подготовленная в ходе выполнения в организации учетных процедур. Но ее объем и качество в конечном счете определяют решение задач анализа.
Финансовая отчетность представляет собой самый важный способ периодического предоставления информации, собранной и обработанной в бухгалтерском учете. Она призвана решать следующие внутренние и внешние задачи:
- предоставлять менеджеру информацию о хозяйственных ресурсах организации, его обязательствах, составе средств и источников, а также их изменениях, необходимую для эффективного финансового анализа и принятия решений;