Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:24, курс лекций
Анализируя состав и динамику прибыли следует иметь в виду, что ее размер во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.
По данной модели можно установить изменение прибыли за счет выручки, уровня переменных затрат на рубль выручки и суммы постоянных затрат.
Если предположить, что и на анализируемом предприятии объем производства и продаж невозможно выразить количественно (в физических единицах, условных единицах или нормо–часах), то для расчета влияния факторов на изменение суммы прибыли будут использованы следующие данные:
Показатель | t0 | t1 | изменение |
Выручка (нетто), тыс.руб. | 95 250 | 99 935 | +4685 |
Переменные затраты, относящиеся к реализованной продукции, тыс.руб. | 52 695 | 54 149 | +1454 |
Удельные переменные затраты, руб/руб. | 0,55322 | 0,5418 | –0,0114 |
Постоянные затраты отчетного периода, тыс.руб. | 24 655 | 26 490 | +1835 |
Прибыль, тыс. руб. | 17 900 | 19 296 | +1396 |
Для расчета влияния факторов на изменение суммы прибыли используем способ цепной подстановки:
Изменение прибыли за счет:
19994 – 17900 = +2094 тыс.руб.;
21131 – 19994 = +1137 тыс.руб.
19296 – 21131 = –1835 тыс.руб.
Такой анализ можно проводить не только в целом по предприятию, но и центрам формирования прибыли, а также по отдельным видам продукции (табл.6.11).
Таблица 6.11. Результаты факторного анализа прибыли по отдельным
видам продукции
|
|
6.5. Ассортиментная
политика предприятия и ее
влияние на формирование
Методика расчета влияния структуры продаж на изменение суммы прибыли в случаях однородной и неоднородной продукции
Для оценки ассортиментной политики предприятия, как уже указывалось, используется целая система показателей, в том числе и получение максимума прибыли. На анализируемом предприятии изменение структуры реализации продукции способствовало увеличению суммы прибыли на 1485 тыс.руб., так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. Чтобы установить, какие конкретно произошли изменения в ассортиментной политике предприятия, необходимо провести более детальный анализ структуры продаж с учетом уровня маржинальной доходности отдельных видов продукции.
Исходя из того, что к изменению структуры продаж чувствительны только выручка и переменные затраты, а постоянные расходы предприятия при этом остаются без изменения, то влияние данного фактора на финансовый результат надо оценивать по изменениям суммы маржи покрытия.
Из табл.8.12 видно, что более доходными видами продукции являются C и D. Увеличение их доли в общем объеме продаж способствовало увеличению прибыли. Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:
где - сумма прибыли на условную единицу продукции или на один нормо–час на
производство единицы i–го вида продукции;
VРПобщ.1 – фактический общий объем реализованной продукции в условно–натуральном
выражении или в нормо–часах;
Удi – удельный вес i–го вида продукции в общем объеме реализации в условно–
натуральном выражении или в нормо–часах, %.
Таблица 6.12
Расчет влияния структуры продукции на сумму
прибыли от ее реализации
Вид продук–ции | Объем реализации
в условно–натуральном |
Структура реализованной продукции, % | Базисная
ставка маржи покрытия на единицу
продукции,
руб. |
Изменение среднего уровня маржи покрытия единицу продукции, руб. | |||
t0 | t1 | t0 | t1 | +,– | |||
А | 5700 | 4850 | 35,85 | 30,77 | –5,08 | 2200 | –111,76 |
В | 5600 | 5300 | 35,22 | 33,63 | –1,59 | 2400 | –38,16 |
С | 2700 | 3050 | 16,98 | 19,35 | +2,37 | 3500 | +82,95 |
D | 1900 | 2560 | 11,95 | 16,25 | +4,30 | 3750 | +161,25 |
Итого | 15900 | 15760 | 100 | 100 | – | +94,28 |
В связи с увеличением удельного веса изделий C и D, которые имеют более высокий уровень маржи покрытия на единицу продукции, средняя величина последней повысилась на 94,28 руб., а общая сумма прибыли – на 1485 тыс.руб. (94,28 руб.·15760 туб), что соответствует расчетам, приведенным в параграфе 8.4.
Если предприятие производит неоднородные виды продукции, то для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель
где Удi – удельный вес i–го вида продукции в общей суммы выручки от реализации продукции;
МRi0 – базисный уровень маржинальной рентабельности i–х видов продукции (отношение суммы маржи покрытия к выручке);
å (VРПi1 · рi0)— выручка в целом по предприятию (по ценам базисного периода или плана).
При этом следует иметь в виду, что в данном случае результаты расчетов будут не совсем точными, так как выручка тоже подвержена влиянию структурного фактора (табл.8.13).
Таблица 6.13
Расчет влияния структуры продукции на сумму
прибыли от ее реализации
Вид продук–ции | Выручка от реализации продукции в ценах базисного периода, тыс.руб. | Структура реализованной продукции, % | Базисный уровень маржинальной рентабель–ности, % | Изменение среднего уровня маржинальной рентабельности, % | |||
t0 | t1 | t0 | t1 | +,– | |||
А | 28500 | 24250 | 29,92 | 25,10 | –4,82 | 44,0 | –2,12 |
В | 33600 | 31800 | 35,28 | 32,92 | –2,36 | 40,0 | –0,944 |
С | 18900 | 21350 | 19,84 | 22,10 | +2,26 | 50,0 | +1,13 |
D | 14250 | 19200 | 14,96 | 19,88 | +4,92 | 50,0 | +2,46 |
Итого | 95250 | 96600 | 100 | 100 | – | +0,526 |