Финансовый результат

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:24, курс лекций

Описание работы

Анализируя состав и динамику прибыли следует иметь в виду, что ее размер во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.

Работа содержит 1 файл

Глава 6н (Фин.рез).doc

— 866.00 Кб (Скачать)
 

    Методика  анализа прибыли  несколько усложняется  в условиях  многопродуктового  производства,  когда, кроме рассмотренных факторов, необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

    Для изучения влияния факторов на изменение  суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию целесообразно использовать  следующую модель:

.

       На основании данные табл.8.7, рассчитаем  влияние факторов на изменение  суммы прибыли  в целом по предприятию  с помощью приема цепной подстановки.

    Вначале определим прибыль исходя из базисного уровня всех факторных показателей

=5700·(5,0 – 2,8) +5600· (6,0–3,6)+2700· (7,0–3,5)+1900·(7,5–3,75) –24655 = 17900 тыс.руб.

       Затем рассчитаем сумму прибыли  при изменении общего объема  продаж, но при сохранении базисной его структуры и базисного уровня остальных факторов. Для этого сумму переменных затрат базисного периода скорректируем на индекс физического объема продаж.

      Если продукция неоднородная, то индекс физического объема продаж рассчитывается отношением фактического объема продаж к базисному в сопоставимых ценах:

    Если  продукция однородная по своему составу, то  индекс объема продаж рассчитывают сопоставлением  фактического объема реализации с базисным в натуральном  или  условно–натуральном выражении (в данном примере тысячи условных  банок). На данном предприятии индекс объема продаж составляет

    Если  бы не изменилась структура реализованной  продукции и продажи равномерно упали на 0,88 % по всем видам продукции, то на такой же процент уменьшилась  бы и сумма маржи покрытия. При  таких условиях прибыль  будет  равна

42555 ·0,9912  –24655 = 17525 тыс.руб.

    После этого узнаем, какой будет прибыль  при фактическом объеме и структуре  продаж отчетного периода, но при базисном значении остальных факторов

=4850·(5,0 – 2,8) +5300·(6,0–3,6)+3050·(7,0–3,5)+2560·(7,5–3,75) –24655 = 19010 тыс.руб.

    Прибыль при фактическом объеме, структуре  продаж и фактических ценах, но при  плановом уровне переменных и постоянных затрат составит

=4850·(5,2 – 2,8) +5300·(6,1–3,6)+3050·(7,35–3,5)+2560·(7,8–3,75)–24655 = 22346 тыс.руб.

    При базисной сумме постоянных затрат, но при фактическом значении остальных  факторных показателей прибыль равна

=4850·(5,2 – 3,1) +5300·(6,1–3,5)+3050·(7,35–3,6)+2560·(7,8–3,744)–24655=21131 тыс.руб.

    Фактическая сумма прибыли в отчетном периоде  составляет

      =4850·(5,2 – 3,1) +5300·(6,1–3,5)+3050·(7,35–3,6)+2560· (7,8–3,744)–26490=19296 тыс.руб.

      Изменение суммы прибыли произошло из–за:

                        а)   уменьшения общего объема продаж

                   DПVРП = Пусл1 – П0   = 17525 – 17900 =  –375 тыс.руб.;

                             б)   изменения структуры реализованной  продукции

                          DПУд = Пусл2 –Пусл1 = 19010 – 17525 = +1485 тыс.руб.

         в)  повышения уровня отпускных цен

                           DПp  = Пусл3 – Пусл2 = 22345 – 19010 = +3336 тыс.руб.

          г)   изменения уровня переменных  расходов

                           DПb = Пусл4 – Пусл3 = 21131 – 22345 = –1215 тыс.руб.

          д)   снижения суммы постоянных затрат

                           DПА =   П1 –   Пусл4   = 19296 – 21131 = –1835 тыс.руб.

                                                                          Итого           +1396 тыс.руб. 

 

    Методику  маржинального анализа прибыли  в целом по предприятию можно представить и по другому, используя сводные данные о затратах, выручке и прибыли (табл. 6.9 и 6.10).

Таблица 6.9

Сводные данные для  факторного анализа прибыли  в целом по предприятию, тыс.руб.

 
Показатель
Значение показателя, тыс. руб.
 
t0
данные базисного  периода, пересчитанные на объем  продаж отчетного периода  
t1
Выручка (нетто) 95 250 96 600 99 935
Переменные  затраты, относящиеся к реализованной продукции  
52 695
 
52 935
 
54 149
Постоянные  затраты отчетного периода  
24 655
 
24 655
 
26 490
Прибыль 17 900 19010 19 296
 

Таблица 6.10

Расчет  влияния факторов на изменение суммы  прибыли в целом

по предприятию

 
Порядок расчета прибыли
Факторы
Объем продаж Структура продаж Цены Удельные переменные затраты Постоянные  затраты
П0= 95250–52695–24655=17900 t0 t0 t0 t0 t0
Пусл1=(95250–52695) · 0,9912– ––24655= =17525 t1 t0 t0 t0 t0
Пусл2=96600–52935–24655=19010 t1 t1 t0 t0 t0
Пусл3=99935–52935–24655=22346 t1 t1 t1 t0 t0
Пусл4=99935–54149–24655=21131 t1 t1 t1 t1 t0
П1=  99935–54149–26490=19296 t1 t1 t1 t1 t1
DПобщ= 19269 – 17900=+1396

 в  т.ч. за счет изменения

 
–375
 
+1485
 
+3336
 
–1215
 
–1835
 

    По  результатам  факторного анализа  можно оценить качество прибыли. Качество прибыли  от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение   обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется  ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль  продукции.

    На анализируемом предприятии сумма прибыли возросла в основном за счет повышения среднего уровня реализационных цен и изменения структуры продукции – увеличения удельного веса более рентабельных изделий С и D. В то же время прибыль снизилась в связи с ростом суммы постоянных и удельных переменных расходов на 3050 тыс. руб., в том числе за счет:

  • роста цен на потребленные ресурсы              –3050 · 140%*   = –4270 тыс.руб.
  • повышения ресурсоемкости продукции        –3050 · (–40%) =  +1220 тыс.руб.

* См. данные параграфа 7.3.

    На  основании результатов факторного анализа можно сделать вывод,  что темпы роста цен на продукцию  предприятия ниже темпов роста цен  на потребленные ресурсы.  Соотношение  индекса роста цен на продукцию  и индекса роста цен на ресурсы  обычно называют дефлятором цены,  который характеризует финансовую производительность, т.е. меру возмещения роста цен на ресурсы в цене реализуемой продукции. На данном предприятии индекс цен на продукцию   – 1,034524  (99935/96600),  а на  ресурсы – 1,055 (77590+4270) / 77590). Дефлятор цены   составляет  0,98 (1,034524 / 1,055).  Это означает, что темп роста цен на ресурсы и на продукцию предприятия существенно различаются. В абсолютной сумме увеличение выручки за счет роста цен на продукцию только на 78 % (3336/4270) перекрывает рост затрат в связи с повышением цен на  ресурсы.

    При отсутствии количественного  учета объемов  производства и реализации продукции и услуг  для факторного анализа  прибыли можно  использовать следующую  модель:

,

где В – выручка от реализации продукции;

    ДМП – доля маржи покрытия в выручке;

   Зпер – переменные затраты, приходящиеся на реализованную продукцию;

  УПЗ – уровень переменных затрат на рубль выручки;

Информация о работе Финансовый результат