Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:24, курс лекций
Анализируя состав и динамику прибыли следует иметь в виду, что ее размер во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.
Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многопродуктового производства, когда, кроме рассмотренных факторов, необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.
Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию целесообразно использовать следующую модель:
На основании данные табл.8.7, рассчитаем влияние факторов на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки.
Вначале определим прибыль исходя из базисного уровня всех факторных показателей
=5700·(5,0 – 2,8) +5600· (6,0–3,6)+2700· (7,0–3,5)+1900·(7,5–3,75) –24655 = 17900 тыс.руб.
Затем рассчитаем сумму
Если продукция неоднородная, то индекс физического объема продаж рассчитывается отношением фактического объема продаж к базисному в сопоставимых ценах:
Если продукция однородная по своему составу, то индекс объема продаж рассчитывают сопоставлением фактического объема реализации с базисным в натуральном или условно–натуральном выражении (в данном примере тысячи условных банок). На данном предприятии индекс объема продаж составляет
Если бы не изменилась структура реализованной продукции и продажи равномерно упали на 0,88 % по всем видам продукции, то на такой же процент уменьшилась бы и сумма маржи покрытия. При таких условиях прибыль будет равна
После этого узнаем, какой будет прибыль при фактическом объеме и структуре продаж отчетного периода, но при базисном значении остальных факторов
=4850·(5,0 – 2,8) +5300·(6,0–3,6)+3050·(7,0–3,5)
Прибыль при фактическом объеме, структуре продаж и фактических ценах, но при плановом уровне переменных и постоянных затрат составит
=4850·(5,2 – 2,8) +5300·(6,1–3,6)+3050·(7,35–3,
При базисной сумме постоянных затрат, но при фактическом значении остальных факторных показателей прибыль равна
=4850·(5,2 – 3,1) +5300·(6,1–3,5)+3050·(7,35–3,
Фактическая сумма прибыли в отчетном периоде составляет
=4850·(5,2 – 3,1) +5300·(6,1–3,5)+3050·(7,35–3,
Изменение суммы прибыли произошло из–за:
а) уменьшения общего объема продаж
DПVРП = Пусл1 – П0 = 17525 – 17900 = –375 тыс.руб.;
б) изменения структуры
DПУд = Пусл2 –Пусл1 = 19010 – 17525 = +1485 тыс.руб.
в) повышения уровня отпускных цен
DПp = Пусл3 – Пусл2 = 22345 – 19010 = +3336 тыс.руб.
г) изменения уровня переменных расходов
DПb = Пусл4 – Пусл3 = 21131 – 22345 = –1215 тыс.руб.
д) снижения суммы постоянных затрат
DПА = П1 – Пусл4 = 19296 – 21131 = –1835 тыс.руб.
Методику маржинального анализа прибыли в целом по предприятию можно представить и по другому, используя сводные данные о затратах, выручке и прибыли (табл. 6.9 и 6.10).
Таблица 6.9
Сводные данные для факторного анализа прибыли в целом по предприятию, тыс.руб.
Показатель |
Значение показателя, тыс. руб. | ||
t0 |
данные базисного периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода | t1 | |
Выручка (нетто) | 95 250 | 96 600 | 99 935 |
Переменные затраты, относящиеся к реализованной продукции | 52 695 |
52 935 |
54 149 |
Постоянные затраты отчетного периода | 24 655 |
24 655 |
26 490 |
Прибыль | 17 900 | 19010 | 19 296 |
Таблица 6.10
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли в целом
по предприятию
Порядок расчета прибыли |
Факторы | ||||
Объем продаж | Структура продаж | Цены | Удельные переменные затраты | Постоянные затраты | |
П0= 95250–52695–24655=17900 | t0 | t0 | t0 | t0 | t0 |
Пусл1=(95250–52695) · 0,9912– ––24655= =17525 | t1 | t0 | t0 | t0 | t0 |
Пусл2=96600–52935–24655=19010 | t1 | t1 | t0 | t0 | t0 |
Пусл3=99935–52935–24655=22346 | t1 | t1 | t1 | t0 | t0 |
Пусл4=99935–54149–24655=21131 | t1 | t1 | t1 | t1 | t0 |
П1= 99935–54149–26490=19296 | t1 | t1 | t1 | t1 | t1 |
DПобщ=
19269 – 17900=+1396
в т.ч. за счет изменения |
–375 |
+1485 |
+3336 |
–1215 |
–1835 |
По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли. Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции.
На анализируемом предприятии сумма прибыли возросла в основном за счет повышения среднего уровня реализационных цен и изменения структуры продукции – увеличения удельного веса более рентабельных изделий С и D. В то же время прибыль снизилась в связи с ростом суммы постоянных и удельных переменных расходов на 3050 тыс. руб., в том числе за счет:
* См. данные параграфа 7.3.
На
основании результатов
При отсутствии количественного учета объемов производства и реализации продукции и услуг для факторного анализа прибыли можно использовать следующую модель:
где В – выручка от реализации продукции;
ДМП – доля маржи покрытия в выручке;
Зпер – переменные затраты, приходящиеся на реализованную продукцию;
УПЗ – уровень переменных затрат на рубль выручки;