Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:24, курс лекций
Анализируя состав и динамику прибыли следует иметь в виду, что ее размер во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.
Rв – рентабельность возможная;
R1 – рентабельность фактическая;
П1 – фактическая сумма прибыли;
РП – резерв роста прибыли от реализации продукции;
VРПв – возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;
Сiв – возможный уровень себестоимости i–х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;
З1,Зв– соответственно фактическая и возможная сумма затрат по реализованной продукции в отчетном периоде.
Резерв повышения уровня рентабельности изделия А:
Резерв повышения уровня рентабельности совокупного капитала может быть подсчитан по формуле:
(6.10)
где EBIT - общая сумма брутто–прибыли до выплаты процентов и налогов;
Р EBIT – резерв увеличения суммы брутто–прибыли;
КL1 – фактическая среднегодовая сумма совокупного капитала;
Р¯КL – резерв сокращения суммы капитала за счет ускорения его оборачиваемости;
КLд – дополнительная сумма основного и оборотного капитала, необходимая для освоения резервов роста прибыли от операционной деятельности.
В заключение анализа финансовых результатов должны быть разработаны конкретные мероприятия по освоению выявленных резервов и система осуществления мониторинга.
6.9. Анализ чувствительности финансовых результатов
к внешним и внутренним факторам
Значение анализа чувствительности.
Методика оценки чувствительности прибыли.
Методика оценки чувствительности прибыли.
Анализ чувствительности является одним из самых эффективных способов прогнозирования финансовых результатов. Он позволяет оценить эластичность всех результативных показателей к изменению внутренних и внешних факторов, а также их реакцию на принятие любого управленческого решения.
Чтобы всесторонне оценить эффективность (выгодность) того или иного мероприятия (управленческого воздействия), необходимо выяснить, как изменились или изменятся в связи с его проведением основные показатели хозяйственной деятельности: объем производства и реализации продукции, ее себестоимость, прибыль, рентабельность и т.д. Проведение определенного мероприятия может быть эффективным с точки зрения увеличения производства продукции, но при этом может повыситься ее себестоимость, снизиться прибыль и уровень рентабельности, что для предприятия и общества в целом оно будет невыгодным. Поэтому, прежде чем проводить определенное мероприятие, необходимо его всесторонне взвесить, оценить.
Осуществляя анализ чувствительности необходимо вначале определить базовый вариант состояния объекта, где все исследуемые показатели имеют свои исходные значения. В качестве базового варианта может служить фактически сложившаяся ситуация на данный момент или план предприятия.
Оценивать чувствительность показателей к изменению фактора или ситуации можно как по абсолютным, так и по относительным показателям.
В качестве относительного показателя чувствительности (эластичности) результативных показателей к изменению факторных показателей служит отношение относительного приращения результата (Y) к относительному приращению фактора (x):
Коэффициент эластичности показывает, насколько процентов изменяется результативный показатель с изменением факторного показателя на один процент.
В предыдущих параграфах данной главы мы рассматривали методику анализа показателей финансовых результатов, их зависимость от соответствующих факторов, резервы их роста. Исследование при этом велось дедуктивным методом – от общего к частному. Комплексная же оценка мероприятий требует индуктивного метода анализа – от частных, конкретных фактов к обобщающим (рис.6.8).
Рис.6.8. Структурно–логическая модель исследования чувствительности показателей
прибыли и рентабельности к управленческому воздействию
Вначале необходимо определить, как изменится объем выпуска, затраты на ее производство и себестоимость продукции в связи с проведением определенного мероприятия по методике, изложенной в параграфе 7.11. Если в результате проведения мероприятия изменяется качество продукции, то следует установить изменение за счет данного фактора не только себестоимости продукции, но и отпускной цены. При затратном механизме формирования цены необходимо учесть ее изменение и за счет себестоимости продукции.
Например, за счет приобретения
новой линии планируется
Оценить чувствительность себестоимости 1 тубы сока к проведению данного мероприятия можно следующим образом:
После этого необходимо подсчитать, насколько увеличится сумма прибыли за счет данного мероприятия. Для этого в факторную модель прибыли подставим сначала данные до проведения данного мероприятия, а затем после его проведения, и сравним полученные результаты.
Прибыль при внедрении новой линии увеличится на 1712 тыс.руб.(7171 – 5459), или на 31,4 %, а уровень рентабельности повысится на 3,6 п.п., или на 11,2 %.
Следовательно, проведение данного мероприятия выгодно для предприятия в финансовом отношении. При принятии управленческих решений нужно учитывать не только изменение финансовых результатов, но и социальные факторы: создание новых рабочих мест, улучшение условий труда и др.
Показатель |
Значение показателя, тыс.руб. | |
Прошлый период | Отчетный период | |
Выручка (нетто) от реализации продукции | 113250 | 136640 |
Полная
себестоимость реализованной |
92700 | 105960 |
В том числе переменные затраты | 55620 | 69900 |
Маржинальная (валовая) прибыль | 57630 | 66740 |
Постоянные расходы периода | 37080 | 36060 |
Прибыль от основной деятельности | 20550 | 30680 |
Доходы от инвестиционной деятельности (процентные доходы) | 1185 | 1245 |
Сальдо внереализационных финансовых результатов | 415 | 875 |
Общая сумма брутто–прибыли отчетного периода | 22150 | 32800 |
Проценты к уплате | 2150 | 2800 |
Общая сумма прибыли до налогообложения | 20000 | 30000 |
Сумма налогооблагаемой прибыли | 16000 | 25000 |
Налог
на прибыль и экономические |
4500 | 7000 |
Чистая прибыль | 15500 | 23000 |
Дивиденды | 5800 | 9200 |
Выплаты стимулирующего и социального характера | 3625 | 4600 |
Нераспределенная (капитализированная) прибыль отчетного периода | 6075 | 9200 |
прибыли от реализации
Показатель |
Изделие А | Изделие Б | ||
Прошлый период | Отчетный период | Прошлый период | Отчетный период | |
Объем продаж, т | 615 | 620 | 420 | 580 |
Цена единицы продукции (за минусом НДС), тыс.руб. | 150 | 168 | 50 | 56 |
Себестоимость единицы продукции, тыс.руб. | 120 | 126 | 45 | 48 |
В том числе переменные затраты | 72 | 80 | 27 | 35 |
Сумма постоянных затрат, тыс.руб. | 29520 | 28520 | 7560 | 7540 |
Прибыль, тыс.руб. | 18450 | 26040 | 2100 | 4640 |
продукции на изменение:
Вид и сорт продукции |
Цена 1 т, тыс. руб. | Себестои–мость 1 т, тыс. руб. | Объем реализации, т | |
Прошлый период | Отчетный период | |||
Продукт А | ||||
Высший | 160 | 125 | 369 | 434 |
Первый | 135 | 112,5 | 246 | 186 |
Итого | 150 | 120 | 615 | 620 |
Продукт Б | ||||
Высший | 60 | 52 | 210 | 377 |
Первый | 40 | 38 | 210 | 203 |
Итого | 50 | 45 | 420 | 580 |