Финансовый результат

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:24, курс лекций

Описание работы

Анализируя состав и динамику прибыли следует иметь в виду, что ее размер во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.

Работа содержит 1 файл

Глава 6н (Фин.рез).doc

— 866.00 Кб (Скачать)

         Rв – рентабельность   возможная;

         R1 рентабельность  фактическая;

        П1 – фактическая сумма прибыли;

  Р­П – резерв  роста прибыли от реализации продукции;

  VРПв – возможный   объем реализации  продукции с учетом выявленных резервов его роста;

  С – возможный уровень себестоимости i–х  видов  продукции  с учетом выявленных резервов снижения;

   З1в– соответственно фактическая и возможная сумма затрат по реализованной продукции в отчетном периоде.

    Резерв  повышения уровня рентабельности изделия  А:

 

 

    Резерв  повышения уровня рентабельности  совокупного  капитала может быть подсчитан по формуле:

                         (6.10)

где EBIT -  общая сумма   брутто–прибыли до выплаты процентов и налогов;

  Р­ EBIT – резерв  увеличения  суммы брутто–прибыли;

    КL1 – фактическая среднегодовая сумма совокупного капитала;

 Р¯КL – резерв  сокращения суммы капитала за счет ускорения его оборачиваемости;

    КLд – дополнительная  сумма основного и оборотного капитала, необходимая для освоения резервов роста прибыли от операционной деятельности.

    В заключение анализа финансовых результатов должны быть  разработаны конкретные  мероприятия по освоению выявленных резервов и система осуществления мониторинга.

 

6.9. Анализ чувствительности финансовых результатов

              к внешним и  внутренним факторам

            Значение  анализа чувствительности.

            Методика  оценки чувствительности прибыли.

            Методика  оценки чувствительности прибыли.

 

    Анализ  чувствительности  является одним  из самых эффективных способов  прогнозирования  финансовых результатов. Он позволяет оценить эластичность всех результативных показателей к изменению внутренних и внешних факторов, а также их реакцию на принятие любого управленческого решения.

    Чтобы всесторонне  оценить  эффективность  (выгодность)  того или иного мероприятия (управленческого воздействия), необходимо выяснить, как изменились или изменятся в связи с  его проведением основные показатели хозяйственной деятельности: объем производства и реализации продукции,  ее себестоимость, прибыль, рентабельность и т.д.  Проведение определенного мероприятия может быть эффективным с точки зрения увеличения производства продукции, но при  этом  может  повыситься ее себестоимость,  снизиться прибыль и уровень рентабельности,  что для предприятия и общества в целом оно будет невыгодным.  Поэтому,  прежде чем проводить определенное мероприятие, необходимо его всесторонне взвесить, оценить.

    Осуществляя анализ чувствительности  необходимо вначале определить  базовый  вариант состояния объекта, где  все исследуемые показатели  имеют  свои исходные значения. В качестве базового варианта может  служить фактически сложившаяся ситуация  на данный момент или  план предприятия.

    Оценивать чувствительность показателей к  изменению  фактора или ситуации можно как по абсолютным, так  и по относительным показателям.

    В качестве относительного показателя  чувствительности (эластичности) результативных показателей к изменению факторных показателей  служит отношение относительного приращения  результата (Y) к относительному приращению фактора (x):

    Коэффициент эластичности показывает, насколько процентов изменяется  результативный показатель с изменением  факторного показателя на один процент.

    В  предыдущих  параграфах данной главы  мы рассматривали методику анализа  показателей финансовых результатов,  их зависимость от соответствующих факторов,  резервы  их роста.  Исследование при этом велось дедуктивным методом – от общего к частному. Комплексная же  оценка  мероприятий  требует индуктивного метода анализа – от частных, конкретных фактов к обобщающим (рис.6.8).

 

 

 
 

   Рис.6.8. Структурно–логическая модель  исследования чувствительности  показателей 

прибыли и рентабельности к управленческому  воздействию

    Вначале необходимо определить, как изменится  объем выпуска, затраты на ее производство и себестоимость продукции  в связи с проведением определенного мероприятия   по методике, изложенной в  параграфе 7.11. Если в результате проведения мероприятия изменяется качество продукции, то следует установить  изменение за счет данного фактора  не только себестоимости продукции, но и отпускной цены. При затратном механизме формирования цены необходимо учесть ее изменение и за счет себестоимости продукции.

          Например, за счет приобретения  новой линии планируется увеличить  производство соков (в нашем примере – это изделие С) на 20%, или на 632 туб. В связи с приобретением новой линии увеличатся расходы на содержание основных средств на 650 тыс.руб. в год. Кроме того, для освоения этого резерва потребуются дополнительные  затраты  по  оплате труда работников и вырастут пропорционально объему производства прямые материальные затраты.  По данным табл. 7.12 и 7.16 прямая зарплата на единицу продукции составляет 1218 руб., а прямые материальные затраты – 2620 руб., а на весь дополнительный объем производства прямые затраты  вырастут соответственно на  769776 руб. (1218 · 632) и 1655840 руб. (2620 · 632).

    Оценить чувствительность   себестоимости 1 тубы сока к проведению данного мероприятия можно следующим образом:

    После этого необходимо подсчитать, насколько увеличится  сумма прибыли за счет данного мероприятия. Для этого  в факторную модель прибыли подставим сначала данные до проведения данного мероприятия, а затем после его проведения, и сравним полученные результаты.

      

тыс.руб.

             Прибыль при  внедрении новой  линии увеличится на 1712 тыс.руб.(7171 – 5459), или на 31,4 %, а уровень  рентабельности повысится на  3,6 п.п., или на  11,2 %.

                

      Следовательно, проведение  данного мероприятия выгодно для предприятия в финансовом отношении. При принятии управленческих решений нужно учитывать не только изменение финансовых результатов, но и социальные  факторы: создание новых рабочих мест, улучшение условий труда и др.

Контрольные вопросы и задания

 
  1. Назовите  основные задачи и источники данных для анализа финансовых результатов.
  2. Охарактеризуйте основные показатели прибыли и порядок их расчета.
  3. От каких факторов зависит общая сумма брутто–прибыли отчетного периода?
  4. Как влияет учетная политика  на формирование прибыли предприятия?
  5. Что такое маржа покрытия и от каких факторов зависит ее величина?
  6. Какую роль играет маржа покрытия при оценке эффективности производства отдельных видов продукции?
  7. Изложите методику расчета влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
  8. Как определяется влияние структуры продаж на прибыль предприятия?
  9. Какие факторы определяют уровень среднереализационных цен и как рассчитывают их влияние?
  10. Как проводится анализ  прочих финансовых   результатов?
  11. Охарактеризуйте основные показатели рентабельности и методику их расчета.
  12. Запишите факторную модель и методику расчета влияния факторов на изменение уровня рентабельности продукции, оборота и  капитала.
  13. Назовите основные источники резервов увеличения прибыли и методику их подсчета.
  14. Запишите алгоритм расчета  резервов повышения уровня рентабельности.
  15. Изложите методику анализа чувствительности  финансовых результатов к управленческим воздействиям.

Задания для закрепления  материала

 
  1. На основании  приведенных данных  проанализируйте  состав и динамику прибыли
 
 
Показатель
Значение  показателя, тыс.руб.
Прошлый период Отчетный период
Выручка (нетто) от реализации продукции 113250 136640
Полная  себестоимость реализованной продукции 92700 105960
В том  числе переменные затраты 55620 69900
Маржинальная (валовая) прибыль 57630 66740
Постоянные  расходы периода 37080 36060
Прибыль от основной деятельности 20550 30680
Доходы от инвестиционной деятельности (процентные доходы) 1185 1245
Сальдо  внереализационных финансовых результатов 415 875
Общая сумма брутто–прибыли отчетного  периода 22150 32800
Проценты  к уплате 2150 2800
Общая сумма прибыли до налогообложения  20000 30000
Сумма налогооблагаемой прибыли 16000 25000
Налог на прибыль и экономические санкции  по платежам в бюджет 4500 7000
Чистая  прибыль 15500 23000
Дивиденды 5800 9200
Выплаты стимулирующего и социального характера 3625 4600
Нераспределенная (капитализированная) прибыль отчетного периода 6075 9200
 
 
  1. На основании  приведенных ниже данных  проанализируйте  факторы изменения 

       прибыли от реализации отдельных  видов продукции и в целом  по предприятию

 
Показатель
Изделие А Изделие Б
Прошлый  период Отчетный период Прошлый период Отчетный период
Объем продаж, т 615 620 420 580
Цена  единицы продукции (за минусом НДС), тыс.руб. 150 168 50 56
Себестоимость единицы продукции, тыс.руб. 120 126 45 48
В том  числе переменные затраты 72 80 27 35
Сумма постоянных затрат, тыс.руб. 29520 28520 7560 7540
Прибыль, тыс.руб. 18450 26040 2100 4640

 

  1. На основании  приведенных ниже данных определите влияние сортового состава  

       продукции на изменение:

  • уровня сренереализационной цены каждого вида продукции;
  • суммы прибыли от реализации отдельных видов продукции и в целом по предприятию.
 
Вид и сорт продукции
Цена 1 т, тыс. руб. Себестои–мость 1 т, тыс. руб.

Объем реализации, т

Прошлый период Отчетный период
Продукт А        
Высший 160 125 369 434
Первый 135 112,5 246 186
Итого 150 120 615 620
Продукт Б        
Высший 60 52 210 377
Первый 40 38 210 203
Итого 50 45 420 580

Информация о работе Финансовый результат