Анализ себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение методики анализа себестоимости продукции как в целом, так и по отдельным видам затрат.

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

•объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;
•исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;
•обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 525.00 Кб (Скачать)

     Непроизводительными затратами следует считать потери от порчи и недостачи сырья (материалов) и готовой продукции, оплату простоев по вине предприятия, доплаты за это время в связи с использованием рабочих на работах, требующих менее квалифицированного труда, стоимость потребленных энергии и топлива за время простоев предприятия и др.

     Если  уже известно, из-за каких факторов изменилась общая сумма накладных  расходов, можно узнать их влияние  на себестоимость отдельных изделий. Для этого процент изменения  общей суммы общепроизводственных или общехозяйственных расходов за счет i-гo фактора нужно умножить на фактическую сумму накладных расходов, отнесенных на данный вид продукции.

     Коммерческие  расходы включают в себя затраты по отгрузке продукции покупателям (погрузочно-разгрузочные работы, доставка), расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбыта и т. д.

     Расходы по доставке товаров  зависят от расстояния перевозки, веса перевезенного груза, транспортных тарифов за перевозку грузов, вида транспортных средств.

     Расходы по погрузке и выгрузке могут изменяться в связи с изменением веса отгруженной продукции и расценок за погрузку и выгрузку одной тонны продукции.

     Расходы на тару и упаковочные  материалы зависят от их количества и стоимости. Количество, в свою очередь, связано с объемом отгруженной продукции и нормой расхода упаковочных материалов на единицу продукции.

Экономия  на упаковочных материалах не всегда желательна, так как красивая, эстетичная, привлекательная упаковка — один из факторов повышения спроса на продукцию. Увеличение затрат по этой статье окупается увеличением объема продаж. То же можно сказать и о затратах на рекламу, изучение рынков сбыта и другие маркетинговые исследования14.

     В заключение анализа косвенных затрат подсчитываются резервы возможного их сокращения и разрабатываются конкретные рекомендации по их освоению.

2.4. Методика определения резервов снижения себестоимости продукции

     Основными источниками резервов снижения себестоимости  промышленной продукции (Р↓С) являются:

1) увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия 
(Р↑VВП);

2) сокращение  затрат на ее производство (Р↓3) за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т. д.

     Величина  резерва снижения себестоимости  единицы продукции может быть определена по формуле 

где Сl и Св — соответственно фактический и возможный (прогнозируемый) уровни себестоимости единицы продукции;

З1 — фактические затраты на производство продукции в отчетном периоде;

Р ↓  З — резерв сокращения затрат на производство продукции;

Зд — дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения производства продукции;

VBП1, Р ↑ VBП — соответственно фактический объем и резерв увеличения производства продукции.

     Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции на имеющихся производственных мощностях возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий15.

     Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных инновационных мероприятий (внедрение новой, более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т. д.

     Экономию  затрат по оплате труда  (Р ↓ ЗП) в результате проведения инновационных мероприятий можно рассчитать путем умножения разности между трудоемкостью продукции до внедрения (ТЕ0) и после внедрения (ТЕ1) соответствующих мероприятий на планируемый уровень среднечасовой оплаты труда (ОТпл) и на планируемый объем производства продукции (VBПпл):

Р ↓  ЗП = ∑(ТЕ1 – ТЕ0) · ОТПЛ · VВППЛ

Сумма экономии увеличится на процент отчислений от фонда оплаты труда, включаемых в  себестоимость продукции.

     Резерв  снижения материальных затрат (Р ↓ МЗ) на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других мероприятий можно определить следующим образом:

Р↓МЗ=∑(УР1–УР0) ·VBПпл·Цпл

где УР0, УР1 — расход материальных ресурсов на единицу продукции соответственно до и после внедрения инновационных мероприятий; 
Цпл — плановые цены на материалы.

     Резерв  сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации, передачи в долгосрочную аренду, консервации и списания ненужных, лишних, неиспользуемых зданий, машин, оборудования (Р ↓ ОС) определяется умножением первоначальной их стоимости на норму амортизации НА:

Р↑А=∑(Р↓ОСi·НАi)

     Резервы экономии накладных расходов выявляются на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет обоснованного  сокращения аппарата управления, экономного использования средств на командировки, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, сокращения потерь от порчи материалов и готовой продукции, оплаты простоев и др.

     Дополнительные  затраты на освоение резервов увеличения производства продукции  подсчитываются отдельно по каждому ее виду. Это в основном зарплата за дополнительный выпуск продукции, расход сырья, материалов, энергии и прочие переменные расходы, которые изменяются пропорционально объему производства продукции. Для установления их величины необходимо резерв увеличения выпуска продукции i-ro вида умножить на фактический уровень удельных переменных затрат отчетного периода:

Зд=Р↑VBПi·b.

Например, фактический выпуск изделия А  в отчетном периоде составляет 13 300 шт., резерв его увеличения — 1 500 шт.; фактическая сумма затрат на производство всего выпуска — 63 840 тыс. руб.; резерв сокращения затрат по всем статьям — 2 130 тыс. руб.; дополнительные переменные затраты на освоение резерва увеличения производства продукции — 4 890 тыс. руб. (1 500 · 3 260 руб.). Отсюда резерв снижения себестоимости единицы продукции

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции, а при необходимости  и по каждому инновационному мероприятию, что позволяет полнее оценить их эффективность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Итак, исчисление необходимо по многим причинам, в том числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления.

     Анализ  себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

     Эффективность системы управления затратами во многом зависит от организации их анализа, которая, в свою очередь, определяется следующими факторами:

  • формой и методами учета затрат, применяемыми на предприятии;
  • степенью автоматизации учетно-аналитического процесса на предприятии;
  • состоянием планирования и нормирования уровня операционных затрат;
  • наличием соответствующих видов ежедневной, еженедельной и ежемесячной внутренней отчетности об операционных затратах позволяющих оперативно выявлять отклонения, их причины и своевременно принимать корректирующие меры по их устранению;
  • наличием специалистов, умеющих грамотно анализировать, и управлять процессом формирования затрат.

     Анализ  себестоимости обычно начинают с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам. Основными элементами затрат являются: оплата труда, отчисления на социальные нужды, материальные затраты, амортизация и прочие.

     Общая сумма затрат на производство может  изменяться:

- из-за  объема производства продукции;

- структуры  продукции;

- уровня  переменных затрат на единицу  продукции;

суммы постоянных расходов.

      При анализе себестоимости особое внимание уделяется такому показателю, как  издержкоемкость продукции, то есть затраты на рубль произведенной  продукции. Он характеризует уровень  себестоимости продукции в целом  по предприятию. Данный показатель может расчитываться в любой отрасли производства и наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.

      Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют  отчетные калькуляции по отдельным  изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых периодов, других предприятий в целом и по статьям затрат.

      Большой удельный вес в себестоимости  продукции занимают материальные затраты. Общая сумма материальных затрат в целом по предприятию зависит от объемапроизводства продукции, ее структуры и изменения удельных материальных затрат на отдельные виды продукции. Уровень последних, в свою очередь, может измениться из-за количества израсходованных материальных ресурсов на единицу продукции и средней стоимости единицы материальных ресурсов.

      Прямые  трудовые затраты занимают также  значительный удельный вес в себестоимости  продукции и оказывают большое  внимание на формирование ее уровня. Общая  сумма прямой зарплаты зависит от объема производства продукции, ее структуры и уровня затрат на отдельные изделия. Последний, в свою очередь, определяется  трудоемкостью и уровнем оплаты труда за 1 чел.-ч.

      Косвенные затраты в себестоимости продукции  представлены следующими комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, коммерческие расходы. Анализ этих расходов производится путем сравнения фактической их величины на рубль продукции в динамике за 5-10 лет, а также с плановым уровнем отчетного периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости продукции в динамике по сравнении с планом и какая наблюдается тенденция – роста или снижения. В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменения косвенных затрат.

      Итак, при помощи изучения всей совокупности показателей, мы можем проанализировать себестоимость продукции как  в целом, так и по элементам  затрат, выявляя впоследствии отклонения от плановых показателей и причины таких отклонений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. Анализ  и диагнстика финансово-хозяйственной  деятельности предприятий: Уч./Под ред. В.Я. Позднякова – М.: ИНФРА-М, 2008.
  2. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Гляровская Л.Г., Лысенко Д.В., Ендовицкий Д.А. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008.
  3. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник – М.: ТК Велби, Проспект, 2007.
  4. Крылов Э.И. Анализ финансовых результатов, рентабельности, себестоимости продукции: Уч.пособие / Э.И. Крылов, В.М. Власова, И.В. Журавкова – М.: Финансы и статистика, 2006.
  5. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Уч.пособие – 4-е издание, исправл. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  6. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2008.
  7. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия: Уч.пособие – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  8. Мельник М.В., Герасимова Е.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Уч.пособие – М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2007.
  9. Хотинская Г.И., Харитонова Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Уч. пособие, 2-е изд.,перераб. и доп., - М.: Дело и Сервис, 2007.
  10. Чернышева Ю.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия – Уч.пособие – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  11. Шеремет А.Д. Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: ИНФРА-М, 2005.
  12. Ришар Жак. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.:ЮНИТИ,2006

Информация о работе Анализ себестоимости продукции